Фантазия
Воображение (см.). Один из пяти типов мыслей (вритти), присущих низшему уму (читта). Важность такой классификации в том, что мы обладаем способностью распознавать воображение как таковое — как воспроизведение виденных раньше образов или их комбинаций в области умственного зрения. Поэтому мы можем говорить о воображаемых предметах как о существующих в разуме. Примеры развитого воображения, приносящего высочайшее удовольствие, можно увидеть во многих произведениях литературы, начиная от "Сна в летнюю ночь" Шекспира и "Алисы в Стране Чудес" Льюиса Кэрролла, легенд "Панчатантры", "Хитопадеши" и басен Эзопа до множества современных романов и рассказов.
Фиксация Разума
Действия разума, сосредотачивающие его внимание на каком-либо объекте или мысли, при котором все его силы собираются воедино и направляются к этому объекту. Оно начинается с концентрации и достигает своей вершины в созерцании. См. также Самьяма; Высшая Самьяма.
Философия Йоги
Философия йоги духовна; она ориентирована на индивидуальное раскрытие и постижение бытия путем осознания независимого, самосущего, имеющего свой источник в самом себе Духа (пуруша) человека.
Философия йоги этична; эта система, состоящая из восьми аспектов, или ступеней, начинается с пяти добродетелей, первой из которых является ненасилие. Философия йоги интеллектуальна; ее методы медитации являют собой использование сил разума, а философские труды обосновывают все ее афоризмы.
Философия йоги эмоциональна; она предписывает дружелюбие, любовь и другие добрые чувства. Это практическая философия; она связана с управлением и регуляцией тела со стороны его обитателя, человека.
Существует множество различных школ и учителей, которые уделяют особое внимание отдельным частям этого учения, но все они опираются на "Йога Сутру" Патанджали (см.), великого и почитаемого толкователя системы раджа-йоги.
Форма
Буквально: "имя и форма". Обозначает свойство всего созданного или проявленного. Существует отличие между двумя понятиями, так как форма соответствует объективному существованию, тогда как наименование — его отражению в субъективной жизни, разуме, в котором имя обычно есть символ формы (традиционный, подобный алгебраическому обозначению) и может использоваться в отсутствие предмета для умственной работы и манипуляции, связанной с этой формой.
В основном, понятие намарупы используется, когда разум отмечает, что объект, к которому он обращается, принадлежит полю майи, и на самом деле нереален. Вся Вселенная рассматривается как преходящая, не представляющая собой ничего, кроме суммы карм всех существ, пребывающих в ней.