Практикующий йогу. Женский род: йогини.
Буквально: "Единение". Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа.
Существует много форм йоги: йога действия (карма-йога), йога веры и поклонения (бхакти-йога), йога знания (джняна-йога), йога упорядоченного дыхания и правильных поз (хатха-йога), йога пробуждения энергии в позвоночнике (лайя-йога), правильного использования звуков и слов (мантра-йога), йога медитации и созерцания (раджа-йога).
Подразумевается, что Единение и все практики, нацеленные на его достижение, всегда намеренны и сознательны, но никогда не пассивны.
Очень важно осознать, что что высшие достижения йоги достигаются без понимания происходящего. Объяснения возможны лишь в мелких и подготовительных моментах. В самом себе человек обладает огромным потенциалом, раскрывающимся только его стараниями. Йога подобна способу, которым ребенок учится ходить, совершенно еще не зная, как это делается.
Единение с Божественным есть конечная цель йоги, но по мере продвижения к ней понятие единения используется в частных формах, поэтому возможно единение со знанием (джняна-йога), единение с мудростью (буддхи-йога), единение с подлинным Я (атма-йога). Термин "йога" означает также различные методики единения, например, путем контроля и силы (раджа-йога; "раджа" — "владыка"); путем веры, преданности и самоотдачи (бхакти-йога), путем науки (санкхья-йога), посредством заклинаний и магических формул (мантра-йога), и т.д. См. также Йога для Семьянина; Йога Суфиев; Философия Йоги.
Методическая система освоения гимнастики йогов, разработанная мастером йоги Андреем Сидерским (Киев). Двадцать три набора упражнений отличаются друг от друга сложностью (5 стадий) и назначением (для групповых тренировок, персональных программ, для инструкторов и специализированные — для подготовки фридайверов, спецназа и даже космонавтов).
Большинство упражнений — классические, встречающиеся и в других школах йоги. Не используются асаны, которые, по мнению Мастера – Сидерского, в данный момент противопоказаны 70 процентам йога-практиков западного склада тела и ума.
Методика Йога 23 делает вход в практику классической Хатха-йоги как можно более эффективным и безопасным для людей с европейским менталитетом и европеоидным типом строения опорно-двигательного аппарата. Освоив эту гимнастику, можно пользоваться любой другой методикой или разработать свой стиль практики.
«Статика» при выполнении асан применяется в комплексе с авторскими энергодинамическими и дыхательными техниками. На занятиях используют особые ритмы дыхания с паузами на вдохе и выдохе. Никаких религиозных, философских или идеологических «привязок» — только личный опыт каждого.
Практика связана с приличными физическими нагрузками, которые укрепляют тело, благотворно влияют на кровеносную и нервную системы организма, выравнивают гормональный баланс и уже на первой стадии дают «пси-эффект» - стабилизацию эмоциональной сферы и состояния ума.
Психоделический эффект «зашит» в геометрии каждого упражнения. Последовательности построены так, чтобы «информационный» аспект практики проявлялся наиболее полно. Фигуры, которые принимает тело, предстают в роли букв некого универсального алфавита. Составленные в определенном порядке, они несут в себе силу Слова — содержание, которое меняется, если переставить буквы местами. Физиологическое и энергетическое воздействие упражнений при таком подходе значительно усиливается.
Йога Айенгара считается одной из самых мягких статичных методик. Основное внимание она уделяет детальной отстройке правильного положения тела в асанах при помощи массы дополнительных приспособлений – валиков, одеял, кирпичей, которые подкладываются под бедра, спину, голову, ноги для обеспечения комфорта и безопасности в практике.
Неуклонный рост интереса к духовным практикам, который вот уже несколько десятилетий наблюдается по всему миру, во многом связан с именем Б.К.С. Айенгара. Его школа произвела настоящую революцию в понимании и практике хатха-йоги, которая в интерпретации Гуруджи обрела доступность даже для новичков и людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Данный метод обучения универсален, он предполагает концентрацию на деталях и индивидуальный подход к каждому ученику. В этом заключается секрет популярности йоги Айенгара, которая является одним из самых распространенных стилей в мире.
Основателем и идейным вдохновителем этой школы является один из самых выдающихся современных гуру Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, который с 16 лет обучался у знаменитого наставника Шри Т. Кришнамачара в созданной при содействии Махараджи Майсора Школе Йоги.
Этот статический стиль уделяет особое внимание отстройке асан – тонкой и скрупулезной работе в позе, поскольку длительное нахождение в статичном положении усиливает его терапевтическое воздействие не только на мышцы, связки и суставы, оно массирует внутренние органы и гармонизирует работу всех систем организма. Осмысленная практика асан, даже при очень медленном выполнении, оказывает также благотворное влияние на ум человека и его психо-эмоциональное состояние. При отстройке асан используется множество вспомогательных материалов для максимального комфорта практикующего: валики, одеяла, ремни, подушки и т.д. При помощи этих приспособлений в асанах прорабатываются даже самые болезненные участки тела, в которых хранится память о травмах, напряжение и стресс. Йога Айенгара «раскрывает» такие места и излечивает их, наделяя здоровьем духа через здоровье тела.
Практика Йоги Айенгара предполагает использование различных пропсов Особое внимание уделяется равномерному вытяжению тела, благодаря чему оно становится не только более сильным и здоровым, но и симметричным. Выравнивание в асане является важнейшим условием эффективной практики, поскольку позволяет сохранять клетки организма здоровыми. В интервью журналу «Yogasara» Гуруджи объяснил, что самочувствие человека зависит от состояния клеточной системы, состоящей из миллиардов клеток. Статичная практика йоги позволяет этим необходимым элементам тела жить и порождать жизнь.
Выравнивание тела выполняет еще одну очень важную функцию – оно способствует постепенной корректировке энергетических центров и каналов. Последние оказывают колоссальное влияние на тонкое тело, успокаивают ум и очищают сознание. Иными словами, положительные изменения происходят на более глубоких уровнях – в психической и эмоциональной сферах.
Эти закономерности являются фундаментом и логическим обоснованием метода Айенгара.
Йога в танце — форма динамической медитации и релаксации, где движения сочетаются с дыханием. Йога в танце сродни искусству цигун и другим динамическим техникам, основанным на работе с внутренней энергией.
Движения йога-танца (также как и асаны хатха-йоги) строятся по линиям сакральной геометрии (науки о соотношении геометрических форм в мироздании). Истинный танец йогина рождается спонтанно, когда его ведет пробужденная сила Кундалини. Тогда движения тела следуют за направлением энергетических потоков. Часто так и рождаются новые виды йоги и танца.
Сегодня в йога-центрах и фитнес-клубах преподают совершенно разные «йога-танцы». Иногда это индийские ритуальные (храмовые) движения. Иногда — смесь йоги и пласт. Большую важность в танцевальной йоге имеют мудры и хасты — символические жесты, направляющие течение тонкой энергии. Иногда — авторские методики, основанные на глубоком понимании энергетической структуры человека и мироздания, как, например, Танец Шивы — разработка Андрея Лаппы, или танцевальная йога Владимира Негадаева. В некотором роде схожи с танцевальной йогой динамические комплексы Андрея Сидерского и Шандора Ремете.
Традиционная статичная хатха-йога требует от практикующего значительной выдержки. Будучи неспособными задержать внимание на одном предмете даже на несколько секунд, многие люди испытывают психоз от маломальского статичного напряжения. Для таких людей йога в танце — просто спасение. Смена движений занимает внимание, координация движения и дыхания упорядочивает работу мозга, успокаивает течение мыслей, приводя практикующего к гармонии. Достигая внутреннего баланса, люди удивляются тому, как просто как просто им становится жить!
Йога в танце как форма динамической медитации и релаксации, как искусство управления телом и дыханием, помогает избавиться от хронической усталости, агрессии, раздражительности и стресса. Практикующий уравновешивает течение внутренних энергий и тем самым избавляется от недугов, рожденных эмоциональными и ментальными перегрузками. Регулярная практика укрепляет иммунитет, репродуктивные функции, развивает память и интуицию, наполняет энергией, восстанавливает полноту ощущений и приводит человека к блаженному ощущению единства со всей Вселенной. Постепенно практикующий учится превращать в танец каждое свое движение, и тогда каждый момент его жизни становится произведением искусства. На определенной ступени освоения йоги в танце достигается состояние, когда движения основываются уже не на теоретическом знании и повторении, но на тонком чувствовании структуры танца. Тогда ученик сам становится учителем.
Йога Голоса это направление по работе со звуком и голосом, в котором присутствует как восточный подход с его практиками и восприятием феномена звука, так и западный с его последними научными достижениями, набором упражнений и мировосприятием процесса звучания.
Голос — важнейший инструмент, выражающий нашу внутреннюю реальность, и, прежде всего, сферу чувств. В голосе человека всегда отражается его эмоциональное состояние, которое в свою очередь, отражает общую картину реальности: физическую, социальную. И также точно как голос может отражать внутреннюю реальность, он может на нее влиять — изменять и гармонизировать.
Наш голос обладает уникальным целительским свойством — вызывая вибрацию, убирает лишние напряжения, способствуя тем самым, установлению гармоничного баланса энергии в теле. Правильное звучание снимает различные боли психосоматического характера, приводит в тонус или наоборот — расслабляет, в зависимости от исходного состояния. Знающий это, вместо того чтобы пить алкоголь, поет песни.
Освобождая голос, мы освобождаем свое сердце, в большей степени становимся собой настоящим. А значит, получаем возможность чувствовать свои истинные желания и следовать за ними, а не за навязанными извне.
Пройти цикл голосовых практик может любой человек, который не имеет физиологических нарушений органов речи и слуха. Певческий голос и музыкальный слух для этих практик необязателен. Достаточно того голоса, которым вы говорите и того слуха, которым вы слышите обычную речь. Цель занятий Йогой Голоса: культура звучания и трансцендентный опыт.