Краткая информация
Основателем этой школы является Сатьянанда Сарасвати (род. 1923), ученик Свами Шивананды. После десятилетнего обучения у своего гуру он оставляет ашрам с целью дальнейшего совершенствования практики и долгое время путешествует по Индии, Бирме, Афганистану, Непалу и Цейлону, обучаясь у разных мастеров тантры. В 1963 году он основывает Бихарскую школу йоги. В 1983 году Сатьянанда отходит от управления школы и других социальных институтов, созданных за время его деятельности и, передав управление своему ученику Свами Ниранджананде, удаляется в отшельничество.
Практика хатха-йоги в данной школе представляет собой выполнение небольшого объема асан, очистительных процедур и пранаям. Практика в основном ориентирована на терапевтические цели. Зато значительная роль отводится понятию Кундалинии и работе с этим аспектом индийской метафизики.
Особый интерес представляет практика, описанная Сатьянандой под названием «Йога нидра». Она представляет собой последовательное направление внимания на различные части тела по определенной схеме с целью обретения целостного осознания своего тела.
Бихарская Школа Йоги
Бихарская Школа Йоги производит несколько обескураживающее впечатление: она очень напоминает обычный студенческий городок — с административным зданием из стали и цемента (украшенным гигантским знаком ОМ), с перекличкой перед началом занятий (ученики откликаются на свои фамилии быстрым «Хари Ом!»). Но это, вероятно, вполне приемлемо для ашрама, уже прославившегося своими интенсивными тренировочными йогическими программами, своего рода «университета йоги». Созданная по образцу буддийского университета в Наланде и тантрического университета в Викрамшале, бихарская школа стремится сочетать духовную практику с научными исследованиями.
Наставники и процесс обучения
Свами Сатьянанда, родившийся у подножия Гималаев, в 19 лет оставил дом и семью, отправившись на поиски духовного учителя, которым стал Свами Шивананда, великий йог из Ришикеша. На протяжении 12 лет Сатьянанда верно служил своему учителю, и Свами Шивананда говорил, что этот ученик работал за четверых. Впоследствии Свами Сатьянанда много путешествовал — по всей Индии, Афганистану, Бирме, Непалу и Цейлону, а в начале 1964 году основал Бихарскую Школу Йоги в Могере.
Прежде чем заниматься у Шивананды, Сатьянанда начинал учить Тантру — учение, согласно которому пробуждение Шакти, или энергии, есть необходимый шаг для трансформации Шивы, или сознания. В отличие от других школ, продолжающих традиции Шивананды, бихарский подход включает в себя элементы тантры: пробуждение и перераспределение праны путем визуализаций и — крийя, т.е. последовательность асан, пранаям, мудр и бандх.
Как говорил Свами Сатьянанда, «физическое тело — это кладезь пранической энергии, динамо-машина, сквозь которую проходит бесчисленное множество электрических токов». Бихарская школа рассматривает асаны, пранаяму, мудры и бандхи как некие способы для подключения к этому источнику энергии. «Пока вы не поймете, как взаимодействуют энергия и сознание, вы не сможете разбудить высшие уровни разума», — поясняет Свами Сатьядхарма, один из преподавателей школы.
Это, безусловно, не то, что обыденное сознание понимает под тантрой. В ашраме царит суровый дух самоограничения, самоотдачи и самоконтроля — никаких вам горячих ванн или «священного секса». Занятия идут с 5 утра до 8 вечера, с одним выходным днем. Студенты одеваются в белое, а учителя (половина преподавательского состава — индийцы, половина — выходцы с Запада) носят оранжевые одежды саньясинов. Территория школы окружена шестиметровой кирпичной стеной, по верху которой протянута колючая проволока — чтобы удерживать мир снаружи, а студентов внутри. Единожды пройдя через гигантские ворота, вы не сможете выйти без письменного разрешения, которое должно быть подписано двумя или тремя свамиджи; паспорта у студентов отбираются, и чтобы получить их обратно (например, для обмена валюты в городе) нужно приложить немало усилий. Цель этих мер — поддерживать атмосферу концентрации, ограждая учеников от хаоса окружающего мира и давая им возможность полностью погрузиться в обучение.
Практики, которые преподаются здесь, были разработаны самим Свами Сатьянандой для современных практикующих. Они базируются на упоминаниях и ссылках в древних тантрических текстах, классических техниках йоги и самкхья, на современных научных исследованиях в области анатомии, физиологии и психологии. Если вы уже серьезно занимались хатха-йогой, то вам следует быть готовым к тому, что асаны здесь практикуются по минимуму — и из насыщенного расписания весьма трудно выкроить время для физических упражнений, разве что делать их во время перерывов на еду (как и поступают некоторые студенты).
Уникальная технология Бихарской школы — это «Йога Нидра» (буквально — йогический сон). Это особый вид неподвижной медитации, во время которой последовательно расслабляется все тело, а осознание отвлекается от внешнего мира. В этом расслабленном состоянии, как говорит Сатьянанда, разум восприимчив и в состоянии отделаться от ненужных привычек и устремлений. Кроме того, вы можете получить интуитивную информацию из бессознательного, которая может помочь вам в решении проблем. «Разум может использовать йога нидру для достижения совершенства в любой области. Вот тайна удивительных достижений великих йогинов и свами», — писал Сатьянанада.
Свами Сатьянанда покинул бихарскую Школу в 1988 году, чтобы стать садху, странствующим святым. Теперь ашрамом руководит Свами Ниранджанананда, сын одного из преданных Сатьянанды, росший при ашраме с четырехлетнего возраста.
Занятия идут по двум программам: «Бихарская Школа Йоги» и «Бихар Йога Бхарати» (университет йоги). Первая программа предлагает одномесячные курсы по подготовке преподавателей, 15-дневный курс йогического оздоровления, продвинутое обучение тантрическим практикам, вводный курс саньясы, который дает возможность пожить некоторое время жизнью саньясина, не принося обетов. Вторая программа предлагает:
Курсы весьма интенсивные, они включают в себя экзамены, в том числе и письменные
Наименование статьи | Автор | |
---|---|---|
Кундалини Йога | 12322 | |
Детская Йога | 9722 | |
Пауэр Йога - Силовая Йога | 7082 | |
Йога для беременных | Иван Сычев | 6093 |
Агни Йога | Марченко Наталья | 5058 |
Инь Йога | 4668 | |
Дживамукти Йога | 4615 | |
Йога Нидра | 4067 | |
Йога Айенгара | 3897 | |
Бихарская Школа Йоги | 3786 | |
Крийя Йога | 3487 | |
Карма Йога | 3418 | |
Аштанга Виньяса Йога | 3010 | |
Йога Пилатес | 2707 | |
Выбираем направление и стиль Йоги | 2703 | |
Йога Патанджали | 2685 | |
Нади Йога | 2555 | |
Свастха Йога | 2526 | |
Шивананда Йога | 2337 | |
Беби Йога - Йога для малышей | Розанна Каллиабетсос | 1977 |
Свара Йога | Свами Сатьянанда | 1966 |
Агни Йога - это живой родник, бьющий для утоления жажды нового человека шестой расы, нарождающегося на планете Земля. Новая эпоха Водолея несет очищение нашего сознания от корысти и самости эгоизма со всеми сопутствую- щими этому греху недостатками. Обновленное сознание вступает в новый век Майтрейи, который дает нам знание на пороге прыжка в неведомое. В перелом- ный момент развития планеты дано учение Агни Йоги с высот духовного опыта.
Основателем этой школы является Шри Кришна Паттабхи Джойс (род. 1915), ученик Кришнамачарьи. Это достаточно «суровое» направление по требованиям, предъявляемым к физическим возможностям практикующим. Имеется в виду требования не к гибкости, а к общим ресурсам организма (степень функциональной нагрузки). Однако Паттабхи Джойс не желает адаптировать систему под ограниченные возможности учеников, так как, по его мнению, это приведет к профанации метода.
Занятия беби-йогой помогают родителям научиться лучше понимать нужды своих детей. Родители или те, кто ухаживает за детьми, учатся читать "подсказки" малышей путем наблюдения за их реакциями во время занятий. Любящее обращение с малышами на занятиях включает сухой массаж, мягкие последовательности из йоги, подъемы и спуски, поддержки, что приносит удовольствие и является расслаблением и растяжкой для мамы.
Практика хатха-йоги в данной школе представляет собой выполнение небольшого объема асан, очистительных процедур и пранаям. Практика в основном ориентирована на терапевтические цели. Зато значительная роль отводится понятию Кундалинии и работе с этим аспектом индийской метафизики.
Каждый из существующих в настоящее время стилей имеет свою специфику, ставит перед практикующим определенные задачи и акцентирует внимание на том или ином аспекте йогического знания. Главная задача человека, впервые открывающего для себя удивительный мир йоги, состоит в выборе идеально подходящей для него методики, в зависимости от личных предпочтений, основополагающей цели и состояния здоровья.
Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе хатха-йоги или фитнес-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста. Если рассматривать детство как непрерывную цепь изменений и преобразований, от физических до мировоззренческих, то и подход, применяемый на занятиях йоги, и содержание этих занятий будет несколько различаться в зависимости от возраста.
Дживамукти Йога — «джива» (санскр.) — душа, «мукти» — освобождение. Это авторский стиль йоги, американца Дэвида Лайфа и его жены Шэрон Гэннон. В основе стиля — Виньяса Шри Паттабхи Джойса, которую Лайф и Гэннон разнообразили новыми сочетаниями упражнений, часто напоминающими танец. В выборе названия отталкивались от санскритского слова Дживанмукти - "освобождение души при жизни". Термин "Дживамукти Йога" отражает тот факт, что вполне можно жить в мире достойной, насыщенной жизнью, развиваясь духовно, и еще при жизни достичь освобождения (самадхи).
Самый мягкий и щадящий путь к достижению внутренней гармонии - Инь Йога. Вы научитесь правильно расслабляться и успокаивать тело и разум особенно эффективно. Инь Йога (она же Йин Йога) – идеальный метод для снятия напряжения. Начав практиковать Инь Йогу, Вы и сами не заметите, как станете удивительно спокойны и уравновешенны. Достаточно длительная продолжительность выполнения асан дает возможность сосредоточиться на своих ощущениях.
Йога Айенгара считается одной из самых мягких статичных методик. Основное внимание она уделяет детальной отстройке правильного положения тела в асанах при помощи массы дополнительных приспособлений – валиков, одеял, кирпичей, которые подкладываются под бедра, спину, голову, ноги для обеспечения комфорта и безопасности в практике. Этот статический стиль уделяет особое внимание отстройке асан – тонкой и скрупулезной работе в позе.
Целью йоги для беременных является относительное улучшение хода беременности, подготовка тела, ума и духа непосредственно к родам. Специально подобранные комплексы упражнений дают женщине возможность управлять своим дыханием, мышцами, настроением. Стоит помнить, что йога для беременных - это обычные физические упражнения, однако направленные не только на развитие тела человека, но и на душу, ум.