Человек заключает в себе три ментальных начала, или три подразделения ума, которые все в иерархии находятся ниже плоскости духа. Я — есть дух, а ментальное начало, которым мы пользуемся для своего проявления в физическом мире, принадлежит к низшему порядку. Давайте ознакомимся со значением этих трёх начал в уме человека.
Первой или низшей из трех частей ума является то, что мы называем инстинктивным. Эту часть своего ума человек разделяет с животным миром. Это — первое начало ума, и оно является первым на пути эволюции. В его низших фазах в нём едва заметно сознание, и кажется, что оно состоит из простых ощущений. На своих более высоких ступенях оно уже почти достигает плоскости разума или интеллекта. Инстинктивный ум иногда резко, иногда незаметно переходит в интеллект, как бы сливаясь с ним. Инстинктивный ум совершает очень ценную работу, направляя и поддерживая животную жизнь наших тел, и также неся на себе обязанность поддерживать внешние стороны нашего существования. Он заведует постоянной работой починки и переделки наших тел, обменом веществ, пищеварением, усвоением и прочим — всем тем, что совершается ниже плоскости сознания.
Но это — только небольшая часть работы инстинктивного ума. В этой части ум представляется как бы складом всех наших жизненных опытов, и не только наших, но и опытов всех наших предков по пути эволюции. Всё, что осталось в сознании от первобытных форм животной жизни, до привычек, унаследованных нами от наших родителей — всё находится в заведывании инстинктивного ума. Все стороны животных инстинктов (которые в своё время и на своём месте были необходимы для поддержания жизни) оставили следы на нашем инстинктивном уме, и эти следы иногда заявляют о своём существовании под давлением каких-нибудь необычайных обстоятельств, даже тогда, когда нам кажется, что мы уже давно переросли какую бы то ни было возможность их проявления.
В инстинктивном уме сохраняются следы старых боевых инстинктов животного, все желания, страсти, ненависть, зависть, ревность и прочее, — словом, всё то что мы наследовали от прошлого. Затем, инстинктивный ум есть ум привычек, которые все складываются в нём — большие и малые. Вообще, инстинктивный ум обладает странным содержимым: в нём так много всего, и так разнообразно всё, что в нём находится. Есть многие вещи, которые кажутся совсем ненужными и которые на самом деле очень полезны, и есть вещи, кажущиеся нужными, и которые на самом деле давно следовало бы отбросить.
Инстинктивный ум также является центром, откуда исходят все вожделения, страсти, желания, инстинкты, чувства, ощущения и эмоции. У животных и у первобытного человека инстинктивный ум не имеет над собой никакого контроля, но у развивающегося человека нашего времени инстинктивный ум уже в значительной степени подчинён высшим началам ума, а у человека, достигающего известной степени развития, уже появляются высшие желания — стремления, которые идут от высших частей ума. Инстинктивному уму принадлежат слепые чувства, а также все желания тела. Стремление к физическому обладанию, страсти также принадлежат этой области ума.
Заметьте, что совсем не осуждается деятельность инстинктивного ума и говорится, что его влияние в каком бы то ни было отношении вредно. Всё, что в нём заключается, имеет своё место, многое было необходимо в прошлом, а многое необходимо до сих пор для поддержания физической жизни. Всё правильно на своём месте, есть чувства и эмоции, которые совершенно естественны у существа на известной степени развития, но они же совсем неправильны, когда владеют существом, уже переросшим их. К сожалению, очень часто случается, что личность не может отделаться от атрибутов, которые ей уже давно не нужны. В настоящий момент не идет речь о моральной стороне вопроса и говорится об этом только для того, чтобы вы ясно видели различные стороны ума и понимали их значение. Необходимо, чтобы вы совершенно ясно запомнили, что инстинктивный ум, принадлежа человеку, ни в каком отношении не есть Я человека.
Следующим по порядку над инстинктивным умом идёт то, что называют интеллектом, то есть та часть ума, которая рассуждает, анализирует, думает и прочее. Стараясь понять эти строки, вы пользуетесь этой способностью, но заметьте, что вы пользуетесь ей, что сама эта способность не вы сами. Точно также ваше Я отлично и от вашего инстинктивного ума, который только что рассматривался. Вы очень легко отделите себя от своего разума, если подумаете об этом хоть одну минуту. Упоминание об этой способности человека, т. е. об интеллекте и его значении, только для того, чтобы помочь вам ясно представить себе, что интеллект есть только орудие истинного Я, а вовсе не само Я, как многие себе рисуют.
Третье и высшее умственное начало есть то, что называется духовным. Эта часть ума почти совершенно неизвестна многим представителям современного человечества, но интерес к рассматриваемому здесь вопросу уже показывает, что это начало достигло известного развития. Кого привлекают темы и рассуждения по вопросу о духе, тот уже не может быть чужд развитию духа в себе самом. Эта область ума есть источник того, что именуется гением, вдохновением, духовностью, и всего того, что считается высшим в нашей психике. Все великие идеи и мысли проникают в наше сознание из этой части ума, всё развитие человечества идёт отсюда, все высокие отвлечённые идеи, которые приходили к человеку на пути его эволюционного развития, всё, что клонится к благородству, к истинному религиозному чувству, к справедливости, к неэгоистической любви, к милосердию, к симпатии — всё это идёт из медленно раскрывающегося духовного ума. Идея братства человечества пришла к человеку таким же путём. Всё знание великих оккультных истин только этим путём могло достигнуть ума человека. Постижение Я, идею которого рассматривалась в статье Познание истинного Я – путь к совершенному знанию, идёт к нам от духовного ума, стремящегося раскрыть своё содержание нашему обыденному сознанию.
Но даже эта великая и удивительная часть ума есть только орудие — необыкновенно тонкое и сложное, но всё-таки это орудие истинного Я или истинного существа человека.
Существует ряд упражнений, которые способствуют отделению Я от ума или от его состояний. Каждая часть ума, каждое его проявление, каждая функция — по-своему хороши и необходимы. Вы не должны думать, что цель статьи обесценить в ваших глазах деятельность ума, наоборот, только пользуясь своим умом, мы способны достигать знания своей собственной природы и своего истинного Я. Постепенный прогресс через многие промежуточные стадии может совершиться только путём развития и совершенствования умственных способностей человека.
Человек в настоящее время пользуется только низшими и несовершенными частями своего ума, и внутри его душевного мира лежат большие неизведанные области, которые далеко превосходят всё, о чём только мог грезить человеческий ум. И частью задач Раджа Йоги является помощь раскрытию этих высших способностей, открытию новых областей душевного мира. И поэтому, не ограничиваясь только одним описанием ума и его деятельности, учителя Раджа Йоги стремятся главным образом заставить признать силы и возможности, заложенные в уме, и направить человека, изучающего Йогу, по правильному пути к раскрытию этих сил.
И только при помощи ума излагаемые здесь учения могут быть схвачены, поняты и использованы с наибольшей выгодой. Вы способны заставить свой ум с интересом раскрыться перед тем, что сойдёт в нем из его собственной высшей области. Ваш интеллект способен направить всё своё внимание на это необыкновенно важное дело. Это важно для того, чтобы интеллект не ставил препятствий истинам, готовым проникнуть в него из области духовного ума, знающего Истину.
Шестая чакра расположена в гипофизе, позади лобной кости. Чакра называется «Ажна» и переводится как «бесконечная сила». Шестая чакра – центр интуиции, внутреннего голоса и знания. Хорошо развитый талант интуиции приводит нас к людям и местам, где мы находим наибольшее персональное выражение себя и возможности для жизни и роста, как материального, так и духовного. Это талант быть удачливым и бесстрашным, потому что мы все «знаем» и доверяем руке, которая ведет нас.
Четвертая чакра находится в центре груди, рядом с тимусовой железой. Чакра называется Анахата и переводится как звук, созданный без соприкосновения двух предметов и неслышная мелодия. Это наша внутренняя вибрация, которая воспроизводится когда энергия солнечного сплетения, поднимаясь вверх и проходя через сердце, создает мелодию через наш голос. Четвертая чакра – центр выражения любви, понимания, прощения, сострадания и мирного соединения противоположностей в сознании.
Астральное тело является третьим телом человека, после физического и эфирного тела. Астральная материя проникает физическую таким образом, что каждый физический атом со своей эфирной оболочкой отделен от каждого другого атома бесконечно более тонкой и подвижной астральной материей. Но материя эта обладает совершенно иными свойствами, чем физическая, и она невидима для нас потому, что мы еще не развили органов для восприятия ее.
Аура считается восьмой чакрой в Кундалини йоге. Эта чакра – наша аура, или энергия, которую могут ощущать и даже некоторые видеть вокруг нас. Это наше электромагнитное поле. Когда наша аура укреплена и в ней нет брешей, от нас исходит естественное сияние, которое проявляется через улыбку, блеск глаз, ясность взгляда, четкость мыслей и самовыражения. Вы - маяк для других, пожалуй, это самый простой способ описать сильную ауру.
Аюрведа является лишь небольшой частью обширного ведического знания. Знание Аюрведы очень актуально в практике внешних разделов йоги — асан и пранаям, которым уделяется особое внимание в хатха-йоге, поскольку они, как и Аюрведа, нацелены на гармонизацию и очищение тела. Данная система отражает естественное стремление всего живого к восстановлению единства с божественным источником.
Самадхи – духовное состояние сознания. Существуют различные виды самадхи. Среди низших самадхи савикальпа самадхи есть наивысшая форма. За савикалъпа самадхи идет нирвикальпа самадхи, но между ними огромная пропасть: это две совершенно разные формы самадхи. К тому же, существует состояние и за пределами нирвикальпа самадхи, называемое сахаджа самадхи.
Пятая чарка находится у основания шеи, рядом с щитовидной и паращитовидной железами. Чакра называется «Вишудха» и переводится как «очищение». Пятая чакра – центр звука и речи, самовыражения, уверенности в собственном голосе. Хорошо развитый талант выразительности указывает на человека, который вкладывает ценность в каждое сказанное им слово и знает, как выразить себя через него.
Согласно некоторым источникам и исследованиям школы и института Йога Гуру Ар Сантэма, все в мире устроено одинаково – человек, земля, солнечная система и так далее. Все живое в нашей вселенной имеет восемь тел, из которых мы обычно привыкли рассматривать в основном самое плотное – физическое тело. Поля всех тел находятся в ауре и пронизывают друг друга. Они напоминают матрешку, в которой физическое тело можно считать самой маленькой “матрешкой”.
Бессмертная душа человека, или Триада, которой в теософической литературе дается индусское название Atma - Buddhi - Manas, соответствует Божественной Троице, три Ипостаси которой, по развиваемой ими деятельности, можно перевести на язык человеческих понятий как Воля — Мудрость — Деятельность. Это начало человека имеет своим источником Божественную Жизнь, и оно-то и представляет собой истинную суть человека, его бессмертную индивидуальность.
Многие думают, что болезнь есть отдельная сущность, какая-то реальная вещь, противоположная здоровью. Это неверно. Здоровье — естественное состояние человека; а болезнь — это просто отсутствие здоровья. Человек, согласующий свою жизнь с законами природы, не может быть болен. Но стоит только нарушить какой-нибудь закон, и тотчас же создаются ненормальные условия, и появляются различные симптомы, которые мы и называем той или иной болезнью.