Авторская методика предложенная Анатолием Зенченко. Ишвара - одно из имен бога, оно отражает наше внутреннее духовное начало, это проявление Бога не имеющее внешней формы. И в каждом человеке оно есть. И Ишвара Йога это методика, рассматривающая йогу как способ почувствовать это внутри себя и дать этому проявиться. В основе методики лежат уникальные методы, позволяющие человеку научиться управлять своим телом, быть в состоянии максимальной внутренней гармонии и целостности.
Название Ишвара Йоги в переводе с санскрита означает Внутренний Учитель или Дух. Это соответствует истории появления Ишвара Йоги — Анатолия Зенченко говорит, что у него нет и не было учителя в Хатха Йоге. Было много людей, с которых он брал пример, но учитель всегда был внутри. Стиль практики, который он предлагает, помогает практикующему объединиться со своим духовным началом, самому найти своего Внутреннего Учителя.
И в этом нет ничего уникального и удивительного, просто нужно внимательно относиться к тому, что происходит внутри себя. На самом деле это знают и умеют все, и чтобы это осознать, нужно развернуться лицом к самим себе, начать чувствовать себя и понимать. Это просто некая степень внимания и понимания, путь к самому себе. И вот это и есть самое важное!
Практикуя Ишвара Йогу, лучше отталкиваться не от внешней формы, а от внутренних ощущений, т.к. только ваш личный внутренний опыт никто не сможет отнять, это ваш настрой чувствовать себя, понимать себя, который останется с вами везде и во всем. И только если вы научитесь понимать себя, вы сможете научиться понимать остальных. Занимаясь Ишвара Йогой, мы идем к внутреннему состоянию свободы, осознанности и ответственности/
Ключевой момент в Ишвара Йоге – это целостность. Когда есть целостность, вся структура, понимая себя, изнутри может менять больные, слабые, пустые части. Это принципиально новый уровень, чем когда мы просто нашли какую-то слабую часть и занимаемся ею отдельно от системы. Другой принцип – надо собраться в одно целое, и тогда появляется возможность увидить слабую часть как сегментик целостной структуры. Тогда сама структура, осознавая себя, меняет качественные характеристики тех частей, которые не дотягивают до общего уровня.
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
От автора
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.