Книга | Автор | ||
---|---|---|---|
Индийская философия Том I: Ведийский и Эпический период | Сарвепалли Радхакришнан | 3.63 Mb | doc |
Индийская философия Том II | Сарвепалли Радхакришнан | 4.23 Mb | doc |
Радхакришнан Сарвепалли (1888-1975) - индийский государственный и политический деятель, учёный-философ. Образование получил в Мадрасском университете. В 1918—1921 профессор философии в Майсурском университете, в 1921—1931 возглавлял кафедру философии Калькуттского университета, в 1931—1936 вице-канцлер университета Андхра, в 1939—48 вице-канцлер Бенаресского университета, в 1953—1962 канцлер Делийского университета. В 1936—5192 читал лекции в Оксфордском университете.
Участвовал в национально-освободительном движении, после завоевания Индией независимости (1947) играл видную роль в общественной жизни страны. В 1948 председатель правительственной университетской комиссии, доклад которой лег в основу системы университетского образования современной Индии. В 1949—1952 посол Индии в СССР. В 1952—1962 вице-президент, в 1962—1967 президент Республики Индия. В 1956 и 1964 посещал СССР с визитом доброй воли. Радхакришнан — сторонник мирного сосуществования государств с различным социальным строем; в выступлениях Радхакришнана содержатся осуждение военных блоков, призывы к ликвидации колониализма, к отказу от войны как "устаревшего политического оружия". Автор многочисленных трудов по философии, народному образованию, литературе и политике; доктор наук многих индийских и иностранных университетов, почётный профессор МГУ (1956).
По своим философским взглядам Радхакришнан примыкал к объективному идеализму веданты в истолковании Шанкары. Он разработал систему единой универсальной "вечной религии", основанной на древнеиндийских религиозно-философских традициях и призванной, по мнению Радхакришнана, заменить все существующие "догматические" религии. По своим социологическим взглядам Радхакришнан являлся сторонником учения Ганди и считал, что решение всех общественных проблем может быть эффективным лишь на основе религиозных принципов.
Индийская философия Том I: Ведийский и Эпический период
Радхакришнан Сарвепалли
Философия Индии насчитывает около трех тысяч лет писаной истории и выдвинула некоторые основные принципы, которые были господствующими в нашей стране на протяжении многих столетий.
Главный из них заключается в том, что высшим назначением человека является согласованное развитие различных сторон его природы – тела, ума и духа. Простого физического развития или интеллектуальной гибкости еще не достаточно. Целью стремлений человека должно быть духовное совершенствование. Для его достижения не существует заранее предначертанных путей.
Вот почему с самого начала истории индийской культуры в Индии стране мирно сосуществовали различные верования. Арийцы и дравиды, индуисты и буддисты, евреи и христиане, последователи Зороастры и мусульмане – все они принимались индийским народом с радушным гостеприимством, и их системам мысли и практики была дана возможность развиваться в соответствии с их природным гением.
Индийская философия Том II
Радхакришнан Сарвепалли
В этом томе, посвященном рассмотрению шести систем брахманизма, я принял тот же план и метод трактовки, что и в первом. Я старался усвоить, что должно быть здесь отмечено, истинный дух философского истолкования, то есть старался толковать древних писателей и их мысли по их лучшим достижениям, связывая их с живыми источниками философии и религии. Вачаспати Мишра, комментировавший почти все системы индийской мысли, писал о каждой из них так, как если бы он в нее верил. Чтобы показать тенденции мысли, созревшей в давние времена и нашедшей свое выражение в известном числе трудных для понимания работ, нужно было выбирать, выделять и даже критиковать отдельные их аспекты, которые не укладываются в рамки моих собственных воззрений. Поскольку моя работа содержит множество решений, касающихся деталей, то нельзя особенно надеяться, что она будет свободна от ошибок. Однако в своей трактовке я старался быть объективным и не искажать того, что очевидно.
Я хочу еще раз сказать здесь, что мой анализ не следует считать исчерпывающим в полном смысле этого слова, ибо почти каждая глава книги имеет дело с предметом, изучению которого хорошо подготовленный специалист мог бы посвятить всю свою жизнь. Детальное рассмотрение каждой отдельной системы требует отдельной монографии. Я ограничиваю свою задачу широким очерком различных движений мысли, их мотивов и их результатов. Практически я не делал попыток обсуждать второстепенные оттенки мнений менее значительных писателей различных школ. Я даю лишь краткую и суммарную трактовку шиваитской, шактистской, и, позднее, вишнуитской систем, которые относятся скорее к области истории религии, чем к философскому развитию Индии. Я буду вполне удовлетворен, если окажется, что я преуспел в выявлении – хотя бы и не вполне адекватном – истинного духа различных фаз индийской спекулятивной мысли.