Любое движение сопровождается звучанием. Любое действие разума (мысль) — даже в отсутствие физических движений тела, но в силу постоянного присутствия астрального света — всегда сопровождается звучанием, или скорее, пением, равно как образами и цветом. Даже помимо этих тонких (сукшма) эффектов, звук существует сам по себе, ибо как в грубом, или плотном (стхула), так и в тонком (сукшма) мире объективный звук является не звучанием, но проявленностью, которую разум должен перевести в присущую ему собственную форму объективности, или отделенности, которая и называется звуком.
Звук является первой вуалью, первичным покровом, и поэтому относится к самому глубокому осознанию; вторым является осязание, а третим — видение. Будучи связанным с первой формой отделенного, или разделенного движения, слух (в том числе и слух физического тела) является наиболее внутренним, сокровенным чувством. Стремясь услышать все более и более тонкие звуки (см. Нада), йог все глубже погружается в себя, что в то же время означает, хоть и непреднамеренное, подавление (пратьяхара, см.) осязания и видения. Простое отсутствие осязательных и зрительных ощущений, однако, еще не означает привнесение звучания в осознание (см. также Нада).
Это объясняется тем, что формы восприятия относятся к разуму, а не к телу, и считаются проявлениями Богинь, или Сил (шакти). Это вполне оправданная аналогия, так как она подчеркивает женскую роль в организации домашнего уюта, наведении порядка, сбережении и сохранении обстановки дома, а в целом — его гармонизирующую силу, поскольку мужчина в одиночестве живет не в доме, но просто в определенном месте, где хранятся его инструменты и оружие, книги и другие пожитки.