Истоки Тибетской сердечной йоги
Около тысячи лет назад древнее искусство йоги пришло в Тибет из Индии, где оно появилось на свет в незапамятные времена. Оно стало стремительно набирать популярность: по всей стране, как грибы после дождя, возникали замечательные комплексы упражнений для занятия йогой. Практика йоги называется «Тибетская сердечная йога» и принадлежит школе гелуг — традиции далай-лам Тибета.
Тибетская сердечная йога развивает сердце в двух направлениях; она делает физическое сердце и тело здоровыми и сильными, а также раскрывает наше сердце для любви к ближним. И уж, конечно, первое всегда проистекает из второго.
Наставления о том, как выполнять физические упражнения и внутреннюю практику Сердечной йоги, проникли в Тибет посредством двух различных линий передачи. Этим упражнениям — тому, что мы на Западе и привыкли считать собственно йогой, — впервые обучал тибетцев индийский мастер Наропа (1016-1110). Они составляют часть древней традиции, известной как «Шесть практик»; тибетцы прозвали её «Механизмом тела».
Учение о том, как раскрыть своё сердце навстречу другим, называется gtong-len, что дословно означает «отдавать-принимать», а по смыслу — «искусство даровать и принимать». Эта практика включает особые способы дыхания и размышлений о других людях в течение всего дня и особенно во время выполнения упражнений йоги.
Линия передачи «искусства даровать и принимать» началась более двух с половиной тысяч лет назад с самого Будды Шакьямуни. С тех пор она без особой рекламы изустно передавалась от учителя к ученику, пока её не принёс в Тибет великий индийский мыслитель Атиша (982-1052). Спустя сто лет эту практику в виде книги впервые обнародовал тибетский учитель Геше Чекава; изложенная здесь система упражнений позаимствована именно из его труда.
Физические упражнения и особые дыхательные техники слились воедино к временам Дже Цонкапы (1357-1419), который описывает йоговские асаны в секретном тексте под названием «Книга о трёх верах». Здесь три веры означают: вера в красоту пути; вера в того, кто обучает тебя этому пути; вера в самого себя — в то, что добьешься успеха в практике. Дже Цонкапа был учителем Его Святейшества Далай-ламы I (1391-1474), и с той поры традиция Тибетской сердечной йоги передавалась от наставника к ученику до наших дней. В жизнерадостной мудрости и безмерном сострадании нынешнего держателя учения — Его Святейшества Далай-ламы XIV наглядно воплощены его цели.
В течение многих лет великие тибетские ламы, такие как Кхен Ринпоче геше Лобсанг Тхарчин и Серме Джет-цун геше Тхуптен Ринчен, давали авторам этой книги наставления по Сердечной йоге. Они, в свою очередь, обучались у Кьябже Триджанга Ринпоче, наставника Его Святейшества Далай-ламы XIV. Таким образом, с помощью этой книги вы сможете изучить подлинную традицию йоги, и хочется верить, что благословение всех великих мастеров этой долгой линии передачи учения коснётся и вас, даже если мы сами, как наставники, — просто малые дети по сравнению с ними.
Ежедневный получасовой комплекс Тибетской сердечной йоги, очень похож и вместе с тем сильно отличается от других разновидностей йоги, которым обучают в наши дни. Отличие между этой традицией йоги и всеми остальными заключается в том, каким образом вы дышите и о чём вы думаете во время выполнения упражнений. Сердечная йога Тибета работает как изнутри, так и снаружи, принося вам устойчивые спокойствие и силу.