В нашей студии мы преподаем йогу Б.К.С. Айенгара. Это классическая аштанга йога, которая основана на йога-сутрах Патанджали.
Древнеиндийские предания так повествуют о рождении Патанджали: Бог змей Адишеша, на котором перемещался Бог Вишну, изъявил желание, обучится танцу, чтобы радовать Вишну. Для этого ему необходимо было воплотиться на земле. Своей матерью он выбрал йогиню по имени Гоника, которая уже отчаялась найти достойного сына. Во время молитвы Богу Солнца, которая была последней надеждой обрести сына, Гоника набрала в пригоршню воды и стала медитировать на Солнце. Когда она открыла глаза и взглянула на свои ладони, к своему удивлению, она увидела крошечную змейку, которая приняла человеческий облик. Гоника приняла сей божественный дар и нарекла человека Патанджали, потому, что Пата - значит «упавший», а анджали- «приношение».
Чудесным образом, студия йоги «Дипика» воплотилась в студию йоги «Патанджали», став для нас поистине божественным даром. И мы с любовью и преданностью следуем путем йоги, освещаемым мудрецом Патанджали и нашим Гуруджи Б.К.С.Айенгаром.
Присоединяйтесь к нам!
Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы). Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе Хатха-Йоги. Этические принципы Хатха-Йоги описываются в первых двух ступенях: Яма и Нияма. В древних ведических писаниях говорится, что атма (душа) находится в плену пяти жизненных потоков (поток тонкого воздуха, поток тонкой воды, поток тонкого огня, поток тонкой земли и эфира) и только Хатха-йога может освободить её из данного плена для достижения самадхи.
Каждое упражнение известным образом воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов. Специально подобранные комплексы асан, в которых важную роль играет последовательность упражнений, применяют для улучшения и укрепления здоровья, для борьбы с различными недугами. При выполнении асан учитывают: дыхание (на задержке, на вдохе или выдохе); точку, куда должно быть направлено внимание. У некоторых асан есть противопоказания к выполнению. Болезни, как считают йоги, это неправильное распределение жизненной энергии (праны) в организме, и выполнение определённых асан (а также выполнение пранаямы) ведёт к правильному перераспределению праны в организме, что и излечивает болезни, как физического плана так и психического.
Следующей, более сложной чем асаны, ступенью йоги являются дыхательные техники.
Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, задействовав скрытые резервы собственного организма, и своими силами, своей волей добиться исцеления.
Йога Айенгара считается одной из самых мягких статичных методик. Основное внимание она уделяет детальной отстройке правильного положения тела в асанах при помощи массы дополнительных приспособлений – валиков, одеял, кирпичей, которые подкладываются под бедра, спину, голову, ноги для обеспечения комфорта и безопасности в практике.
Неуклонный рост интереса к духовным практикам, который вот уже несколько десятилетий наблюдается по всему миру, во многом связан с именем Б.К.С. Айенгара. Его школа произвела настоящую революцию в понимании и практике хатха-йоги, которая в интерпретации Гуруджи обрела доступность даже для новичков и людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Данный метод обучения универсален, он предполагает концентрацию на деталях и индивидуальный подход к каждому ученику. В этом заключается секрет популярности йоги Айенгара, которая является одним из самых распространенных стилей в мире.
Основателем и идейным вдохновителем этой школы является один из самых выдающихся современных гуру Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, который с 16 лет обучался у знаменитого наставника Шри Т. Кришнамачара в созданной при содействии Махараджи Майсора Школе Йоги.
Этот статический стиль уделяет особое внимание отстройке асан – тонкой и скрупулезной работе в позе, поскольку длительное нахождение в статичном положении усиливает его терапевтическое воздействие не только на мышцы, связки и суставы, оно массирует внутренние органы и гармонизирует работу всех систем организма. Осмысленная практика асан, даже при очень медленном выполнении, оказывает также благотворное влияние на ум человека и его психо-эмоциональное состояние. При отстройке асан используется множество вспомогательных материалов для максимального комфорта практикующего: валики, одеяла, ремни, подушки и т.д. При помощи этих приспособлений в асанах прорабатываются даже самые болезненные участки тела, в которых хранится память о травмах, напряжение и стресс. Йога Айенгара «раскрывает» такие места и излечивает их, наделяя здоровьем духа через здоровье тела.
Практика Йоги Айенгара предполагает использование различных пропсов Особое внимание уделяется равномерному вытяжению тела, благодаря чему оно становится не только более сильным и здоровым, но и симметричным. Выравнивание в асане является важнейшим условием эффективной практики, поскольку позволяет сохранять клетки организма здоровыми. В интервью журналу «Yogasara» Гуруджи объяснил, что самочувствие человека зависит от состояния клеточной системы, состоящей из миллиардов клеток. Статичная практика йоги позволяет этим необходимым элементам тела жить и порождать жизнь.
Выравнивание тела выполняет еще одну очень важную функцию – оно способствует постепенной корректировке энергетических центров и каналов. Последние оказывают колоссальное влияние на тонкое тело, успокаивают ум и очищают сознание. Иными словами, положительные изменения происходят на более глубоких уровнях – в психической и эмоциональной сферах.
Эти закономерности являются фундаментом и логическим обоснованием метода Айенгара.
Цигун — это традиционная система оздоровления, древнее китайское учение о саморегуляции организма, основное понятие внутренних стилей боевых искусств.
Цигун построен на философских традициях и прикладных технологиях сочетаний дыхания, состояний сознания и двигательной активности. Понятие Ци разъясняется как жизненная энергия, рассматриваемая в качестве основы существования всего окружающего мира, в том числе и организма человека. Цигун учит контролировать эту энергию и управлять ею. Это учение развивает личность, приводит к пробуждению души, познанию глубин личности и освобождению сознания и пониманию природы человека. Позволяет поддерживать психическое, духовное и физическое здоровье человека.
В состав Цигун входят медитативные практики и физические упражнения, несущие в себе освобождение от энергетических блоков и телесных зажимов за счёт расслабления тела и сознания. Цигун является неотъемлемой частью боевых искусств. Он используется в качестве способа для восстановления и лечения при некоторых заболеваниях и стрессовых состояниях, а также для усиления иммунитета. Служит для общей гармонизации организма, а также добивается равновесия в работе органов и их систем.
Цигун или Ци Гун — термин, образованный из двух китайских иероглифов: Ци (?) и Гун (?). Иероглиф Ци (?) обычно переводиться как: «воздух», «газ» и «пар», «дух», «энергия». Иероглиф «Гун» (?) переводиться как «работа». Таким образом цигун переводиться как: «работа с энергией» или «работа энергии». Или, говоря другими словами, объединение этих двух иероглифов даёт нам методы взращивания и управления энергией в собственном организме.
Есть множество направлений цигун, происходящих исторически из различных отношений в китайском обществе. В традиционной китайской обществе медицинский цигун используется для профилактики и в лечебных целях. В традиционных школах китайских боевых искусств цигун считается важным компонентом подготовки, позволяющим повысить боевые возможности и устойчивость к стрессовым ситуациям. Даосская и буддийская традиции используют цигун как медитативные практики. Улучшение моральных качеств использовали сторонники конфуцианства, применяя практики цигун.
Традиционная система оздоровления, частью которой является цигун, включает в себя четыре способа: динамический, статический, медитативный, а также применение различных трав и методов массажа. Динамическая подготовка включает в себя специальные движения и отражена в таких упражнениях как Ицзиньцзин. Статический способ обучения требует от практикующего расслабления тела и слежения за его положением.
Медитативная подготовка исходит из визуализации или сосредоточения внимания на конкретных звуках, образах, понятиях, идеях или видах дыхания.
Китайская даосская йога представляет собой сложную систему различных методик и направлена на самосовершенствование человека и достижение состояния слияния с Дао (как мы сейчас сказали бы – слияние с единой энергией Вселенной).
Даосская йога работает с тремя даньтянями – основными энергетическими центрами-резервуарами энергии. Метод трёх даньтяней использует сублимирование воспроизводящей энергии цзинь и поэтапной трансформации её сначала в жизненную энергию ци, а затем в духовную энергию шэнь. Конечной целью даосов является трансформация всей своей энергии, а в идеале трансформация физического тела в энергию и слияние со Вселенной – то есть просветление.
Даосская йога использует методы:
Йога Массаж – это целостная система, основанная на аюрведической медицине, йоге и буддийской духовной практике. Массажист, используя в ходе сеанса специальную методику, задействует аккупунтурные точки и прорабатывает все тело, включая сухожилия и мышцы. Массаж снимает зажимы, высвобождает энергию, нормализуя работу всех главных систем организма. По результату и методам воздействия он напоминает занятие хатха-йогой.
Цель массажа – восстановление в Человеке состояния гармонии, равновесия и здоровья. Массажист в течение 1 – 2 часов сеанса помогает добиться глубокого расслабления тела и притока жизненных сил.
Медитация — это искусство создания гармонии в теле, уме и сознании. Жизнь, наполненная медитацией, полна блаженства и красоты. Жизнь без медитации — это стресс, озабоченность и заблуждение.
В древние времена медитацию нередко считали способом жизни. И действительно, медитация не является чем-то отдельным от повседневной жизни. Во-первых, практика медитации требует регулярных занятий и, следовательно, составляет часть повседневной жизни. Во-вторых, если вы уже практиковали какой-нибудь вид медитации и освоили его, полученный опыт остается с вами и проявляется в каждом аспекте жизни.
Медитация — это не сосредоточение. При сосредоточении ум сужается, а узкий ум — это ограниченный ум. Ограниченный, направленный и сосредоточенный ум нужен, чтобы рассматривать объекты, решать проблемы, учиться языку, управлять машинами и т.д. Он нам необходим. Но не в медитации. При сосредоточении мы возводим стену сопротивления и в попытках управлять умом теряем энергию. Некоторые люди медитируют таким образом целый час, а когда заканчивают, то чувствуют усталость, потому что провели этот час в беспрерывной борьбе, отрицая все на свете, говоря «нет» всем мыслям и восприятиям и стараясь сфокусировать свой ум.
Одно из следствий медитации — состояние равновесия и покоя. В медитации человек выходит за границы своего ума, воспринимая мир целостно. В медитации невозможно быть несчастным, потому что «несчастье» — это тоже лишь категория ума, условная оценка.
Гармония, обретаемая в состоянии медитации, благотворно действует на весь организм, приводя к балансу все органы и системы. Охватывая покоем глубины подсознания, медитация исцеляет от болезней, перед которыми бессильна медицина.
Для большинства практикующих занятия медитацией вовсе не означают состояние медитации, но даже попытка медитировать наглядно показывает то, какие процессы обычно происходят у нас в уме. Наблюдая эти процессы, мы понимаем, как освободиться от мыслей, которые тяготят нас, заставляя все-время чего-то желать, чего-то бояться и в поте лица чего-то достигать.
Медитация очищает разум, который обычно пребывает в беспорядке, и образно выражаясь, смазывает его, делает более гибким, так что когда сила разума применяется в действии, в нем легко возникает целый фейерверк мыслей. Полностью успешная медитация избавляет разум от любых ошибок и противоречий, готовит его к новым ментальным опытам и восприятию интуиции. Она также повышает способность разума схватывать на лету, увеличивая объем области его внимания, что достигается практикой концентрации.
Основателем этой школы является Шри Кришна Паттабхи Джойс (род. 1915), ученик Кришнамачарьи. Это достаточно «суровое» направление по требованиям, предъявляемым к физическим возможностям практикующим. Имеется в виду требования не к гибкости, а к общим ресурсам организма (степень функциональной нагрузки). Однако Паттабхи Джойс не желал адаптировать систему под ограниченные возможности учеников, так как, по его мнению, это приведет к профанации метода.
Основной книгой Паттабхи Джойса является «Йога Мала», которая в 1999 году была переведена на русский язык.
Первые западные ученики появились у Паттабхи Джойса в начале 70-х годов. В настоящее время многие из них сами являются известными инструкторами. Среди его учеников можно назвать следующие имена: Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим и Чак Миллеры, Эдди Штерн, Нэнси Гилгоф, Лино Миеле и другие. Это направление йоги начало активно распространяться на Западе после того, как один из его учеников в 1975 году организовал семинар Паттабхи Джойса в США.
Паттабхи Джойс преподавал в своей школе в Майсоре. В нее приезжает много учеников из США. Вероятно, именно поэтому плата за обучение там является одной из самых высоких в Индии. Несмотря на преклонный возраст, Паттабхи Джойс долго проводил выездные семинары в США, Австралии и некоторых странах Европы.
18 мая 2009 года, на 94 году жизни в Майсоре, Карнатака, Индия оставил тело Гуруджи Шри Кришна Паттабхи Джойс. Традиции Аштанга Виньяса Йоги, замечательный учитель и человек, внесший огромный вклад в развитие и популяризацию йоги во всем мире, всю свою долгую и плодотворную жизнь посвятивший этому бессмертному искусству.
Аштанга Виньяса Йога использует 4 последовательности, различающиеся по уровню сложности. Время выполнения последовательностей от 1,5 до 4-х часов. 1-я последовательность (самая простая) содержит такие асаны, которые в других школах даются после одного – двух лет обучения. Поэтому желательно приступать к практике Аштанга Виньяса Йоги уже имея приличную физическую подготовку и гибкость.
Важнейшей отличительной особенностью этой школы является использование виньяс в качестве связки асан. Виньяса представляет собой сокращенную версию комплекса «сурья намаскар» (приветствие солнцу). Использование виньяс в практике сильно разогревает тело, что способствует его «очищению». Минимальное количество дыханий в асане – 5-8, однако при терапевтическом их использовании их количество может доходить до 50-80.
Во время практики для полноценного обеспечения кислорода при значительной нагрузке используется дыхание «уджайи». Для поддержания осознания работы внимания используется концентрация внимания на определенных частях тела «дришти».
Эта практика «активизирующая», поэтому она так полюбилась «людям запада» и фитнесс-аудитории. Но людям активным (питта) мы бы советовали выбрать себе другой стиль - поспокойней. Ее эффект тренировки в режиме общей функциональной нагрузки превосходен, но является не лучшим для йога-терапии. Тем более мы не рекомендовали бы этот стиль людям со слабым телом.