Это традиционная система оздоровления, древнее китайское учение о саморегуляции организма, основное понятие внутренних стилей боевых искусств.
Цигун построен на философских традициях и прикладных технологиях сочетаний дыхания, состояний сознания и двигательной активности. Понятие Ци разъясняется как жизненная энергия, рассматриваемая в качестве основы существования всего окружающего мира, в том числе и организма человека. Цигун учит контролировать эту энергию и управлять ею. Это учение развивает личность, приводит к пробуждению души, познанию глубин личности и освобождению сознания и пониманию природы человека. Позволяет поддерживать психическое, духовное и физическое здоровье человека.
В состав Цигун входят медитативные практики и физические упражнения, несущие в себе освобождение от энергетических блоков и телесных зажимов за счёт расслабления тела и сознания. Цигун является неотъемлемой частью боевых искусств. Он используется в качестве способа для восстановления и лечения при некоторых заболеваниях и стрессовых состояниях, а также для усиления иммунитета. Служит для общей гармонизации организма, а также добивается равновесия в работе органов и их систем.
Цигун или Ци Гун — термин, образованный из двух китайских иероглифов: Ци (?) и Гун (?). Иероглиф Ци (?) обычно переводиться как: «воздух», «газ» и «пар», «дух», «энергия». Иероглиф «Гун» (?) переводиться как «работа». Таким образом цигун переводиться как: «работа с энергией» или «работа энергии». Или, говоря другими словами, объединение этих двух иероглифов даёт нам методы взращивания и управления энергией в собственном организме.
Есть множество направлений цигун, происходящих исторически из различных отношений в китайском обществе. В традиционной китайской обществе медицинский цигун используется для профилактики и в лечебных целях. В традиционных школах китайских боевых искусств цигун считается важным компонентом подготовки, позволяющим повысить боевые возможности и устойчивость к стрессовым ситуациям. Даосская и буддийская традиции используют цигун как медитативные практики. Улучшение моральных качеств использовали сторонники конфуцианства, применяя практики цигун.
Традиционная система оздоровления, частью которой является цигун, включает в себя четыре способа: динамический, статический, медитативный, а также применение различных трав и методов массажа. Динамическая подготовка включает в себя специальные движения и отражена в таких упражнениях как Ицзиньцзин. Статический способ обучения требует от практикующего расслабления тела и слежения за его положением.
Медитативная подготовка исходит из визуализации или сосредоточения внимания на конкретных звуках, образах, понятиях, идеях или видах дыхания.
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
От автора
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.