Восхищаясь красотой и глубиной Аюрведы, не следует забывать, что она является лишь небольшой частью обширного ведического знания.
В течение многих веков мудрецы и простые жители Индии оглядывались на достижения просветленного Золотого века, именуемого также Ведическим веком. В то время страной правили цари, которые следовали воле мудрецов. Духовность пронизывала собой всю жизнь, средоточием которой были различные формы внутреннего и внешнего поклонения всевозможным проявлениям божественного. Вся жизнь была йогой.
Ведический век завершился ко времени Кришны, за несколько столетий до Будды, с которым связано начало современной истории Индии. Единое ведическое учение древности разделилось на несколько направлений, и возникли различные, нередко противоречащие друг другу, системы духовного знания. В большой степени ведический дух сохранили йога и Веданта. Благодаря им Веды продолжали оставаться путеводным светом для всей индийской культуры. Ведическое знание можно назвать йогическим знанием. Термин «йога» впервые встречается в ведических мантрах для обозначения контроля над умом, цель которого — достичь духовного просветления (Ригведа V, 80.1).
Из всех отраслей ведического знания, наверное, Аюрведа в наибольшей степени сохранила первоначальную ведическую терминологию (например Агни и Сома), хотя многие духовные оттенки этих слов оказались забытыми.
Сами же ведические первоисточники серьезно не изучались в Индии со времен Кришны, то есть свыше трех тысяч лет. Любознательность европейцев способствовала возрождению интереса к этим текстам на их родине; произошло это более ста лет назад. Появилась целая плеяда толкователей Вед и Веданты, среди которых самые выдающиеся — Свами Вивекананда, Свами Рама Тирта, Шри Ауробиндо, Гангадар Тилак и Свами Даянанда Сарасвати. Все они хорошо известны и глубоко почитаемы в Индии.
Ниже излагается суть холистической системы лечения, построенной на основе ведического знания и включающей в себя принципы йоги и Аюрведы. Исходя из собственного опыта изучения Вед я попытался здесь воплотить целостный подход.
В данной системе можно выделить четыре уровня, на каждом из которых существуют свои методы обретения целостности, то есть исцеления. Эти уровни соответствуют трем телам и истинному «Я» человека. Физическое тело состоит из материи, астральное — из мыслей и чувств, каузальное тело представляет собой перевоплощающееся тело, состоящее из идей и архетипов.
Согласно данной системе, человек состоит из трех тел и пяти оболочек, из которых витальная соединяет физическое тело с астральным, а интеллектуальная — астральное с каузальным.
Эти методы исцеления, связанные с пятью оболочками, соответствуют восьми разделам классической йоги. Первые два — яма и нияма — обеспечивают внутреннюю и внешнюю чистоту, включающую в себя правильное мировоззрение и наличие духовных ценностей в жизни, правильный образ жизни и определенный режим для каждой из пяти оболочек. Эти два раздела составляют основу йоги, без них йогическая практика может привести к нежелательным результатам.
Принципы ямы: отказ от насилия, правдивость, контроль над сексуальной энергией, недопустимость воровства, отсутствие привязанности.
Принципы ниямы: самопознание, чистота, удовлетворенность, самодисциплина и преданность божественному. Врачу, представлявшему аюрведическую традицию, надлежало жить, строго соблюдая эти этические нормы.
Следующие три раздела составляют внешний аспект йоги; они гармонизируют нашу внешнюю природу, позволяя раскрыться нашей истинной сущности.
Асаны — это особые позы, выравнивающие энергии физического тела. Они дают физический покой.
Пранаяма — это практика гармонизации и расширения жизненной силы. Она приносит эмоциональный покой и умиротворяет нашу витальную природу.
Пратьяхара — это преодоление рассеянности ума и направление внимания внутрь, что дает покой уму.
Последние три раздела образуют внутренний аспект йоги, квинтэссенцию всей системы. Это медитативные практики, которые могут выполняться с использованием формы (медитация на определенном объекте) или без нее (медитация на нашем собственном высшем «Я»). В последнем случае речь идет о высшей, истинной медитации, в то время как первый вид медитации ближе к внешнему аспекту йоги.
Дхарана — это внимание: сознание полностью концентрируется на том, на что мы его направляем.
Дхьяна — это медитация: сознание сливается с объектом нашего внимания. В обеих этих практиках еще принимает участие интеллект.
Самадхи — состояние растворения сознания в объекте медитации и слияние с ним. Это непосредственное восприятие истины, когда наблюдающий одновременно является и наблюдаемым.
Для того чтобы достичь успеха в практике необходимо обладать вивекой и вайрагьей. Вивека — это способность к различению, при помощи которой человек отличает реальное от нереального, истинное от ложного, вечное от преходящего, истинную радость от мимолетного удовольствия. Вайрагья — это отсутствие эгоистических эмоциональных реакций, затуманивающих наше восприятие. Из этих двух понятий вытекает принцип абхьясы — превращение всей повседневной жизни в практику. Именно абхьяса определяет наш успех в йоге.
Цель Аюрведы — помочь нам обрести физическое и психическое здоровье, чтобы мы могли следовать путем йоги. Аюрведические режимы основываются на йогических принципах ямы и ниямы и способствуют их соблюдению. Знание Аюрведы очень актуально в практике внешних разделов йоги — асан и пранаям, которым уделяется особое внимание в хатха-йоге, поскольку они, как и Аюрведа, нацелены на гармонизацию и очищение тела.
Данная система, объединяющая йогу и Аюрведу, отражает естественное стремление всего живого к восстановлению единства с божественным источником, а не какую-то религиозную догму, которой мы обязаны следовать. Она может сопутствовать любой религии или использоваться вне какой бы то ни было религии, ибо истинная религия — это само бытие.
По материалам книги Фроули Давида "Аюрведическая терапия".
Шестая чакра расположена в гипофизе, позади лобной кости. Чакра называется «Ажна» и переводится как «бесконечная сила». Шестая чакра – центр интуиции, внутреннего голоса и знания. Хорошо развитый талант интуиции приводит нас к людям и местам, где мы находим наибольшее персональное выражение себя и возможности для жизни и роста, как материального, так и духовного. Это талант быть удачливым и бесстрашным, потому что мы все «знаем» и доверяем руке, которая ведет нас.
Четвертая чакра находится в центре груди, рядом с тимусовой железой. Чакра называется Анахата и переводится как звук, созданный без соприкосновения двух предметов и неслышная мелодия. Это наша внутренняя вибрация, которая воспроизводится когда энергия солнечного сплетения, поднимаясь вверх и проходя через сердце, создает мелодию через наш голос. Четвертая чакра – центр выражения любви, понимания, прощения, сострадания и мирного соединения противоположностей в сознании.
Астральное тело является третьим телом человека, после физического и эфирного тела. Астральная материя проникает физическую таким образом, что каждый физический атом со своей эфирной оболочкой отделен от каждого другого атома бесконечно более тонкой и подвижной астральной материей. Но материя эта обладает совершенно иными свойствами, чем физическая, и она невидима для нас потому, что мы еще не развили органов для восприятия ее.
Аура считается восьмой чакрой в Кундалини йоге. Эта чакра – наша аура, или энергия, которую могут ощущать и даже некоторые видеть вокруг нас. Это наше электромагнитное поле. Когда наша аура укреплена и в ней нет брешей, от нас исходит естественное сияние, которое проявляется через улыбку, блеск глаз, ясность взгляда, четкость мыслей и самовыражения. Вы - маяк для других, пожалуй, это самый простой способ описать сильную ауру.
Аюрведа является лишь небольшой частью обширного ведического знания. Знание Аюрведы очень актуально в практике внешних разделов йоги — асан и пранаям, которым уделяется особое внимание в хатха-йоге, поскольку они, как и Аюрведа, нацелены на гармонизацию и очищение тела. Данная система отражает естественное стремление всего живого к восстановлению единства с божественным источником.
Самадхи – духовное состояние сознания. Существуют различные виды самадхи. Среди низших самадхи савикальпа самадхи есть наивысшая форма. За савикалъпа самадхи идет нирвикальпа самадхи, но между ними огромная пропасть: это две совершенно разные формы самадхи. К тому же, существует состояние и за пределами нирвикальпа самадхи, называемое сахаджа самадхи.
Пятая чарка находится у основания шеи, рядом с щитовидной и паращитовидной железами. Чакра называется «Вишудха» и переводится как «очищение». Пятая чакра – центр звука и речи, самовыражения, уверенности в собственном голосе. Хорошо развитый талант выразительности указывает на человека, который вкладывает ценность в каждое сказанное им слово и знает, как выразить себя через него.
Согласно некоторым источникам и исследованиям школы и института Йога Гуру Ар Сантэма, все в мире устроено одинаково – человек, земля, солнечная система и так далее. Все живое в нашей вселенной имеет восемь тел, из которых мы обычно привыкли рассматривать в основном самое плотное – физическое тело. Поля всех тел находятся в ауре и пронизывают друг друга. Они напоминают матрешку, в которой физическое тело можно считать самой маленькой “матрешкой”.
Бессмертная душа человека, или Триада, которой в теософической литературе дается индусское название Atma - Buddhi - Manas, соответствует Божественной Троице, три Ипостаси которой, по развиваемой ими деятельности, можно перевести на язык человеческих понятий как Воля — Мудрость — Деятельность. Это начало человека имеет своим источником Божественную Жизнь, и оно-то и представляет собой истинную суть человека, его бессмертную индивидуальность.
Многие думают, что болезнь есть отдельная сущность, какая-то реальная вещь, противоположная здоровью. Это неверно. Здоровье — естественное состояние человека; а болезнь — это просто отсутствие здоровья. Человек, согласующий свою жизнь с законами природы, не может быть болен. Но стоит только нарушить какой-нибудь закон, и тотчас же создаются ненормальные условия, и появляются различные симптомы, которые мы и называем той или иной болезнью.