То, что нельзя описать ни в терминах материи, ни в понятиях разума, но что тем не менее является источником и первоосновой обоих. Он не является пустотой, ибо пустота есть нечто присущее материальному миру. Его можно рассматривать как чистое сознание, так как сознание осознает и материю, и разум; однако наше обычное сознание, различающее их как два явления, а не как единое целое, не понимает своей подлинной природы, зная только свое отражение в этой двойственности материи и разума. Сознание способно прийти к истинному знанию, в чем и заключается цель йоги. Абсолют можно также назвать жизнью, ибо именно жизнь есть то, что возникает в сознании, когда встречаются материя и разум; таким образом, Абсолют может быть испытан в совершенном слиянии этих двух явлений, то есть в совершенной, утонченной и полной, неограниченной жизни, которая также является целью йоги.
Абсолют является целью практической йоги, так как йог учится не ставить перед собой некие конкретные цели, но наоборот, ожидать чего-то, о чем он прежде не имел представления. Он обращает свой взор к этой Сущности (пуруша), которая существовала, по словам "Риг-Веды", "когда не было ни существующего, ни несуществующего", но которая тем не менее "включает в себя всю Вселенную и, пожертвовав собой, сотворила "Веды" и все сущее". Йог, следующий этой цели на своем пути, получает награду более насыщенной и полной жизни, но не обязательно в виде материального богатства или высокого умственного развития, ибо они представляют собой лишь относительную свободу; он обретает также радость, более утонченную, чем несовершенные удовольствия тела и несовершенное счастье ума; эта наполненная жизнь есть обещание и преддверие света самой цели. Cм. также Брахман; Сат-Чит-Ананда; Саччидананда.
Стремление к обладанию, которое иногда сводится к привязанности к телесной, воплощенной жизни. Включает в себя влечения и неприятия в форме стремления к вещам и материальной жизни и страха потерь и смерти.
Упорная практика, нацеленная на неуклонное и решительное освоение йоги.
Авадхутой называют человека, полностью преодолевшего двойственность материального мира. Авадхуты, освободившись от всех мирских страданий и обязанностей, живут и действуют, ни к чему не привязываясь и ни о чём не беспокоясь. Это чистые и простые, как дети, личности. Авадхута не отождествляет себя со своим телом и умом — он достиг наиболее чистого уровня сознания, доступного индивидуальной душе (дживе) в человеческом воплощении. Авадхуты играли заметную роль в истории ряда традиций индуизма, таких, как йога, веданта и бхакти.
См. Майя.
Аварохан — нисходящий психический канал, который начинается в бинду, идет вперед к аджна чакре, а затем вниз по сушумне в позвоночнике, по очереди проходя через активирующие точки всех чакр и заканчиваясь в муладхаре.
Арохан и аварохан соединяются друг с другом в бинду и в муладхара чакре. Вместе они образуют в теле психический контур неправильной формы, отчасти похожий на сплющенное яйцо. Весь этот контур показан на прилагаемом рисунке.
Эти два психических канала широко известны во всем мире, особенно в мистических кругах. Они используются в различных видах целительства. В акупунктуре существуют два типа пранических проводящих путей (меридианов) — нормальные меридианы (называемые сей ке) и аномальные меридианы (называемые ки ке). Эти пути — не воображаемые, а реальные тонкие проводящие каналы, по которым течет прана.