Йога для начинающих таит множество трудностей. Редко человек, начинающий практику йоги, способен сразу вникнуть в эту сложную технологию и обойтись без проблем и травм. Попытавшись проанализировать, каковы наиболее распространенные ошибки в практике йоги у начинающих, я обнаружила, что таких ошибок всего пять.
1. Нечеткая постановка цели
Йога включает в себя очень разнородные практики, действие которых часто противоречиво. Практики йоги для достижения физического здоровья совсем не обязательно разовьют гибкость; практики, увеличивающие физические кондиции — гибкость и выносливость — не приведут к душевному покою, а духовные практики йоги могут совсем не способствовать физическому здоровью.
Каждый человек, начинающий практику йоги, должен четко ответить на вопрос: чего он хочет от йоги? Зачем он начал заниматься? И каждое занятие оценивать с позиции: помогло оно приблизиться к желаемому или нет.
Например, в йога-класс вас привели боли в спине. Значит, успешность вашей практики будет определяться тем, уменьшаются эти боли со временем или нет. Если же вас привело желание научиться справляться со стрессом и лучше управлять своим сознанием — критерии будут совсем другие: вы должны чувствовать себя спокойнее, меньше переживать из-за неприятностей, спать крепче, увеличить способность к концентрации, и т.д.
Если начинающий практик йоги сам не знает, чего он хочет — велика опасность, что он ничего и не добьется, а может быть, даже ухудшит существующее положение.
2. Отсутствие регулярности в практике
Раньше я написала целую статью о том, почему для начинающих важны домашние занятия йогой и как их организовать. Поэтому здесь подчеркну только основную мысль: без регулярной (это значит — каждодневной) практики йоги вы не добьетесь ничего, какими бы ни были ваши цели.
Конечно, непосредственно после занятия йогой вы будете чувствовать себя лучше, спокойнее и бодрее — но этот эффект не будет накапливаться. Даже более того, рваный ритм практики лишь будет еще одним стрессирующим фактором: вы будете вынуждены все время тратить силы, чтобы адаптироваться к занятиям йогой, но не успеете дождаться их плодов.
Поэтому подумайте, готовы ли вы к регулярным занятиям — и если нет, лучше даже не начинать.
3. Чрезмерное старание
Это — противоположная крайность. Многие люди, начинающие практику йоги, слишком много старания прилагают к выполнению упражнений — при этом постоянно перегружаются и получают травмы. Кроме того, чрезмерное напряжение быстро утомляет, и йога, вместо того, чтобы восполнять энергию, начинает ее истощать. В результате, позанимавшись несколько месяцев, устав от практики, получив несколько травм и не добившись желаемого, человек разочаровывается в йоге и бросает занятия.
Любое желание добиться чего бы то ни было, будь то лучшая форма асан, физическое здоровье или что-то еще, должно остаться за пределами коврика. Во время занятия человек, практикующий йогу, даже начинающий, должен добиться состояния полного покоя и удовлетворенности. В йоге это состояние называется самтоша — довольство существующим. Только в состоянии полного покоя практика будет не энергозатратной, а восстановительной.
Вы лишь предоставляете возможность возникать некоему эффекту или состоянию — но не производите его. Выполняете некую позу так, как позволяет ваше тело, без любого дискомфорта и боли, и добиваетесь максимального расслабления, не оценивая при этом качество выполнения и не стараясь его «улучшить».
4. Нежелание меняться
Йога для начинающих западных учеников - деятельность принципиально новая, требующая навыков, которые в них никогда не воспитывались. В йоге нужно обращать внимание внутрь себя – вместо того, чтобы обращать его на внешний мир; расслабляться – вместо того, чтобы напрягаться; останавливать поток мыслей – вместо того, чтобы постоянно о чем-то думать и т.д. Менять привычную линию поведения тяжело, и многие люди оказываются к этому не способными.
Если вы пришли в йога-класс – значит, вы хотите что-то изменить в своей жизни, что-то в ней вас не устраивает. Это может быть физическое здоровье, психическое состояние и т.д. Но, чтобы изменить жизнь, нужно изменить стереотипы поведения. Чтобы получить то, чего у вас никогда не было, надо делать то, чего вы никогда не делали.
Постарайтесь забыть старые привычки и убеждения, когда приходите на занятие йогой для начинающих. Раз за разом напоминайте себе про основополагающие принципы йоги: расслабление, самопогружение и удовлетворенность. Тогда постепенно новые навыки закрепятся, и вместе с этим начнет меняться ваша жизнь.
5. Неспособность к самоанализу
Не существует двух одинаковых людей, которым нужна была бы совершенно одинаковая практика йоги. Построение практики – всегда творческий процесс, требующий активного участия самого практикующего. Как бы ни был опытен и талантлив преподаватель, он никогда не учтет всех особенностей и не заметит всех помех, мешающих человеку освоить йогу. Зачастую какая-то незаметная мелочь мешает человеку, но если не устранить ее – он так и будет обречен топтаться на одном месте всю жизнь.
Выработайте привычку к самоанализу (вне самого занятия, конечно). Чаще задавайте себе вопросы: что получается? Что не получается? Какова динамика занятий? Чего не хватает? Какие существуют проблемы и как их можно устранить? Что мешает добиться нужного состояния в практике йоги и что помогает?
Отмечайте любые изменения: в качестве выполнения асан и техник релаксации, в общем физическом и психическом состоянии. Читайте литературу по йоге и размышляйте о прочитанном в контексте своей практики. И не стесняйтесь обсуждать все это с преподавателем и задавать вопросы. Если начинающий практик йоги не обеспечивает обратную связь и не идет на контакт – преподавателю становится очень трудно помочь ему.
Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом. Это тот предмет, которым нужно заниматься практически, его нужно испытать самому, только теоретическое знание не подходит для эволюции. Опыт есть непосредственное знание, он действует как толчок для дальнейшего пылкого и энергичного следования этому искусству и науке. Йога это универсальная культура, так как она подходит любому, независимо от возраста, пола или национальной принадлежности.
Мудрец Патанджали в древности сформировал восемь основополагающих принципов, на которых должно базироваться познание самого себя посредством Йоги. Он также называл это поиском души. Большинство людей впервые начинают знакомство с Йогой с Асаны - третей ступени, что является неверным с точки зрения мудреца. Прежде чем подвергать свое тело и сознание воздействию Асаны, будущим йогинам следует понять и принять принциы первых двух ступеней.
Йога признает существование бога как теоретически, так и практически. Для Патанджали бог имеет более практическое, чем теоретическое значение. Он полагает, что поклонению богу должно придаваться огромное практическое значение, поскольку оно может быть использовано в качестве одного из многих средств окончательного достижения самадхи-йоги - сосредоточения, или сдерживания ума.
Согласно Патанджали, йога состоит из восьми ступеней. Каждая из них особая, но все они являются элементами единого целого. Соединяясь, эти восемь ступеней образуют истинную йогу.
Первые пять ступеней (яма, ниияма, асана, пранаяма и пратиахара) известны как дисциплины йоги. Они готовят тело, очищают разум и чувства, чтобы человек мог перейти к следующим трем ступеням (дхарана, дхиана и самадхи), которые иначе называют знаниями йоги.
Йога включает в себя совокупность методик, каждая из которых имеет свои особенности. Их объединяют общность цели и конечный результат. Цель йоги заключается в освобождении человека от ненужных страданий и беспорядка в мыслях. Результат — в достижении покоя, умиротворенности, остроты восприятия. Йога — это скорее опыт духовной жизни, чем религия, глубоко практическое, а не теоретическое учение.
К великому сожалению, почему то во всех современных учениях связанных с духовным развитием (и в Йоге в том числе) вносится резкое разделение материи и духа, отделяется от материи духовная природа, изначально культивируя в человеке духовные переживания изолированно от материи и таким образом внося дисбаланс в Единый Мировой Союз Взаимообмена (Абсолют). Даже в приведенном вначале определении говорится, что Йога — совокупность определенных практик для развития психического и духовного состояния!
Человек высокоразвитое существо со сложным биохимическим и энергетическим строением. Мы занимаемся изучением себя всю нашу историю, и будем этим заниматься в будущем, пока не обнаружим или не разрешим вопрос, который (в случае полного общественного признания) может подвести к краю существования всю нашу цивилизацию. Этот вопрос примерно звучит так: В чем заключается смысл жизни человека?
Душа содержит внутри себя все потенциальные возможности, и по мере того как человек развивается, он открывает новые энергии и новые качества в своей жизни. Если посмотрите кругом, то увидите, что физические тела различных людей развиты в разной степени. Некоторые сильные, другие слабые, некоторые худые, другие толстые. Долг каждого развитого человека тренировать свое тело до высочайшей степени совершенства, так чтобы оно могло быть использовано для занятий с целью духовного продвижения.
Наши внешние возможности всегда ограничены нашим ограниченным внутренним знанием. Но если мы практичны во внутренней жизни, другими словами, если мы молимся и медитируем, то мы будем обладать безграничным внутренним знанием. Тот, кто обладает внутренним знанием, имеет свободный доступ к бесконечной истине и вечно длящейся радости, и он может легко управлять своей внешней жизнью.
Человек не ограничивается только эмоциями, интеллектом или действиями. Человек — это совокупность. Когда интеллект, чувства и действия находятся в гармонии друг с другом, тогда появляется настоящий человек. Постарайтесь понять интеллектом, почувствовать сердцем и применить в действии полученное здесь от Учителя. Глубокое интеллектуальное убеждение — это чувство, глубокое чувство — действие