Возникновение Йоги Айенгара
Метод Айенгара, получивший признание за точность и внимание к деталям, предполагает выполнение асан (поз) и пранаяму (контроль дыхания). Благодаря высокой степени сосредоточенности на том, чтобы правильно расположить тело и конечности, кости и мышцы, мозг работает лучше и быстрее. Это приводит к тому, что возникает состояние «медитации в движении ». Занимающиеся йогой прилагают все усилия, чтобы достичь этого состояния полного физического контроля над телом, ясности ума и наивысшего умиротворения.
Важным аспектом йоги Айенгара является последовательность поз. Кумулятивный эффект достигается тем, что асаны следуют одна за другой в определенном порядке. В этом случае меньше риск травм и неправильного выполнения упражнений. Йога Айенгара может быть также использована в лечебных целях.
Существуют различные направления йоги, и йога Айенгара одно из них. Ее основоположником стал гуру Б.К.С. Айенгар, один из наиболее уважаемых в мире экспертов по йоге. В детстве он страдал от множества болезней, но в возрасте 16 лет приобщился к йоге благодаря помощи мужа сестры Шри Т. Кришнамашариа, гуру из Майсура. Айенгар начал заниматься йогой, чтобы вернуть себе здоровье и силы. В 1936 году гуру послал его на полгода преподавать в Пуну.
Айенгара отличали точность и совершенство в выполнении упражнений, и это отразилось в его преподавании. Число его учеников все время росло. Он стал известным и уважаемым преподавателем йоги. В 1952 году Айенгар познакомился с Иегуди Менухином. Благодаря этой встрече о йоге и Айенгаре узнали на Западе. Менухин был увлеченным учеником и пригласил Айенгара в Англию, чтобы брать у него уроки. Эти занятия посещали многие, поэтому Айенгара пригласили вести занятия и на следующий год.
Вернувшись в Пуну, Айенгар решил, что занятия йогой должны стать массовыми, но его помещения не могли вместить всех желающих. В 1975 году он открыл свой Мемориальный институт йоги имени Рамамани Айенгар. Он назвал его так в память о своей жене, умершей незадолго перед тем, как его мечта осуществилась. Ученики со всего мира приезжали в Пуну и в течение месяца занимались йогой под руководством Гиты, дочери Айенгара, и Прашанта. его сына. Сам Айенгар следил за процессом обучения.
Сейчас Айенгару за восемьдесят, но когда его ученики видят, как он выполняет некоторые асаны, это вдохновляет их. Сотни институтов йоги Айенгара действуют по всему миру, включая Европу, Америку, Японию, Израиль, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, Канаду и Россию. Есть институты Айенгара и в Бомбее, Бангалоре, Дели, Мадрасе и Райшикеше.
В 1966 году был опубликован фундаментальный труд Айенгара «Прояснение йоги». Эта книга считается подлинной библией йоги и была переведена на многие языки. Айенгар написал также книги «Прояснение пранаямы», «Искусство йоги», «Древо йоги» и «Прояснение сутр йоги Патанджали».
Б.К.С. Айенгар следует философии мудреца Патанджали, жившего в Индии за 300 лет до нашей эры. Патанджали изображают в виде статуи мужчины с хвостом, свернутым кольцом. Голову венчает корона в виде змеи с семью головами. В индийской традиции это означает бесконечность.
Две руки Патанджали сложены в молитве, представляя медитацию, в двух других — светящийся диск и раковина. Раковина напоминает о занятиях йогой, а светящийся диск представляет колесо времени или закон причины и следствия. Одна половина лица Патанджали улыбается, вторая остается серьезной.
Патанджали известен как основатель йоги. Именно он оставил 196 афоризмов, которые называют сутрами йоги. Они систематизируют различные принципы и практики йоги, представляя их в виде краткого, понятного текста. Эти афоризмы относятся ко всем аспектам жизни, начиная с правил поведения и заканчивая тем, как человек видит свое подлинное «я».
Патанджали показывает, как с помощью йоги мы можем изменить себя, получить контроль над нашим разумом и эмоциями, преодолеть препятствия на пути к духовному просветлению и достичь цели йоги.
По материалам книги "Большая иллюстрированная энциклопедия"
Наименование статьи | Автор | |
---|---|---|
Йога Айенгара | Бел Гиббс | 5713 |
Хатха-Йога обратная сторона медали | Андрей Сидерский | 4165 |
Тибецкая сердечная йога | Майкл Роуч | 2522 |
Агни Йога | Владимир Антонов | 2453 |
Аштанга Виньяса Йога | 2390 | |
Пауэр Йога | 2348 | |
Хатха-Йога - Звезда Айенгара - 1988 год | Елена Федорова | 2129 |
История трансформации Йоги | Виктор Сергеевич Бойко | 1947 |
Истоки философии Йогов | Рамачарака | 1863 |
Становление Йоги в обществе – поиск состояния счастья | Виктор Сергеевич Бойко | 1737 |
Термин Агни-йога был впервые услышан супругами Николаем и Еленой Рерих от жителей гор во время экспедиций по Центральной Азии. Этот термин означает Слияние с Божественным Огнём или Путь к такому Слиянию. Огонь в данном контексте, это подобное пламени состояние Наивысшего Божественного Сознания, которое Оно может принимать.
Основателем этой школы является Шри Кришна Паттабхи Джойс, ученик Кришнамачарьи. Шри Кришна Паттабхи Джойс родился в полнолуние в июле 1915г., на Гуру Пурниму. В его родной деревне, Ковшика, рядом с городом Хасаном в штате Карнатака, проживает около 500 человек и имеется одна главная улица. На одном конце улицы стоит храм Вишну, совсем рядом с домом Паттабхи Джойса. На дальнем конце улицы, всего в 100 метрах, находится небольшой храм Ганапати, а прямо напротив него, храм Шивы.
Философия, берущая истоки в Индии сильно переплетается с философией Йоги. Точнее сказать сама Йога является продуктом философии Индии в древности. Согласно легендам на земли Индии 10 000 лет назад пришли люди арийской расы, где были и заложены основы всех мировых философских школ и направлений. Получается, что Йога может быть результатом изысканий древней загадочной расы или еще более древним таинственным знанием.
Йога Патанджали была ассимилирована и модернизирована множеством индийских (и не только) религиозных систем, школ, направлений и сект, именно поэтому она предстаёт сегодня перед нами в виде огромного количества приёмов и техник, связь между которыми зачастую не прослеживается. Более того, при внимательном анализе множества исторических модификаций йоги проступает некая подоснова, которая и является предметом данного исследования.
Метод Айенгара, получивший признание за точность и внимание к деталям, предполагает выполнение асан (поз) и пранаяму (контроль дыхания). Благодаря высокой степени сосредоточенности на том, чтобы правильно расположить тело и конечности, кости и мышцы, мозг работает лучше и быстрее. Это приводит к тому, что возникает состояние «медитации в движении ». Занимающиеся йогой прилагают все усилия, чтобы достичь этого состояния полного физического контроля над телом, ясности ума и наивысшего умиротворения.
Фундаментом школы является Аштанга Виньяса йога, жесткая и динамичная методика, предложенная гуру Паттабхи Джойсом в шестидесятых годах прошлого века. Основательница Силовой йоги американка Берилл Бендер Берч некоторое время обучалась у знаменитого мастера, а в 1995 году предложила свой собственный взгляд на йогу, как на инструмент для совершенствования тела.
Долгое время духовное совершенствование считалось возможным только в виде подчинения воле Бога, и Церкви – его наместнику на земле. Покорённый, но не понятый Восток начал обратное завоевание Запада. Первоначальные слухи о чудесах йогов явились из жемчужины британской короны – Индии. К сожалению, на Западе йога приобрела первоначальную известность не в качестве практики, но как религиозная философия.
Около тысячи лет назад древнее искусство йоги пришло в Тибет из Индии, где оно появилось на свет в незапамятные времена. Оно стало стремительно набирать популярность: по всей стране, как грибы после дождя, возникали замечательные комплексы упражнений для занятия йогой. Практика йоги называется «Тибетская сердечная йога» и принадлежит школе гелуг — традиции далай-лам Тибета.
Времена меняются. Йога начинает завоевывать официальное признание в 1986 году. Открываются границы. А это значит – расширяются возможности ее изучения. В 1988 году Минздрав СССР впервые отправил в Индию официальную делегацию для изучения йоги и йогатерапии. В статье изложен рассказ о первом официальном посещении Индии с целью ознакомления с Йогической системой.
В Индии, Таиланде, Вьетнаме и других государствах Юго-Восточной Азии именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней подготовки отборных воинов - воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором. Хотя в среде эзотерических романтиков на Западе принято считать, что йога и искусство ведения войны никогда не имели никаких точек соприкосновения.