Чакра означает буквально: "колесо". Также называется падма (лотос) из-за сходства с этим цветком. Шесть чакр расположены на уровне различных органов тела вдоль сушумны, энергетического канала, проходящего по позвоночнику и его аналогу в тонких телах, седьмая расположена на макушке, восьмой чакрой называют ауру.
Некоторые современные ученые тесно связывают чакры с важнейшими нервными сплетениями тела.
Падмы имеют "лепестки", которые указывают силы чакры, каждая из которых обозначается буквой-слогом алфавита санскрита. В сумме таких лепестков пятьдесят, и они и соответствующие им силы, распределяются по чакрам следующим образом: (1) четыре; (2) шесть; (3) десять; (4) двенадцать; (5) шестнадцать; (6) два; (7) тысяча. Как указывает майор Базу, количество лепестков соответствует числу важнейших нервов, исходящих из соответствующего нервного сплетения.
Чакры имеют следующие имена и положение:
Анахата – сердечная чакра. Расположена за тимусовой железой. Ответственна за легкие, сердце, иммунную и лимфатическую систему. Цвет – изумрудный. Элемент воздуха.
Вишудха – чакра горла. Расположена за щитовидной железой. Ответственна за здоровье горла, ушей, носа, шеи и желез. Цвет – светло-голубой. Элемент эфира.
Ажна – «третий глаз». Расположена над носом, посередине лба между бровями. Центр интуиции и предвидения. Связана с работой глаз, мозга, гипофиза и нервной системы.
На вершине сушумны располагается "тысячелепестковый лотос" Сахасрара. Майор Базу связывает его с medulla oblongata, продолговатым мозгом, из которого берут начало и в котором соединяются левый и правый симпатические каналы. Как утверждает учение йоги, вверх по каналу сушумны всегда течет определенное количество энергии кундалини, однако пробуждение большего ее объема приводит чакры к более активному состоянию, что проявляется в усовершенствовании чувствительности органов восприятия и увеличению их силы, благодаря чему можно приобретать способности ясновидения, яснослышания, и так далее; каждая чакра связана с определенными формой материи и органом чувств, а именно: (1) земля, обоняние; (2) вода, вкус; (3) свет, зрение; (4) воздух, осязание; (5) эфир, слух; (6) разум.
Кроме того, можно провести сравнение с соответствующими явлениями и сферами человеческой активности: (1) тело; (2) страсти, желания и эмоции; (3) низший, или предметный ум; (4) моральные и этические свойства; (5) воля, и (6) высший разум. Таким образом, первая, вторая и третья чакры образуют низшую триаду, связанную с материальным миром, а четвертая, пятая и шестая чакры — высшую триаду, связанную с внутренним миром человека. Однако, все эти соответствия и сравнения следует воспринимать в очень широком и свободном смысле, поскольку подобные ответвления и взаимоотношения сложны в той же мере, сколько и сама жизнь, в которой разнообразные органы и способности проявляются в разное время по разному.
Завершающие строфы завета Шри Кришны в "Бхагавад-Гите": "Думай обо мне; будь предан мне; обожай меня; поклоняйся мне. Ты придешь ко мне... Обещаю, ибо люб ты мне. Все отбросив в сторону, ко мне, единому убежищу, приди... Освобожу тебя от всех грехов."
Читая этот фрагмент, изучающий должен вспомнить учение, данное несколькими строками ранее, о том, что Бог есть одно и то же Я, присутствующее во всем, и что сам дух ученика есть часть (анша) его. Таким образом, это учение завершается выводом о бессмысленности попыток поиска спасения у кого-либо другого.
Дословно переводиться как исцеления или лечение. Чикитса это одна из восьми ветвей индийской медицины, имеющая своим содержанием врачебное применение лекарств и отвечающая ближе всего европейской терапии.
Чистое сознание; "просто чит". Правила благозвучности санскрита требуют изменения "т" в слове чит на "н", если в составном слове за ним следует "м".
Шри Чинмой родился 27 августа 1931 года в небольшой деревушке Шакпура в Восточной Бенгалии, ныне Бангладеш. В семье Шри Чинмой был самым младшим из семи детей. В 13 лет, после ухода из жизни его отца, а затем и матери, Мадал (детское имя Шри Чинмоя по индийской традиции) переехал в ашрам известного йога и основателя интегральной йоги Шри Ауробиндо в Пондишери, где до 1964 года Шри Чинмой учился, работал и практиковал духовную дисциплину. С юных лет Шри Чинмой проявил замечательные способности в сочинении стихов, эссе, музыки и песен, а также достиг значительных успехов в различных видах спорта, особенно в спринте и десятиборье.
В 1964 году Шри Чинмой приехал в Нью-Йорк, чтобы предложить современному западному миру секреты внутреннего мира устремления. С тех пор Шри Чинмой прочитал сотни лекций в университетах всего мира, включая Оксфордский, Кембриджский, Гарвардский университеты, Московский государственный университет, Йельский университет и Сорбонну. В своих лекциях Шри Чинмой раскрывает глубокий смысл многих аспектов человеческого существования. Эти лекции были опубликованы и переведены более чем на двадцать языков.
Жизнь Шри Чинмоя - это выражение безграничного творческого потенциала. Его творческий потенциал на протяжении многих лет щедро проявляется в сфере музыки, поэзии, живописи, литературы, спорта и гуманитарной деятельности. Вклад Шри Чинмоя в каждую из этих областей поразителен. Достижения Шри Чинмоя - это уникальный для современности взгляд на смысл существования человека.
Шри Чинмой рассматривает устремление человека к внутреннему совершенству, осознанию и проявлению божественности как источник, из которого рождаются великие свершения в области искусства, культуры, спорта, науки и совершенствования личности. Живя в сердце и стремясь превосходить свои собственные достижения, человек проявляет лучшее в себе и находит путь к миру и гармонии. Говоря словами Шри Чинмоя, "наша цель - в движении от яркого света к более яркому свету и самому яркому свету, от высокого к более высокому и высочайшему. И даже в высочайшем нет конца нашему прогрессу".
Шри Чинмой регулярно совершал поездки по всему миру, давая концерты и лекции, встречался с руководителями мирового и национального уровня. При этом Шри Чинмой обсуждал с ними вопросы мировой гармонии. Концерты, лекции, выставки живописи и спортивные соревнования Шри Чинмоя всегда проводились бесплатно для всех желающих.
Требуемый от практикующего йогу один из пяти обрядов ниямы, распространяющийся на всю повседневную жизнь в мире. См. Шауча.