Наад Йога — это наука о воздействии звука на сознание. Йогин может использовать звук, дыхание и ритм, чтобы управлять частотой вибраций. Человек в этом смысле представляется как музыкальный инструмент. Настраивая внутренние вибрации, йогин может воспроизводить разные тональности на уровне сознания.
Один из младших вайю (см.), жизненных ветров.
Звук (шабда) присутствует повсюду, подобно тому, как весной все исполняется движения, сопровождаемого всеобщим пением. Таким образом, в Космосе непрерывно звучит песня мира, равно как шум войны присутствует в самых малых конфликтах и движениях Хаоса. В душе, или разуме йога существует подобное движение, и шумы Хаоса должны во всех своих проявлениях быть заменены песнями Космоса. Он никогда не должен забывать, что в простом избавлении от шумов Хаоса еще нет достижения, и что приобретением является только слышание песни Космоса. Это справедливо для всех уровней тела и разума, хотя песня (подобно прикосновению и взгляду) всегда присутствует в его внутреннем мире. Можно сказать, что человек всегда воплощается не в теле, но только в разуме, и что тело — не обитель его, но лишь мастерская.
Йогу следует прислушиваться к этому внутреннему голосу несколькими способами; некоторые источники выделяют пять способов, некоторые семь, другие десять, но это только вопрос классификации. Одни определяют их как следствия относительно внешне-ориентированных, или материальных опытов; другие связывают их с мантрами; третьи — с внутренней медитацией, говоря даже о "голосе тишины". Что касается последнего случая, работы буддистов утверждают, что ученик должен слышать голос своего внутреннего бога в семи проявлениях, которые подобны голосу соловья, звону серебряных тарелок, шуму в раковине, звучании вина, бамбуковой флейте, трубам и грому; последний из них поглощает все предыдущие, так что они более не слышны. Символически этот ряд отражает предельно мистическое звучание, зарождающееся в тишине и становящееся все громче и громче, достигая своей кульминации, когда ученик сливается с Единством.
Другой текст, "Малые Упанишады" описывают эту последовательность следующим образом: сначала идет звук, подобный "чини", затем — подобный "чиничини", затем колокольчик, потом шум раковины, потом звук лютни, звон тарелок, флейта, затем стук небольшого барабана, затем громкий барабанный бой, и, наконец, гром. Еще один источник определяет порядок так: легкое позвякивание, литавры, рога, флейта и вина, и йогу предлагается прислушиваться ко все более тонким звукам. Еще говорят о шуме моря, облаков, водопада, барабанов, колоколов, труб, флейт, вина и жужжании пчел.
Некторые учителя указывают своим ученикам закрывать уши большими пальцами, глаза указательными, ноздри средними, а губы — оставшимися пальцами рук. После непродолжительной постоянной практики они начинают слышать звук, похожий на жужжание пчел, затем пение флейты, а затем вина. С продолжением практики приходят звуки колоколов, и в конце концов — гром. Разум йога поглощается этими звуками, так что он не поддается уже внешним отвлечениям.
Понятие нада используется также для обозначения продолжительности звуков, например, при произнесении Ом.
Каналы тонкого тела. См. Ида; Пингала; Сушумна.
Склонность Характера; Шаблон Состояния Разума. Васаны часто считаются обычными желаниями (см.), но на самом деле представляют собой привычные, устоявшиеся желания, то есть основные склонности характера. Васаны необходимо преодолевать всеми силами, а вместо них должна установиться дхарма. Когда высшие силы человеческой души (мышление и любовь) не проявляют склонности к каким-либо предметам или действиям, страсти остаются в молчании, подобно телу, пребывающему в покое, пока внутреннее Я не побуждает его к действию.
Буквально: "имя и форма". Обозначает свойство всего созданного или проявленного. Существует отличие между двумя понятиями, так как форма соответствует объективному существованию, тогда как наименование — его отражению в субъективной жизни, разуме, в котором имя обычно есть символ формы (традиционный, подобный алгебраическому обозначению) и может использоваться в отсутствие предмета для умственной работы и манипуляции, связанной с этой формой.
В основном, понятие намарупы используется, когда разум отмечает, что объект, к которому он обращается, принадлежит полю майи, и на самом деле нереален. Вся Вселенная рассматривается как преходящая, не представляющая собой ничего, кроме суммы карм всех существ, пребывающих в ней.