У меня никогда и в мыслях не было продвигать инь-йогу в массы как независимую форму практики асан, потому что инь-йога по определению не может существовать независимо от ян-йоги. Поэтому я всегда хотел обучать инь-йоге как разновидности йоги, дополняющей собой янские формы. Ян-йога — широкое понятие, которое включает не только собственно йогические практики, но и любые формы упражнений, направленные на циркуляцию крови и тренировку мышц. Таким образом, в широком смысле слова янской формой активности можно считать и силовые тренировки, и бег, и езду на велосипеде, и плавание.
Инь- и ян-йога взаимодополняют и уравновешивают друг друга. Они связаны с меридианами, которые опутывают все наше тело. Нагляднее всего будет сравнить эти меридианы с сетью оросительных каналов. Иньские формы йоги очищают эти энергетические каналы от накопленного мусора, а янские формы йоги стимулируют ток энергии по всем каналам.
Кроме того, иньские и янские формы йоги уравновешивают нас в умственном и эмоциональном отношении. Инь-йога умиротворяет и успокаивает, а ян-йога придает сил, освежает и бодрит. Поэтому каждому упражнению из арсенала йоги, каждой асане — свое время, в зависимости от потребности. Современный мир больше тяготеет к янскому началу, а в идеале оба начала в жизни должны пребывать в равновесии: должен существовать баланс между конкуренцией и состраданием, между честолюбием и умением довольствоваться тем, что имеешь. К сожалению, современный мир утратил это гармоничное равновесие. Перевешивает янское начало, все приоритеты — на стороне янских качеств. Именно поэтому происходит загрязнение нашей планеты, раскалываются семьи, пустеют наши жилища: мы все слишком много работаем, чтобы сделать карьеру или хотя бы свести концы с концами, и нам не до друг друга. Чтобы уравновесить образ жизни современного человека, страдающего от сильного крена в сторону янского начала, необходима инь-йога.
Справедливости ради следует сказать, что крен в сторону янского начала существовал в обществе далеко не всегда и распространен был отнюдь не везде. В разные эпохи и в разных странах бывали и случаи обратного крена, — то есть перевешивало иньское начало. В былые времена в ходу было выражение «монашья болезнь». Так называли чрезмерную чувствительность к любым помехам, будь то шум, тревоги, внешние раздражители и т. д. Именно янская активность и служила лучшим средством от «монашьей болезни». Недаром такие формы янской активности, как хатха-йога, кунгфу, тайцзи, цигун, зародились именно в стенах монастырей. Недавно мне случилось узнать о психотерапевте, который специализируется на излечении депрессии; так вот, он напрочь отказывался работать с клиентом, пока тот не начинал регулярно получать физическую нагрузку. Повторю, гармоничное равновесие иньского и янского начал — залог здоровой жизни для современного человека.
Чтобы освоить любое умение, требуется трудолюбие и тренировка. Эта закономерность универсальна: тренировки и практика нужны и чтобы как следует освоить какой-то вид спорта и добиться хорошей физической формы, и чтобы обрести внутреннее равновесие. Инь-йога придет вам на помощь. Когда вы учитесь пребывать в той или иной позе-асане в течение пяти минут, то ваше сознание и тело тренируются, приучаются сохранять покой и не обращать внимания на отвлекающие факторы — и физические, и умственные. Сам я занялся иньской йогой, чтобы добиться большей физической гибкости, но на деле со временем обнаружил, что эта форма йоги помогает обрести не только гибкость тела, но еще и физическую легкость и душевный покой. С тех пор я давно утратил всякие амбиции насчет развития собственной гибкости, но продолжаю заниматься инь-йогой вот уже двадцать лет, потому что обнаружил в ней глубинные достоинства и извлек из нее огромную пользу.
В целом йога пользуется большим спросом, популярна в обществе и даже вошла в моду. Она стала социально приемлема и востребована. И это колоссальные, поистине тектонические подвижки по сравнению с социальными нормами полувековой давности. Помню, как бабушка неодобрительно говаривала мне: «Тренироваться у тебя время есть, значит, и работать время найдется!», — иными словами, она хотела сказать, что йога моя — битье баклуш. Но моя бабушка была типичной представительницей своего поколения: она подняла семью во времена Великой Депрессии и пережила Вторую мировую войну, войну в Корее, войну во Вьетнаме и «холодную войну». Вполне естественно, что, с ее точки зрения, сидение в странной позе — это было самое настоящее безделье и дуракаваляние. Большую часть своей взрослой сознательной жизни бабушка везла огромный воз более чем реальной работы— восстанавливала инфраструктуру родной страны.