Бандха в переводе с санскрита означает «замок», что и характеризует сущность их механизма влияния. Бандхи перекрывают определенные токи энергии и связанные с ними перемещения жидкостей внутри организма, поэтому чаще всего бандхи делаются при выполнении упражнений, изменяющих корпоральное давление.
Джаланадхара-бандха перекрывает движение энергии в голову и препятствует повышению внутричерепного давления в упражнениях, связанных с повышением корпорального, например, в кумбхаке. Действительно, «снимите» джаланадхара-бандху при выполнении кумбхаки и Вы почувствуете гидравлический удар в голову, т.е. резкое повышение внутричерепного давления, которое выразится в виде «зябликов» перед глазами или шума в голове.
Помимо описанного, уддияна-бандха оказывает позитивное влияние на органы брюшной полости за счет их механического массажа.
Муладхара-бандха уплотняет энергию в нижних чакрах. Она также делается во всех случаях, когда существует избыточное давление или избыточная концентрация энергии для того, чтобы препятствовать уходу энергии в землю. Кроме того, муладхара-бандха препятствует оттоку энергии муладхары, связанной с жизненной силой, на других людей. Если при общении с некоторым человеком Вы начинаете чувствовать резкое похолодение конечностей, озноб или ухудшение физического (не эмоционального!) самочувствия, вероятно, имеет место именно такой отток и мулабандха поможет устранить соответствующие симптомы. На механическом уровне муладхара-бандха стимулирует внутренние половые органы, способствует развитию интимных мышц, нужных мужчине для контроля семяизвержения, а женщине – для усиления оргаистических ощущений и внутреннего массажа мужского полового органа при сексе.
Часть Раджа-Йоги Патанджали, включающая в себя пять так называемых «внешних» средств или шагов: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара. Иногда квалифицируется как подготовка к подлинной, высшей, Антаранга-йоге, куда входят ступени дхарана, дхьяна и самадхи (собирательно – самьяма).
См. Видеха и Пракритилайя, Развоплощенное Cостояние.
Бикрам Йога – «Горячая йога», популярное в США течение, совмещающее йогу и сауну. Автор методики – индиец Бикрам Чоудхури, считает, что хатха-йога максимально эффективна в жарком индийском климате, но не при «комнатной температуре» Западного мира. Изобретение Бикрама оказалось настолько оригинальным, что привлекло общественное внимание.
Занятия Бикрам йогой проходят в нагретых помещениях с температурой воздуха 37-40 градусов по Цельсию. Классическое занятие состоит из 26 асан, которые выполняются в быстром темпе на протяжении полутора часов, и двух дыхательных упражнений. На занятия Бикрам Йогой стоит брать полотенце и бутылку воды — через 15 минут после начала тренировки одежда для йоги станет мокрой, хоть выжимай!
Разогретое тело быстрее обретает гибкость и растяжку, многие упражнения становятся безболезненными. Обильное потооделение очищает организм от токсинов и шлаков, способствует быстрому снижению веса. Упражнения Бикрам Йоги укрепляют мышцы сердечнососудистую и дыхательную системы организма. Последователи Бикрама утверждают, что его занятия облегчают боли в спине, избавляют от мигрени, помогают восстановиться после травм, помогают в лечении хронических заболеваний.
Бикрам Йога — для решительных людей, для тех, кто готов согнать с себя все семь потов, очистить свой организм, быстро похудеть и не боится за свое сердце. Осторожность стоит проявить людям с ослабленным сердцем и низким давлением. Судя по отзывам, на занятиях Бикрам Йогой у практикующих порой случаются головокружения и даже обмороки.
Буквально: "капля", "крошечная точка". В произнесении слова "Ом" присутствует назальный эффект, так как губы закрыты и обычный звук "м" произнести нельзя. Этот звук называется нада и обозначается маленьким горизонтально расположенным полумесяцем над буквой "о". В чаше полумесяца ставится точка, обозначающая завершающую стадию нада, в которой звук становится очень тонким и постепенно угасает. Определение продолжительности этого звука полностью отводится человеку, произносящему Ом.
Слово бинду происходит от санскритского корня бинд — «расщеплять, делить ». Это означает, что бинду является истоком индивидуальности; это точка, где единство впервые делится, порождая двойственность — мир множества форм. Это деление подразумевает ограничение знания, действия и так далее.
Бинду — это точка, не имеющая измерений, безразмерный центр. В санскритских текстах ее часто называют чидгхана — то, что укоренено в беспредельном сознании. Слово бинду также означает ноль или пустоту — шунья. Точнее, бинду — это врата к шунье. Однако ноль или пустота не означают полное ничто. Это пустота, которая содержит в себе полнейший потенциал. Фактически, слово шунья следует переводить не как «ничто», а как «невещественность» . Между этими двумя словами огромная разница. Состояние невещественности представляет собой чистое сознание. Следовательно, бинду является загадочной, невыразимой точкой сосредоточения, где сосуществуют противоположности — бесконечность и ноль, полнота и пустота. Бинду часто называют бинду висарга — «падающей каплей». Это означает, что бинду представляет собой одну из множества капель нектара, который постоянно просачивается вниз из сахасрары, первичного источника. Этот нектар орошает жизнь, это подлинная «живая вода».
Резюмируя, можно сказать, что бинду буквально означает семя, маленькую частицу, точку, и так далее. Это средоточие индивидуальности, как одушевленной, так и неодушевленной. Это космическое семя, из которого проявляется и вырастает все сущее. Это бесконечно малая точка, обладающая бесконечно большим потенциалом.