Йога в Википедии определяется как: «понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией индивидуума ради достижения возвышенного психического и духовного состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире».
Однако, к великому сожалению, почему то во всех современных учениях связанных с духовным развитием (и в Йоге в том числе) вносится резкое разделение материи и духа, отделяется от материи духовная природа, изначально культивируя в человеке духовные переживания изолированно от материи и таким образом внося дисбаланс в Единый Мировой Союз Взаимообмена (Абсолют).
Даже в приведенном вначале определении говорится, что Йога — совокупность определенных практик для развития психического и духовного состояния! Все! О том, что эти практики так же, в обязательном порядке, предполагают совершенствование и физического развития — ни слова. Отделили материю и дух даже здесь, в описании целенаправления учения и только в конце описания вскользь и обобщенно упомянули о том что цель йоги все же изменение онтологического статуса человека в мире. И это только на Википедии определение более-менее правильно постарались сформулировать, у остальных же современных гуру или религиозных служителей данная цель вообще не упоминается.
Самое интересное наверно в этом то, что подобные определения полностью противоречат Ведам, при том, что именно Веды есть корень всех направлений в индуизме. Все индуистские учения всегда опираются на Веды и в то же время трактовка этих учений современными гуру отражает совершенно противоположный взгляд. Для примера приведем не двузначную цитату из Риг-Веды для того, чтоб показать отличие учения современных гуру и учения Вед:
«Бессмертное в смертных... это Бог, водворившийся внутри, это энергия, дарующая нам божественные силы» (Риг Веда IV.2.1)
Этот отрывок из гимна ясно дает понятие о том, что материя и дух неразрывно связаны между собой, показывает существующую связь между материей (иллюзорной энергией Майи) и духовным миром и последующее единство в их проявлении. Читая Веды можно понять, что наши предки наставляли нас на дружбу с материей (окружающей средой, природой, своим телом). Ни в коем случает нельзя делать из материи нашего врага, как многие современные религиозные течения нам навязывают. Как сказал великий йог Сатпрем:
«...и теперь Материя берет реванш: мы назвали ее грубой, и она стала грубой. До тех пор, пока мы будем мириться с этим Дисбалансом, для земли нет никакой надежды.»
Еще один немаловажный момент присутствует в современных учениях йоги это искажение самого смысла слова «Йога»! Так практически все современные ашрамы и школы йоги дают перевод слова «Йога» приблизительно так:
Йога (Yoga). Буквально: "Единение". Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа.
Или:
Слово «Йога» происходит от древнеиндийского глагола, который имел значения «соединять воедино», «объединять», «укрощать», «прикладывать усилие», «подчинять воле», «восстанавливать целостность». Поэтому называть «йогой» ту или иную практику – телесную, психоэнергетическую, религиозно-духовную – есть основания только в том случае, если данная практика приводит к восстановлению некогда нарушенной целостности человеческого существа на всех уровнях – на уровне тела, ума и их непрерывного взаимодействия.
То есть, за очередным красивым, громким, многозначительным и благим определением скрывается все то же разделение как самого индивида так и всего Бытия.
Дан не корректный перевод слова. Более правильный перевод звучит как:
"Йога" имеет общелексическое значение такое как "ярмо", "упряжь". Оно происходит от глагола "юдж" - "впрягать", "запрягать". От этого прямого значения, по аналогии образуются другие прямые значения "связь", и т.д.
То есть «связь» может быть принята в данном контексте не как первичное значение, а как следствие от «упряжь», а это, согласитесь, дает совершенно другое представление.
И чтобы иметь более четкое понятие значения слова «Йога» наверно стоит в первую очередь обратить внимание на то определение которое дается в «Йога-сутрах»:
Йога есть обуздание волнений, присущих уму. «Йога-сутры» 1.2
То есть слово Йога в первую очередь значит «Обуздание». Обуздание определенных колебаний ума, как говорится выше, что приведет в последствии и к разумному обузданию своего тела, а это подразумевает уже выполнение определенных дисциплин! То есть более корректным и обобщенным определением можно сказать: Йога — это свод дисциплин. Следуя тем или иным дисциплинам человек начинает контролировать соответствующие процессы, что приводит в дальнейшем к расширению сознания естественным образом. Или как говорил один из величайших йогов Шри Ауробиндо: «Вся жизнь есть Йога».
Человек становясь на путь к самосовершенствованию начинает выполнять определенные дисциплины на протяжении всей жизни, от дисциплин употребления пищи до дисциплин состояния разума. Ведь единение индивида с Абсолютом это не состояние человека, как утверждается в первом определении поскольку единство мира не зависит от состояния отдельного индивида (было бы смешно) - оно существует во всем! Другое дело — не каждый это единение понимает, осознает и видит.
И соответственно второе определение -где говорится о восстановлении целостности — так же не корректно! Целостность и единство мира не могут быть нарушены, можно только это сознавать или же наоборот — не замечать.
Но главный подвох в этих определениях находится в том, что на подсознательном уровне человеку опять навязывают то, что мир разделен!
Учитывая все вышесказанное очень важно обратить внимание на еще один существенный момент в данном направлении: Сознавая и наблюдая Единство Природы необходимо не вовлечься в еще одно искажение которое так же навязывается в современных религиозных учениях — необходимо сознавать свою Индивидуальность, свою Личность как одно из многоликих проявлений Единого Божественного.
Все сущее составляет единое целое из великого множества индивидуальных проявлений. То есть Единство и Целостность есть в Энергии и процессах Ее проявления, но в этом единстве Энергии существуют индивидуальные проявления этого божественного Единства посредством многообразия личностей. Каждый отдельный человек, таким образом, составляет из себя отражение божественного Единства от набора индивидуальных качеств личности.
Другими словами: каждый индивид воплощает в себе все божественное Целое и так же является частью этого Целого но проявляет из него только то, что в силах (сознательных и подсознательных) его развитой личности согласно законам Абсолюта. Насколько развита личность (развитие, в данном контекст, нужно понимать как комплекс генетического развития, интеллектуального, духовного и физического развития, индивидуальных стремлений)— настолько и проявляются ее (индивидуальной личности) качества. Большинство же современных религиозных учений пытаются уничтожить в личности индивидуальность, индивидуальное сознание и индивидуальные стремления трансформировать в социальные!
Это же огромная ошибка и полное противоречие Ведам! Веды всегда, в первую очередь, культивировали индивидуальное духовное развитие и стремления, развитие и сохранность семейных ценностей но обязательно в союзе и гармонии с окружающей средой, Богом! Для эффективного личного духовного и интеллектуального развития в физическом мире мы обязаны развивать свое личное материальное благополучие, так как материальное благополучие расширяет горизонты возможностей в материальном мире.
Но очень важно не увлечься этой материальной энергией забыв об истинной сущности Бытия: главная цель материального благополучия — сбалансированное развитие личности во всех ее аспектах. То есть материальное благополучие - это только сопутствующий инструмент в материальном мире для достижения более высоких целей! Что представляют из себя эти цели на Земле? Об этом мы поговорим в статье о семейных ценностях, поскольку именно создание и развитие семьи есть один из важнейших элементов в развитии личности.
Очень много в современных религиозных учениях искажений изначальных знаний. Хотел это все описать в одной статье, но вижу, что в одной это все не умещается. Очень важный, в этом моменте является вопрос о насилии, а точнее о культивировании в религиях «не противления злу», «ненасилие», что так же является грубым искажением. Но об этом уже в следующей статье.
Определять причины возникновения и распространения данных искажений выходит за рамки тематики нашего сайта. Цель данной статьи — показать насколько искажено современное понятие о древнем учении на основе Вед и дать более точное видение его основополагающих моментов.