Основатель направления Шри Кришна Паттабхи Джойс
Шри Кришна Паттабхи Джойс родился в полнолуние в июле 1915г., на Гуру Пурниму. В его родной деревне, Ковшика, рядом с городом Хасаном в штате Карнатака, проживает около 500 человек и имеется одна главная улица. На одном конце улицы стоит храм Вишну, совсем рядом с домом Паттабхи Джойса. На дальнем конце улицы, всего в 100 метрах, находится небольшой храм Ганапати, а прямо напротив него, храм Шивы. Этим храмам несколько сотен лет, и они являются центром деревни. Отец Паттабхи Джойса был астрологом и священником, исполнявшим обязанности пуджари для многих семей в деревне. С раннего возраста, как и большинство мальчиков-браминов, Паттабхи Джойса обучали Ведам и ритуалам Хинду.
Когда Гуруджи было 12 лет, он посетил показательное выступление по йоге в своей средней школе в Хасане. На следующий день он отправился на встречу с великим йогом, выполнявшим демонстрацию, человеком по имени Шри Т. Кришнамачарья, который изучал йогу на протяжении восьми лет у своего Гуру, Рамы Мохана Брахмачари в пещере в Тибете. Следующие два года Гуруджи проводил каждый день, обучаясь у своего Гуру. Когда Гуруджи исполнилось 14, он прошел через обряд получения браминского шнура. Кришнамачарья покинул Хассан, чтобы путешествовать и учить, а Гуруджи отправился из своей деревни в Майсор.
Гуруджи хотел учиться в Университете Санскрита в Майсоре.
Он уехал с двумя своим друзьями, имея в кармане всего две рупии. Они проехали больше 100 километров на велосипедах, по пыльным дорогам. В первые год-два жизнь была чрезвычайно сложной. Так как у него почти совсем не было денег, ему подавали еду в некоторых домах браминов. Гуруджи посещал занятия и занимался своей учебой. Затем, приблизительно в 1930г., он отправился на показательное выступление по йоге и встретил там своего Гуру. Он подошел и распростерся перед ним. Так они продолжили свои отношения, а Гуруджи снова стал учиться йоге.
Махараджа Майсора, Кришна Раджендра Водеяр тяжело заболел. Он узнал, что в Майсор приехал великий йог. К нему вызвали Кришнамачарью и тот вылечил его должным образом. Махараджа стал его высоким покровителем и построил ему йогашалу (школу йоги) на территории Дворцовой Галереи Искусств. Гуруджи тоже обучал Махараджу время от времени, и несколько раз его вызывали продемонстрировать возможности йоги. Махараджа, который к тому времени полюбил Гуруджи, сказал ему: “Я хочу, чтобы ты обучал йоге в Санскритском Колледже. Ты будешь учить, а я обеспечу тебе стипендию для посещения школы, бесплатное питание при казарме и жалованье”. Гуруджи, весьма этим обрадованный, спросил позволения у своего Гуру. Кришнамачарья дал свое одобрение, и первого марта 1937 года образовался Факультет Йоги Санскритского Колледжа. Он продолжал оставаться его главой вплоть до ухода на пенсию в 1973г.
Начиная с 1937 по 1973 Гуруджи заслужил звание профессора в Университете, тем самым получив титул Видван. Он женился по любви на Савитрамме, которая происходила из древнего рода санскритских ученых. Ее дед был преподавателем санскрита и философии у последнего Шанкарачарьи из Канчи, Шри Чандрашекхарендры Сарасвати. У Гуруджи было трое детей: Манджу, Рамеш и Сарасвати. Сарасвати – мать Шарата, который родился в 1971г. и сейчас является соуправляющим их школы в Майсоре.
В 1964, Андре Ван Лисбет стал первым западным человеком, обучавшимся под руководством Гуруджи. Вскоре после этого стало приезжать много европейцев. Приблизительно в 1972г. прибыли первые американцы, после их встречи с Манджу в ашраме Свами Гитананды в городе Пондичерри. С этого момента аштанга йога стала распространяться по Америке, начиная с Калифорнии и затем, позднее, появилась на Гавайях. В 1975г. Гуруджи и Манджу совершили свое первое путешествие в Америку. В последующие 25 лет практика стала известна по всей Америке, а также во Франции, Германии, России, Японии, Израиле, Чили, Англии, Италии, Испании, Швейцарии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и многих других странах.
Гуруджи 70 лет без перерыва учил тому же самому методу, который он узнал от Кришнамачарьи в 1927г.
18 мая 2009 года, на 94 году жизни в Майсоре, Карнатака, Индия оставил тело Гуруджи Шри Кришна Паттабхи Джойс. Традиции Аштанга Виньяса Йоги, замечательный учитель и человек, внесший огромный вклад в развитие и популяризацию йоги во всем мире, всю свою долгую и плодотворную жизнь посвятивший этому бессмертному искусству.
Аштанга виньяса йога в России
Отдельные российские практикующие, энтузиасты йоги, посещали семинары Дэвида Свесона и участвовали в мероприятиях, проводимых Паттабхи Джойсом уже в середине 1990-х годов. В частности, свои впечатления от семинаров ряда ведущих американских учителей аштанга йоги, одним из первых в русскоязычном интернете опубликовал Михаил Филиппов (известный в сети под именем Майкл, сайт “Йога, Хатха, Тантра”).
Но впервые в широкие российские йогические круги информация об аштанга виньяса йоге попала в 1997 году, когда в России появились видеоматериалы Дэвида Свенсона, а также калифорнийские записи 1 и 2 серии, снятые в студии со Шри К. Паттабхи Джойсом и его шестью ведущими учениками. Эти видеокассеты привез и показал на одном из своих семинаров Андрей Лаппа, ведущий украинский преподаватель йоги, в дальнейшем Президент Киевской Федерации йоги.
Сам Андрей Лаппа в эти же годы дважды посещал Аштанга Йога Нийалам – школу йоги, расположенную прямо в доме Шри К. Паттабхи Джойса в майсорском квартале Лакшмипурам, и на своих семинарах в России и на Украине вводил в свою практику многие элементы этого стиля. После этого группа людей, которые до этого занимались другими стилями и направлениями йоги, стала пробовать практиковать последовательности аштанга виньяса йоги. Одними из первых были Игорь Медведев (который начал преподавать первую серию в Москве на основе видеоматериалов Д.Свенсона), Михаил Константинов, Денис Заенчковский, Ольга Буланова, Леонид Ланин, Илья Журавлев, Ольга Любомирская и другие. Кто-то, обогатив свой опыт, занялся разработкой собственного подхода к практике, другие же стали первыми преподавателями традиционного направления аштанга виньяса йоги в России, продолжая популяризировать и развивать этот замечательный стиль.
2002 годом датируются первые поездки россиян за границу на семинары Лино Миеле (Ученик Шри К. Паттабхи Джойса с 1988 года, один из ведущих мировых преподавателей аштанга виньяса йоги, Рим, Италия), а затем и к другим учителям.
С 2003 года первыми российскими студентами Шри К. Паттабхи Джойса становятся трое преподавателей московского Аштанга Йога Центра: Илья Журавлев, Михаил Константинов и Леонид Ланин.
В настоящее время в Институте Исследования Аштанга Йоги в Майсоре занимается около 15 российских студентов. В 2007 году М.Константинов и Л.Ланин первыми из россиян получили “авторизацию” т.е. благословение Шри К. Паттабхи Джойса официально представлять этот стиль в России.
А в Москве и Питере проходят регулярные классы по аштанга виньяса йоге, с мая 2007 года в московском Аштанга Йога Центре на постоянной основе проходит курс по введению в практику аштанга виньяса йоги (Ashtanga Introduction Step by Step, построенный таким же образом, как в Европе, Америке, Австралии и по всему миру.
Аштанга йога продолжает развиваться на российских просторах, являясь одним из наиболее эффективных из известных на сегодняшний день стилей хатха йоги и привлекая все больше и больше преданных поклонников этой замечательной практики.
Наименование статьи | Автор | |
---|---|---|
Йога Айенгара | Бел Гиббс | 5712 |
Хатха-Йога обратная сторона медали | Андрей Сидерский | 4165 |
Тибецкая сердечная йога | Майкл Роуч | 2522 |
Агни Йога | Владимир Антонов | 2453 |
Аштанга Виньяса Йога | 2390 | |
Пауэр Йога | 2348 | |
Хатха-Йога - Звезда Айенгара - 1988 год | Елена Федорова | 2129 |
История трансформации Йоги | Виктор Сергеевич Бойко | 1946 |
Истоки философии Йогов | Рамачарака | 1863 |
Становление Йоги в обществе – поиск состояния счастья | Виктор Сергеевич Бойко | 1737 |
Термин Агни-йога был впервые услышан супругами Николаем и Еленой Рерих от жителей гор во время экспедиций по Центральной Азии. Этот термин означает Слияние с Божественным Огнём или Путь к такому Слиянию. Огонь в данном контексте, это подобное пламени состояние Наивысшего Божественного Сознания, которое Оно может принимать.
Основателем этой школы является Шри Кришна Паттабхи Джойс, ученик Кришнамачарьи. Шри Кришна Паттабхи Джойс родился в полнолуние в июле 1915г., на Гуру Пурниму. В его родной деревне, Ковшика, рядом с городом Хасаном в штате Карнатака, проживает около 500 человек и имеется одна главная улица. На одном конце улицы стоит храм Вишну, совсем рядом с домом Паттабхи Джойса. На дальнем конце улицы, всего в 100 метрах, находится небольшой храм Ганапати, а прямо напротив него, храм Шивы.
Философия, берущая истоки в Индии сильно переплетается с философией Йоги. Точнее сказать сама Йога является продуктом философии Индии в древности. Согласно легендам на земли Индии 10 000 лет назад пришли люди арийской расы, где были и заложены основы всех мировых философских школ и направлений. Получается, что Йога может быть результатом изысканий древней загадочной расы или еще более древним таинственным знанием.
Йога Патанджали была ассимилирована и модернизирована множеством индийских (и не только) религиозных систем, школ, направлений и сект, именно поэтому она предстаёт сегодня перед нами в виде огромного количества приёмов и техник, связь между которыми зачастую не прослеживается. Более того, при внимательном анализе множества исторических модификаций йоги проступает некая подоснова, которая и является предметом данного исследования.
Метод Айенгара, получивший признание за точность и внимание к деталям, предполагает выполнение асан (поз) и пранаяму (контроль дыхания). Благодаря высокой степени сосредоточенности на том, чтобы правильно расположить тело и конечности, кости и мышцы, мозг работает лучше и быстрее. Это приводит к тому, что возникает состояние «медитации в движении ». Занимающиеся йогой прилагают все усилия, чтобы достичь этого состояния полного физического контроля над телом, ясности ума и наивысшего умиротворения.
Фундаментом школы является Аштанга Виньяса йога, жесткая и динамичная методика, предложенная гуру Паттабхи Джойсом в шестидесятых годах прошлого века. Основательница Силовой йоги американка Берилл Бендер Берч некоторое время обучалась у знаменитого мастера, а в 1995 году предложила свой собственный взгляд на йогу, как на инструмент для совершенствования тела.
Долгое время духовное совершенствование считалось возможным только в виде подчинения воле Бога, и Церкви – его наместнику на земле. Покорённый, но не понятый Восток начал обратное завоевание Запада. Первоначальные слухи о чудесах йогов явились из жемчужины британской короны – Индии. К сожалению, на Западе йога приобрела первоначальную известность не в качестве практики, но как религиозная философия.
Около тысячи лет назад древнее искусство йоги пришло в Тибет из Индии, где оно появилось на свет в незапамятные времена. Оно стало стремительно набирать популярность: по всей стране, как грибы после дождя, возникали замечательные комплексы упражнений для занятия йогой. Практика йоги называется «Тибетская сердечная йога» и принадлежит школе гелуг — традиции далай-лам Тибета.
Времена меняются. Йога начинает завоевывать официальное признание в 1986 году. Открываются границы. А это значит – расширяются возможности ее изучения. В 1988 году Минздрав СССР впервые отправил в Индию официальную делегацию для изучения йоги и йогатерапии. В статье изложен рассказ о первом официальном посещении Индии с целью ознакомления с Йогической системой.
В Индии, Таиланде, Вьетнаме и других государствах Юго-Восточной Азии именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней подготовки отборных воинов - воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором. Хотя в среде эзотерических романтиков на Западе принято считать, что йога и искусство ведения войны никогда не имели никаких точек соприкосновения.