Как бы ни относились к табаку медики прошлого, сегодня практически все врачи строжайшим образом предостерегают своих пациентов об опасности курения. И хотя представители табачной промышленности по сей день продолжают это оспаривать, аддиктивный характер курения уже ни у кого не вызывает сомнений.
В состав табачного дыма входит около четырех тысяч различных химических соединений — в том числе угарный газ, аммиак, синильная кислота и формальдегид, — но общеизвестно, что источником основных психотропных эффектов курения является никотин. Исследователи расходятся во мнениях относительно силы воздействия никотина по сравнению с такими веществами, как кокаин или амфетамины, однако ни у кого нет сомнений в том, что он обладает сильнейшей способностью вызывать привыкание. Из тех, кто когда-либо пробовал кокаин, в конце концов становятся наркоманами от трех до двадцати процентов, в то время как из «экспериментирующих» с курением заядлыми курильщиками становятся от трети до половины. По результатам исследований, вероятность того, что курение станет неотъемлемой частью жизни подростка, выкуривающего в день всего четыре сигареты, составляет 94%.
Существует множество подходов к избавлению от табачного и никотинового пристрастия. Практически все они оказываются действенными в отношении некоторых курильщиков и абсолютно не эффективны в отношении всех остальных. Это наводит на мысль, что секрет здесь кроется не столько в подходе к лечению, сколько в сознании и душе курильщика — и я пришел к такому выводу на основании собственного опыта.
Я начал курить, когда мне было семнадцать лет. Шли годы, я не раз предпринимал попытки бросить, но ни одной из них не хватало надолго. Я презирал свою привычку к курению и злился на себя за то, что ей уступаю. Множество раз я в ярости выбрасывал остававшиеся в пачке пять сигарет, давая себе обещание покончить с вредной привычкой. Но спустя час или около того я всякий раз украдкой распечатывал новую пачку. Я заметил, что порочный круг самобичевания и чувства вины каким-то образом оказывался тем механизмом, который подпитывал мою привычку, однако это открытие не оказало на мое пристрастие к курению никакого влияния. Я просто-напросто раз за разом отрабатывал эту цепочку. Говоря языком Аюрведы, мое желание бросить курить всякий раз преодолевалось воспоминанием о курении и порожденным этим воспоминанием желанием закурить снова.
Затем в один из вечеров я пошел на балет. Сидя в темном зале и восхищаясь грациозными танцорами, я слышал собственное хриплое и свистящее дыхание. Этот контраст произвел на меня огромное впечатление. Передо мной по сцене порхали блестящие атлеты, а я боролся за то, чтобы всего лишь дышать.
На следующий день, собравшись распечатать очередную пачку сигарет, я ощутил более сильный, чем обычно, приступ вины за свое пристрастие к курению. Однако к этому времени я уже понял, что одного только чувства вины недостаточно для того, чтобы покончить с этим пристрастием; каким-то таинственным образом вина только способствовала ему. И вместо того, чтобы травить себя с одной стороны курением, а с другой самобичеванием, я стал направлять свои мысли к прекрасным танцорам, которыми любовался накануне вечером. Поступая так, я в конце концов открыл способ разорвать цепь своего аддиктивного поведения и выбросил пачку сигарет прочь. В течение нескольких недель, как только у меня возникало желание закурить, я воскрешал в памяти воспоминания об этих танцорах. Я прекратил бороться со своим пристрастием, заменив его позитивной альтернативой.
Я не хочу сказать, что с моей стороны это было чудесным открытием. Когнитивные техники и позитивные визуализации лежат в основе множества терапевтических систем. Но я пришел к тому, что у меня выработалось искреннее намерение бросить курить. Соединяя это намерение с наблюдением красоты и здоровья, мне удалось создать новую цепочку воспоминаний, действий и желания. Воспоминание о танцорах создавало у меня мотивацию к действию — выбрасыванию сигарет, а сам этот поступок был позитивным опытом, позволявшим собой гордиться. Это чувство было сильнее удовольствия, которое я когда-либо получал от курения, и желание вновь его пережить перевешивало желание закурить. Я уже много лет не держал в руках сигареты.
В рассказе о том, как мне удалось бросить курить, я хотел бы особо подчеркнуть значение искреннего намерения. Артисты балета представляли собой в высшей степени прекрасное и вдохновляющее зрелище, но за те годы, что я был курильщиком, мне, разумеется, приходилось видеть и другие столь же впечатляющие картины. Однако в какой-то момент я созрел для осознания того, что вижу. Я оказался готов увидеть то чудесное, что может предложить жизнь, и понять по своему хриплому дыханию, как я себе в этом отказывал.
А вы уже достигли этой точки искреннего намерения бросить курить? Если да, я уверен, что сведения, изложенные далее, помогут вам это сделать.
Широкая популярность курения в мире со всей очевидностью свидетельствует о том, что это пристрастие не ограничивается рамками какой-либо определенной группы людей. Как позволяет увидеть аюрведический подход, к курению по той или иной причине могут пристраститься люди различных ментально-телесных типов.
Я уверен, что описанная ниже четырехступенчатая техника прекращения курения будет полезной каждому человеку, независимо от его ментально-телесного типа. Однако, успех здесь зависит от духовно обоснованной уверенности в том, что вы действительно хотите заменить в своей жизни курение удовольствием иного рода — удовлетворением высшего порядка. Прежде чем пытаться бросить, выясните, что дало вам курение, а также чего оно вам стоило. Дойдите до точки искреннего намерения, а затем используйте описанный ниже метод в качестве практического руководства по претворению этого намерения в действие.
Если вы похожи на большинство курильщиков, вы, скорее всего, зажигаете сигарету, выкуриваете ее и выбрасываете прочь, совершенно не задумываясь над своими действиями. За многие годы эти привычки стали у вас глубоко укоренившимися рефлексами, срабатывающими почти автоматически. Поэтому в качестве первого шага к тому, чтобы бросить курить, вам необходимо как следует осознать тот факт, что вы курите.
Прежде чем зажечь сигарету, сделайте сознательное усилие к тому, чтобы замедлить этот процесс. Рассмотрите сигарету, которую вы держите в руке, и прислушайтесь к внутренним сигналам своего тела. Вправду ли эта сигарета — то, чего действительно хочет ваше тело? Или же она только лишь способ скрыть что-то такое, о чем вы думаете или что чувствуете? Даже если вы решите, что действительно хотите выкурить сигарету, прислушивание к своему телу замедлит этот процесс и выключит ваш «автопилот». Быть может, это покажется странным, но при овладении этой техникой вам может оказаться полезным наблюдать свои приготовления к курению в зеркале. Это поможет вам сознательно наблюдать за собой в те критические моменты, когда вы готовы закурить. Не забывайте, что важнейшим шагом в борьбе с любой привычкой является устранение вынужденного поведения и замена его полным осознанием.
Даже само по себе полное осознание того, что вы делаете, способно иной раз привести к быстрому прогрессу в избавлении от привычки к курению. Как и в случае пьянства и других аддиктивных типов поведения, толчком к закуриванию могут служить самые разные события.
Многие люди автоматически закуривают, когда говорят по телефону или пьют кофе. Попытайтесь превратить курение в изолированную, независимую ни от чего деятельность. Это облегчит вам то осознание, о котором мы говорили в первом пункте. Даже если вы какое-то время будете продолжать курить, вы по крайней мере будете знать, что делаете. Вы также сможете отдавать себе отчет в связанных с этой деятельностью неприятных ощущениях.
В должной степени осознав свою привычку, начните связывать процесс курения с какими-то новыми мыслями. Я на этом этапе воочию представлял себе артистов балета, но вы можете обращаться к любой особо приятной вам мысли или воспоминанию. Это, однако, должно быть что-то такое, что имеет для вас определенное духовное значение, и вы должны вызывать у себя такое воспоминание с искренним намерением.
Трудно строго определить, что это означает, но вам будет интуитивно понятна разница между мыслью, переносящей вас в сферу духа, и той, что лишена духовного значения.
Сосредоточьтесь на этой мысли. Позвольте ей перевесить ваше желание курить. Какие желания пробуждает она в вашем сознании? Какие ощущения вызывает в вашем теле? Дайте себе пережить все это с полным осознанием, до тех пор, пока ваше желание закурить не исчезнет.
Сосредоточение на духовно значимой мысли есть, по существу, первичная форма медитации — первый шаг в сложнейшем путешествии вашего сознания. В третьей части этой книги мы подробней поговорим о медитации, а также о прочих техниках соприкосновения с высшим «Я». Эти техники чрезвычайно полезны и, пожалуй, даже незаменимы для того, кто решил покончить с любого рода пристрастием. Собственно говоря, я никогда не встречал человека, который бы регулярно медитировал, занимался йогой или аналогичными духовными упражнениями и при этом демонстрировал какое бы то ни было аддиктивное поведение. Я убежден, что единственным долговременным решением проблемы курения или какого-то иного пристрастия является открытие человеком своей истинной духовной сущности.
Когда повышается ваша вибрация, через заряженность клеток силой жизни – праной и увеличивается свечение и качества вашей ауры, то вы становитесь счастливым человеком. По сути, все несчастья – это блоки, застрявшие мысли, эмоции, переживания, которые мы когда-то не отпустили, и они остались в нашем сознании и теле как занозы, рубцы или глубокие раны. Но когда ваша вибрация учащается, то несчастья вытесняются ощущениями чего-то совершено нового и обновленного.
За многие столетия развития научной медицины и фармакологии человечество сделало в этом направлении гигантский шаг вперед. Создание гормональных препаратов и антибиотических средств позволило якобы одолеть серьезнейшие недуги, достижения же хирургии, и в особенности микрохирургии, поистине фантастичны. Но стало ли от этого человечество более здоровым? Оказывается — нет.
Боль это сигнал микротравмы на суставной сумке, мышечном волокне, сухожилии. После разового болевого проявления на его месте остаётся материальный след – микрошрам. Если систематически заниматься с болью, возникает область, поражённая следами болевой «коррозии». Когда их количество достигнет критического уровня - область воспаляется, или возникает острая травма.
Вредными или пагубными прывычками можно назвать секс, азартные игры, чрезмерное увлечение работой, страсть ходить по магазинам и делать покупки. Эта привычка может заставлять его чувствовать себя более сильным, более сосредоточенным, более уверенным в себе, более счастливым и менее беспокойным, угнетенным или испуганным. Но такое состояние длиться недолго и тогда привычка становится образом жизни.
Примерно к тридцати пяти – сорока двум годам время расцвета репродуктивной функции исчерпывается, и человек, как представитель вида, природе больше не интересен. Весть о том, что наше тело смертно, застаёт нас в раннем детстве, и всю последующую жизнь мы никак не можем смириться с этой очевидной истиной. Повзрослев, мы обнаруживаем, что у нас есть сердце, суставы, почки, что всё это может биться, гнуться, ломаться и всячески портиться. Мы начинаем вслушиваться в глубины своего тела.
Многие современные виды «йоги», от начала до конца основанные на личном усилии бессмысленны, поскольку в нелинейной среде, каковой является организм человека «Могут возникать только те структуры, которые в ней потенциально заложены и отвечают собственным тенденциям процессов в данной среде». Американские врачи обеспокоены растущим числом травм, которые люди получают при занятии "современной" йогой.
Как бы ни относились к табаку медики прошлого, сегодня практически все врачи строжайшим образом предостерегают своих пациентов об опасности курения. И хотя представители табачной промышленности по сей день продолжают это оспаривать, аддиктивный характер курения уже ни у кого не вызывает сомнений. Может быть вам подойдет, рекомендованный в статье метод бросит курить.
Большинство из нас, даже здоровых, проводят большую часть своей жизни, сидя за столом, за рулем автомобиля, или в какой-либо другом сидячем положении. Мы фокусируемся на маленьких экранах прямо перед нами, сидим продолжительное время и, когда встаем ощущаем дискомфорт и тяжесть в наших связках и плечах. Существует замечательная поза в Хатха Йоге, которая хоть немного, но компенсирует множество из перечисленных вредных воздействий нашей повседневной жизни – это Супта Вирасана.
Правильность выполнения пранаямы непосредственно влияет на здоровье человека. Если человек без подготовки (регулярное занятия йогой в течении полутора лет), будет практиковать пранаяму, да и без опытного «мастера», (который освоил эту технику и имеет в своем активе успешное обучение других людей), то в лучшем случае, этот йогин, себе не навредит. Поэтому необходимо соблюдать технику безопастности при выполнении пранаямы.
Выполнение перевернутых асан, таких как Ширшасана, Сарвангасана и Халасана должно сопровождаться хорошим состоянием шейного отдела позвоночника. Спешка, халатность, резкие движения, чрезмерная самоуверенность могут спровоцировать травмирование шеи. В данной статье описаны особенности подготовки шейного отдела позвоночника к перевернутым асанам - новичкам следует обязательно укрепить шею.