Янтра Йога — одна из систем тибетской йоги, принадлежащая к традиции буддизма. Ее отличают от хатха-йоги, несмотря на то, что европейский стиль преподавания Янтра Йоги приближен к нашему привычному пониманию «тренировочного» процесса.
Источник Янтра Йоги — трактат «Союз солнца и луны» великого учителя Вайрочаны, жившего в 8 столетии нашей эры, одного из воплощений Будды. Учение будды Вайрочаны распространилось на Западе благодаря войне в Тибете. Спасаясь от междоусобицы, в 60-х годах, учитель Чогьял Намкай Норбу покинул монастырь и, попав в Италию, стал преподавать Дзогчен (Учение Великого Совершенства) и его часть — Янтра Йогу, йогу в движении.
В отличие от Хатха-йоги, где асана — основной элемент, в Янтра Йоге делается акцент на координацию движения и дыхания. В этом процессе практикующий учится воспринимать в единстве все, а главное — собстенное тело речь и ум, то, что составляет его сущность.
Янтра Йога содержит 108 движений (по числу канонических текстов Будды). Выполнение их всех заняло бы часов 10, но для занятий делают выборку на 1,5 – 2 часа. Половину занятия длится разминка, которая готовит мышцы к практике асан.
Янтра Йога напоминает хатха-йогу и цигун, но способ вхождения в позы отличаются. Многие движения Янтра Йоги выполняются мужчинами с одной стороны, а женщинами — с другой. Большое внимание уделяется технике «правильного» дыхания (считается, что практикующие Янтра Йогу живут долго, потому, что правильно дышат).
Движения и дыхание Янтра Йоги упорядочивает течение энергии в теле, позволяя уму обнаружить подлинное равновесие и расслабление, необходимое для настоящего созерцания, медитации. Янтра Йога заряжает энергией и успокаивает мысли, совершенствуя практикующего и все, что его окружает в жизни. Янтра Йога обладает терапевтическим эффектом, приводя в гармонию пять элементов человеческого тела: пространство, воздух, огонь, землю и воду. В этом смысле Янтра Йога очень похожа на аюрведу.
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
От автора
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.