Долгие годы о йоге у нас в стране предпочитали не говорить. Люди занимались подпольно, литературы не было, развивалась наша доморощенная "русская йога" – печальный сплав суеверия, наивности и самоуверенности. Те, кто называл себя учителями, или йогатерапевтами, зачастую только калечили своих пациентов.
К счастью времена меняются. Йога начинает завоевывать официальное признание. Открываются границы. А это значит – расширяются возможности ее изучения. В 1988 году Минздрав СССР впервые отправил в Индию официальную делегацию для изучения йоги и йогатерапии. Хотя официальная делегация – это только громкое название: нас было всего двое психолог и физиолог на всю необъятную индийскую йогу. Но все-таки она была "первой" и "официальной", и индийская сторона, обрадовавшись тому, что наконец-то в СССР проявили государственный интерес к индийскому национальному достоянию, постарались показать нам как можно больше.
Мы посетили около сорока центров йоги – от маленьких и почти никому не известных, до крупнейших институтов и прославленных ашрамов. Это было удивительное путешествие. Представьте себе – каждые 2-3 дня тебя сажают в самолет, и через несколько часов ты уже в новом месте и бежишь с чем-то знакомиться, чему-то учиться. Затем подъем в пять утра, посещение утренних занятий, дискуссия, знакомство с научными исследованиями, вечерние занятия, семинар, а на рассвете – снова самолет.
Короче, через месяц мы слегка устали. Позади была половина пути – мы уже обучились трансцедентальтной медитации. Занимались йогой в старейшем и крупнейшем йогическом ашраме, основанном в начале века знаменитым йогом и врачом с западным медицинским образованием Свами Кувалаянандой – Кайвалиадхама. Затем провели неделю в ашраме Дирендры Брахмачари, посетили крупнейший центр йоги в Бомбее и знаменитый научно-исследовательский центр в Бангалоре, встретились со Святославом Рерихом. И, наконец, отправились в Пуну. В институт йоги Б.К.С.Айенгара.
Когда ранним утром, после 4-часового путешествия по индийскому "шоссе", мы подъезжали к Пуне, мне, честно говоря, хотелось не йоги, а принять душ и поспать пару часов. И все же мы отправились прямо в институт. Безучастным взглядом я рассматривала разные кусты во дворе и само здание, которое в другое время показалось бы мне красивейшим и ни на что не похожим: в основу его были заложены те же принципы, на которых воздвигнуты "Йога-Сутры" отца йоги Патанджали. Автоматически я уже складывала руки в традиционном "намастэ", готовясь поприветствовать знаменитого 70-летнего старца.
Тут послышался громкий голос и смех, и навстречу нам выбежал жизнерадостный человек в спортивных трусах "Адидас". Больше, кроме еще браминского шнура на шее, на нем ничего не было – поэтому сразу бросился в глаза контраст между его головой седовласого мудреца и телом 20-летнего юноши.
– А, наконец-то! – сказал он. – Что-то вы опаздываете на занятия. Вперед! Йога прогонит ваш сон! - Он подмигнул мне и засмеялся, наивно и заразительно, как ребенок. И хотя я весьма скептически относилась ко всяким разговорам о какой-то там "энергии" и "сверхчувственному воздействию", спать мне почему-то расхотелось.
И я пошла за Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгаром в его институт. Просторный зал был полон народа – Гуруджи сам проводил занятия. И тут он пропал совсем. Ничего подобного мне не доводилось видеть ни до, ни после. Да это и не странно: передо мной был гений йоги. А они рождаются не каждый год, и далеко не каждое столетие. Наблюдая за ним, я впервые поняла, что асаны йоги – это не просто "принять какую-нибудь замысловатую позу и расслабиться", а что это настоящая техника – сложная техника контроля над телом и концентрации внимания на нем.
Занимающиеся начали с поз стоя. Это традиционное начало занятий в йоге Айенгара. Для учеников они используются, чтобы "размяться" в начале занятия, для новичков же – это азбука йоги: их осваивают в первую очередь. Они развивают гибкость и подвижность, а также дают силу и выносливость, необходимую для освоения поз других типов. Кроме того, выполняя позы стоя самостоятельно, новичок никогда не нанесет себе серьезного вреда, что вполне может случиться, если он начнет знакомство с йогой с других асан. Занимающиеся перешли к новым позам.
Но дело было не в них, а в том, как учил Айенгар – весь движение, весь энергия, весь знание, которым он щедро делился. Громогласный голос, который вместе с его обладателем буквально метался по залу, поправляя и вдохновляя каждого, командовал: "Сядьте, хорошо вытяните ноги, поднимите руки, хорошо вытяните все тело, втяните поясницу в себя и наклонитесь вперед!" Захватите большие пальцы ног большим, указательным и средним пальцами рук. Поднимите голову, еще больше втяните поясницу в себя и опускайтесь! Тяните лобок к груди, двигайте ключицы вперед! Опустите лоб на колени, теперь нос, теперь положите подбородок! Оставайтесь так. Расслабьте живот, еще сильнее вытяните ноги, прижимайте заднюю поверхность коленей к полу."
И на протяжении всех 5 минут пребывания в позе – все новые и новые моменты. Ум, внимание приковано к телу, а тело – к вниманию. Это единство здесь называют Йогой. Потом был небольшой перерыв. Новые лица, новые знакомства – Прашант и Гита Айенгар – сын и дочь Гуруджи, сами известные йоги, другие именитые ученики – директор Мадридского центра йоги, руководительница института йоги из Шотландии, директор Парижского института Фаек Бириа.
Затем продолжились практические занятия. На этот раз упор делался на терапевтический эффект асан. Здесь я впервые поняла, что же это такое – знаменитые вспомогательные средства в Йоге Айенгара. В ход идет все – одеяла и ремни, деревянные кирпичи и веревка, диски для штанги и шведская стенка.
Здоровым людям эти вспомогательные средства помогают сделать столь сложные позы, которые они смогут самостоятельно выполнять только через несколько лет интенсивнейшей практики. Больным и даже тяжелобольным они также помогают выполнять позы различных степеней сложности.
К примеру, человека, перенесшего инфаркт миокарда. Что может дать ему йога? Повсеместно в Индии даже самые прославленные учителя рекомендуют одно и то же – Шавасана да некий суррогат пранаямы. После инфаркта надо восстанавливать силы – это общеизвестно. Но ни для кого не секрет и то, что релаксация еще никогда никого не сделала сильным. Силы укрепляют асаны – а их такой больной может выполнить только при помощи вспомогательных средств. Тогда ему не надо затрачивать усилия, напрягаться, а только аккумулировать энергию, испытывая благотворный эффект позы.
По ходу занятия Айенгар часто демонстрирует позы сам – и здесь ему тоже нет равных – недаром его называют Микеланджело йоги, Королем учителей, Совершенным йогом. Трудно себе представить, что 35 лет тому назад, когда он только начинал, то был так слаб, что, делая Пашимоттанасану , не мог дотянуться до колен руками. Он постоянно болел – малярией, тифом, пневмонией. Несколько лет практики сделали его абсолютно здоровым и принесли ему, еще почти ребенку, всеиндийскую славу.
В соответствии с традицией только один раз в 200-300 лет рождается на земле человек, способный выполнить все позы йоги с таким совершенством, которое называют "парипурна" – высшая, самая полная степень завершенности. В нашу эпоху этот человек – Айенгар. В Индии верят в реинкарнацию – переселение душ, поэтому индийские мудрецы считают Айенгара реинкарнацией Бога йоги, который через много веков вновь спустился на землю, чтобы восстановить и укрепить почти уже утраченную науку.
Его книги – "Искусство йоги", "Прояснение пранаямы", "Дерево йоги", "Йога-Сутры Патанджали" стали международными бестселлерами, и являются самыми читаемыми источниками в этой области. Самую известную из них – "Прояснение йоги" уподобляют Священному Писанию и называют Библией йоги. По своей монументальности и глубине она может сравниться только с "Хатха-Йога Прадипика", написанной семь или восемь веков тому назад.
Но продвижение по пути йоги не дается без труда даже самому талантливому. Сначала в течение 20 лет Айенгар занимался по 15 часов в день. Он испробовал все существующие техники йоги, он освоил несколько тысяч асан и все известные разновидности пранаямы и затем изложил добытые на практике знания , восстановив утраченные части древнего искусства. Но работа еще не закончена. Даже сейчас, в возрасте 72 лет, он занимается йогой по 7 – 8 часов в день, 4 – 6 часов он учит, 3 – 4 часа работает над своей новой книгой, которая будет посвящена учению отца йоги - Патанджали.
Он продолжает оставаться идеалом и источником вдохновения для миллионов учеников во всем мире. В настоящее время открыто около двухсот центров йоги Айенгара – в Европе, США, Латинской Америке, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Его учениками были знаменитый философ Джидду Кришнамурти, прославленный скрипач Иегуди Менухин и даже бельгийская королева.
В 1988 году его именем была названа вновь открытая звезда в Северном полушарии. Он продолжает щедро делиться своими знаниями со всеми – в 1984 году он проводил семинар для учителей йоги в Калифорнии, который собрал 800 самых прославленных учителей со всего света. В 1991 году на него съехались уже больше 1000 участников.
Статья написана в 1990 году.
Наименование статьи | Автор | |
---|---|---|
Йога Айенгара | Бел Гиббс | 5713 |
Хатха-Йога обратная сторона медали | Андрей Сидерский | 4168 |
Тибецкая сердечная йога | Майкл Роуч | 2523 |
Агни Йога | Владимир Антонов | 2455 |
Аштанга Виньяса Йога | 2391 | |
Пауэр Йога | 2349 | |
Хатха-Йога - Звезда Айенгара - 1988 год | Елена Федорова | 2132 |
История трансформации Йоги | Виктор Сергеевич Бойко | 1948 |
Истоки философии Йогов | Рамачарака | 1866 |
Становление Йоги в обществе – поиск состояния счастья | Виктор Сергеевич Бойко | 1739 |
Термин Агни-йога был впервые услышан супругами Николаем и Еленой Рерих от жителей гор во время экспедиций по Центральной Азии. Этот термин означает Слияние с Божественным Огнём или Путь к такому Слиянию. Огонь в данном контексте, это подобное пламени состояние Наивысшего Божественного Сознания, которое Оно может принимать.
Основателем этой школы является Шри Кришна Паттабхи Джойс, ученик Кришнамачарьи. Шри Кришна Паттабхи Джойс родился в полнолуние в июле 1915г., на Гуру Пурниму. В его родной деревне, Ковшика, рядом с городом Хасаном в штате Карнатака, проживает около 500 человек и имеется одна главная улица. На одном конце улицы стоит храм Вишну, совсем рядом с домом Паттабхи Джойса. На дальнем конце улицы, всего в 100 метрах, находится небольшой храм Ганапати, а прямо напротив него, храм Шивы.
Философия, берущая истоки в Индии сильно переплетается с философией Йоги. Точнее сказать сама Йога является продуктом философии Индии в древности. Согласно легендам на земли Индии 10 000 лет назад пришли люди арийской расы, где были и заложены основы всех мировых философских школ и направлений. Получается, что Йога может быть результатом изысканий древней загадочной расы или еще более древним таинственным знанием.
Йога Патанджали была ассимилирована и модернизирована множеством индийских (и не только) религиозных систем, школ, направлений и сект, именно поэтому она предстаёт сегодня перед нами в виде огромного количества приёмов и техник, связь между которыми зачастую не прослеживается. Более того, при внимательном анализе множества исторических модификаций йоги проступает некая подоснова, которая и является предметом данного исследования.
Метод Айенгара, получивший признание за точность и внимание к деталям, предполагает выполнение асан (поз) и пранаяму (контроль дыхания). Благодаря высокой степени сосредоточенности на том, чтобы правильно расположить тело и конечности, кости и мышцы, мозг работает лучше и быстрее. Это приводит к тому, что возникает состояние «медитации в движении ». Занимающиеся йогой прилагают все усилия, чтобы достичь этого состояния полного физического контроля над телом, ясности ума и наивысшего умиротворения.
Фундаментом школы является Аштанга Виньяса йога, жесткая и динамичная методика, предложенная гуру Паттабхи Джойсом в шестидесятых годах прошлого века. Основательница Силовой йоги американка Берилл Бендер Берч некоторое время обучалась у знаменитого мастера, а в 1995 году предложила свой собственный взгляд на йогу, как на инструмент для совершенствования тела.
Долгое время духовное совершенствование считалось возможным только в виде подчинения воле Бога, и Церкви – его наместнику на земле. Покорённый, но не понятый Восток начал обратное завоевание Запада. Первоначальные слухи о чудесах йогов явились из жемчужины британской короны – Индии. К сожалению, на Западе йога приобрела первоначальную известность не в качестве практики, но как религиозная философия.
Около тысячи лет назад древнее искусство йоги пришло в Тибет из Индии, где оно появилось на свет в незапамятные времена. Оно стало стремительно набирать популярность: по всей стране, как грибы после дождя, возникали замечательные комплексы упражнений для занятия йогой. Практика йоги называется «Тибетская сердечная йога» и принадлежит школе гелуг — традиции далай-лам Тибета.
Времена меняются. Йога начинает завоевывать официальное признание в 1986 году. Открываются границы. А это значит – расширяются возможности ее изучения. В 1988 году Минздрав СССР впервые отправил в Индию официальную делегацию для изучения йоги и йогатерапии. В статье изложен рассказ о первом официальном посещении Индии с целью ознакомления с Йогической системой.
В Индии, Таиланде, Вьетнаме и других государствах Юго-Восточной Азии именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней подготовки отборных воинов - воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором. Хотя в среде эзотерических романтиков на Западе принято считать, что йога и искусство ведения войны никогда не имели никаких точек соприкосновения.