Умиротворение тела, или, скорее, его десяти органов действия и восприятия (индрийя, см.), с тем чтобы они пребывали в молчании и покое до тех пор, пока их функции не потребуются. Одно из шести достижений (см. Шатсампатти).
Данхак (Корейская Йога) включает в себя комплекс физических, дыхательных и медитативных упражнений, близких к китайскому искусству цигун и йоге. Система Данхак Йоги направлена на поиск и разработку методов, способных помочь каждому человеку без особого труда обнаружить скрытые в нем природные механизмы самоисцеления. Как гимнастика, она помогает, снять усталость, исправить осанку, снять стресс.
Данхак Йога использует следующие практики:
Система Данхак – это динамические основанные на координации движения с особым ритмом дыхания, позволяющие улучшить циркуляцию энергии в организме. Эту систему называют меридианной гимнастикой. Она укрепляет внутренние органы, мышцы, нервную, сосудистую и иммунную систему. Восстанавливает симметрию позвоночника, исправляет осанку. Очищает и активизирует систему меридианов.
Система Чигам – это практика концентрации на энергии помещенной между ладонями. Целью данной практики является ментальное и эмоциональное очищение организма.
Система Хангон – это серия статических упражнений с глубоким дыханием, которые способствуют накоплению энергии. Это поэтапная система с прогрессирующей нагрузкой на тело человека. Она улучшает координацию разума и тела, повышает эффективность самоисцеления.
Практика медитативного дыхания Тан-Джон, которая обеспечивает связь между телом и разумом человека. Осознание такой связи дает доступ к энергии жизненной силы и укрепляет иммунную систему.
Система Ункисимгон – это сочетание плавных движений, дающих способность осознанно концертировать энергию на определенных участках тела. Увеличивает способность организма точечно исцелять и укреплять определенные области организма.
Древнее направление в китайской медицине и философии, насчитывающее 5000 – 8000 лет. Он является матерью акупунктуры и оказал влияние современных терапий, таких, как точечный массаж, рольфинг и другие. Дао было изложено как «закон природы» или «порядок природы», постоянно сменяющийся цикл времен года», «искусство», «метод», «энергия» и «путь движения».
Целительное Дао – это система для лечения и предупреждения болезней, стрессов и для улучшения всех аспектов жизни. Ее ключевой концепцией является увеличение жизненной энергии, или Ци, при помощи простых техник и физических упражнений. Эта энергия жизненной силы затем проходит через акупунктурные меридианы тела и превращаются в здоровье, жизненность, в сбалансированные эмоции, в творческие и духовные способности.
Эта практическая система доступна каждому. Целительное Дао является современным выражением многовековых Даосских практик. Большинство из этих техник были раньше известны только небольшой группе мастеров Дао и их ближайшим ученикам.
Целительное Дао не является религией, несмотря на духовность, которая находится в ее основе. Эта система совместима со всеми религиями, а так же с агностицизмом и атеизмом. В ней нет ритуалов, которые необходимо выполнять, и гуру, которому нужно подчиняться. Мастер и Учитель высоко почитаются, но не обожествляются.
Обладать даршаной означает обладать видением. Видеть цветок, дерево, людей вокруг есть великое благословение, ибо цветок, дерево и люди существуют для нас, и мы способны впитывать их способности наравне со своими собственными достижениями. В йоге драгоценной считается даршана гуру. Несмотря на то, что ученик может видеть только то, что он способен видеть, его состояние уважения и истинного благоговения ко всему вокруг есть упражнение для его способностей, обеспечивающее их развитие, и по мере своего роста он начинает видеть все больше богоподобности в своем учителе, и обращать все меньше внимания на его человекоподобность.
В этом, однако, не должно быть скрытых мотивов; это развитие происходит только путем того счастья, которое приносит видение; обладающие им в высокой степени становятся риши (провидцами).
Понятие даршаны с ходом времени стало означать точку зрения, а затем — философскую систему. Существует шесть великих даршан древней Индии: вайшешика (анализ Вселенной), ньяя (законы и принципы логики), санкхья (классификация Вселенной), йога (практика единения), миманса (законы традиционной религии) и веданта (знание Бога).
Дуализм, дуальность; первый результат неверного знания (авидья), или власти иллюзии (майя). См. также Адвайта.
Они называются сампраджнята и асампраджнята. Первая предполагает познание в смысле присутствия объекта, или предмета умственного внимания, но во второй не участвует ничто объективное.
Сампраджнята разделяется на два типа: первый связан с распознаванием, проверкой (витарка), или освидетельствованием. Это происходит, когда произнесено слово, и возникает желание понять его значение и объект, или понятие, ему соответствующее. После размышления о слове и его значении в разуме вдруг наступает проявление знания, и человек восклицает: "Да, теперь я понимаю, это означает то-то." Следует отметить, что в начале этого процесса нечто просто подвергается рассмотрению (как, например, когда человек выбирает для медитации тему из какой-либо книги, к примеру, из "Бхагавад-Гиты"); это первичное состояние есть ментальный тамас, оно подобно темной комнате или неосвещенному объекту. Затем начинается процесс рассмотрения, вопросов; этот процесс представляет собой ментальный раджас. Затем приходит понимание — и с ним прекращается рассмотрение, — которое является ментальной саттвой.
Это последнее состояние называется непроверочным (нирвитарка) и представляет собой самадхи, обладающее зерном (нирбиджа); это означает, что самадхи завершается там же, где началось, но с определенным просветлением разума по отношению к объекту или предмету рассмотрения, над которым работал разум (манас), и с определенным очищением или исправлением образа этого объекта в уме (читта), который получал все результаты этой работы и сохранял их в системе привычек (читта-санскара).
Второй тип сампраджняты связан с исследованием нового (вичара) и имеет более тонкое содержание. Когда принято решение о том, что собой представляет объект, и разум смолкает, возможно достижение самадхи на этом объекте. Затем, или в другой раз, по отношению к объекту может возникнуть другая, исследовательская форма запроса (вичара). Она относится к тому, что называют тонкой (сукшма) природой объекта.
"Тонкая" не означает здесь "тонкости" в материальном смысле, как тонкая нить уже толстой, или электрон меньше атома водорода; это соответствует субъективной значимости — тому, что данный объект означает для эмоций, для интеллекта (его класс, сходства и подобия с другими и т.п.); каково его место в причинно-следственных связях; и наконец, каково его значение для характера и воли субъективного Я, или полного разума, включающего мышление, ощущения и волеизъявление. Однако такой умственный процесс неизбежно остановится перед неопределимым (алинга), так как это процесс размышления о чем-либо, оперирующий только определяемыми понятиями.
И вновь, по окончании исследования, или рассуждения появляется свет, и человек говорит себе: "Теперь я понимаю." Созерцание этого понимания есть нераспознающее (нирвичара) самадхи, и в нем заключается высший свет, которого способен достичь разум в материальном мире. Вначале, когда он связан с прочитанными или услышанными идеями, он обладает свойством тамаса; затем, в процессе размышления, он переходит к свойству раджаса; однако стадия нирвичара в созерцании относится к саттве. Вновь, однако, такое созерцание обладает зерном (сабиджа), так как возвращает разум назад к объекту, от которого он отталкивался.
Вторая форма созерцания, или самадхи — асампраджнята — также является умственным процессом, однако она представляет собой обращение к тому, что пребывает вне объективности, как грубой, так и тонкой. В данном случае это встреча с неопределяемым, которое есть не что иное, как подлинное Я, пуруша.
Следует отметить, что когда процесс нирвичара сампраджнята самадхи полностью завершен, он оставляет после себя соответствующий шаблон состояния, или склонность (санскара), которая в определенном смысле преобладает над прежними основными наклонностями. Асампраджнята самадхи тоже устанавливает своего рода шаблон состояния разума — привычку внимательности к неопределяемому, — который превозмогает все более ранние наклонности и устанавливает основную тенденцию именно к этой форме самадхи, что с каждым разом облегчает ее. Все это ведет к новому восприятию (вивека) и далее к независимости (кайвалья), что отмечается в разуме не только знанием, но и неизъяснимой радостью (ананда), которая, впрочем, представляет собой знание самого себя, осознание самого сознания. См. также Препятствия Самадхи; Самадхи; Созерцание.