Уютный зал в центре Москвы, 8 мин пешком от м. Чистые Пруды. Два санузла, душ, мощная система вентиляции, коврики, пропсы, йога - гамаки, чистая питьевая вода, журналы по йоге для чтения.
Стоимость вечернего занятия в будни - 500 р.
Основателем этой школы является Шри Кришна Паттабхи Джойс (род. 1915), ученик Кришнамачарьи. Это достаточно «суровое» направление по требованиям, предъявляемым к физическим возможностям практикующим. Имеется в виду требования не к гибкости, а к общим ресурсам организма (степень функциональной нагрузки). Однако Паттабхи Джойс не желал адаптировать систему под ограниченные возможности учеников, так как, по его мнению, это приведет к профанации метода.
Основной книгой Паттабхи Джойса является «Йога Мала», которая в 1999 году была переведена на русский язык.
Первые западные ученики появились у Паттабхи Джойса в начале 70-х годов. В настоящее время многие из них сами являются известными инструкторами. Среди его учеников можно назвать следующие имена: Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим и Чак Миллеры, Эдди Штерн, Нэнси Гилгоф, Лино Миеле и другие. Это направление йоги начало активно распространяться на Западе после того, как один из его учеников в 1975 году организовал семинар Паттабхи Джойса в США.
Паттабхи Джойс преподавал в своей школе в Майсоре. В нее приезжает много учеников из США. Вероятно, именно поэтому плата за обучение там является одной из самых высоких в Индии. Несмотря на преклонный возраст, Паттабхи Джойс долго проводил выездные семинары в США, Австралии и некоторых странах Европы.
18 мая 2009 года, на 94 году жизни в Майсоре, Карнатака, Индия оставил тело Гуруджи Шри Кришна Паттабхи Джойс. Традиции Аштанга Виньяса Йоги, замечательный учитель и человек, внесший огромный вклад в развитие и популяризацию йоги во всем мире, всю свою долгую и плодотворную жизнь посвятивший этому бессмертному искусству.
Аштанга Виньяса Йога использует 4 последовательности, различающиеся по уровню сложности. Время выполнения последовательностей от 1,5 до 4-х часов. 1-я последовательность (самая простая) содержит такие асаны, которые в других школах даются после одного – двух лет обучения. Поэтому желательно приступать к практике Аштанга Виньяса Йоги уже имея приличную физическую подготовку и гибкость.
Важнейшей отличительной особенностью этой школы является использование виньяс в качестве связки асан. Виньяса представляет собой сокращенную версию комплекса «сурья намаскар» (приветствие солнцу). Использование виньяс в практике сильно разогревает тело, что способствует его «очищению». Минимальное количество дыханий в асане – 5-8, однако при терапевтическом их использовании их количество может доходить до 50-80.
Во время практики для полноценного обеспечения кислорода при значительной нагрузке используется дыхание «уджайи». Для поддержания осознания работы внимания используется концентрация внимания на определенных частях тела «дришти».
Эта практика «активизирующая», поэтому она так полюбилась «людям запада» и фитнесс-аудитории. Но людям активным (питта) мы бы советовали выбрать себе другой стиль - поспокойней. Ее эффект тренировки в режиме общей функциональной нагрузки превосходен, но является не лучшим для йога-терапии. Тем более мы не рекомендовали бы этот стиль людям со слабым телом.
Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы). Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе Хатха-Йоги. Этические принципы Хатха-Йоги описываются в первых двух ступенях: Яма и Нияма. В древних ведических писаниях говорится, что атма (душа) находится в плену пяти жизненных потоков (поток тонкого воздуха, поток тонкой воды, поток тонкого огня, поток тонкой земли и эфира) и только Хатха-йога может освободить её из данного плена для достижения самадхи.
Каждое упражнение известным образом воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов. Специально подобранные комплексы асан, в которых важную роль играет последовательность упражнений, применяют для улучшения и укрепления здоровья, для борьбы с различными недугами. При выполнении асан учитывают: дыхание (на задержке, на вдохе или выдохе); точку, куда должно быть направлено внимание. У некоторых асан есть противопоказания к выполнению. Болезни, как считают йоги, это неправильное распределение жизненной энергии (праны) в организме, и выполнение определённых асан (а также выполнение пранаямы) ведёт к правильному перераспределению праны в организме, что и излечивает болезни, как физического плана так и психического.
Следующей, более сложной чем асаны, ступенью йоги являются дыхательные техники.
Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, задействовав скрытые резервы собственного организма, и своими силами, своей волей добиться исцеления.
Основателем Бихарской школы Йоги является Свами Сатьянанда Сарасвати. Йогу данной школы еще называют Сатьянанда Йога. К особенностям методики можно отнести статическое выполнение небольшого количества достаточно простых асан. Акцент — на пробуждение кундалини — основной творческой силы, спящей в основании позвоночника. Большое внимание уделяется очистительным процедурам и пранаяме.
Одна из основных особенностей Сатьянанда Йоги — уникальная техника Йога Нидры, или йоги психического сна. Это вид медитации (сродни аутотерапии), осуществляемой лежа под диктовку наставника, когда тело расслабляется и сознание становится восприимчивым к внутренним переживаниям.
Занятия Сатьянанда Йогой направлены в основном на получение терапевтического эффекта — обретение здорового духа в здоровом теле. Уникальная техника Йога Нидры помогает встретиться со своими комплексами, старыми страхами, переживаниями, осознать их и отпустить раз и навсегда. По словам Сатьянанды, получая доступ к бессознательному, разум может использовать йога нидру для достижения совершенства в любой области.
Брахмачари Йога — система упражнений, включающих статическое выполнение асан и динамические комплексы «Сукшма-Вьяяма» и «Стхула-Вьяяма». Брахмачари Йога ведет начало от знаменитого духовного учителя и йогина Махариши Картикейи, но стала известной благодаря его ученику Дхирендре Брахмачари. Сегодня традиции Брахмачари хранит его преемник — Бал Мукунд Сингх, йогашала которого находится в Дели. Еще один известный ученик Брахмачари — швейцарец Рейнхард Гамельтхаллер преподает приближенно к традиции, но называет свой стиль Кундалини Йогой.
Большое внимание уделяется подготовке тело к работе в асанах — очистительным процедурам — шаткармам и двум видам динамических упражнений:
Система асан школы Брахмачари практикуется в основном в статике и содержит несколько необычных упражнений, которых нет в других методиках. Хорошо поставлена техника прогибов назад. Много асан на концентрацию внимания, активацию внутренних органов и раскрытие грудной клетки (считается, что тело западного человека заблокировано в области сердца из-за климата и социальных факторов). Особое внимание уделяется воздействию на нижнюю чакру, Муладхару, что, как считается, приводит к поднятию мистической силы Кундалини.
Практика разогревает и укрепляет мышцы, связки и суставы, увеличивает эффективность работы легких, улучшает кровообращение и работу нервной системы, очищает тонкие энергетические каналы — нади, является прекрасным средством для всестороннего развития. Регулярно практикуя Сукшма-Вьяяму, можно почувствовать, что тело стало другим, что оно наполнилось тонкой энергией.
Вини Йога является динамичной и мягкой практикой Йоги. Основателем этого направления является Т. К. В. Дешикачар – сын и ученик Кришнамачарьи. За 30 лет своего ученичества у своего отца и учителя Дешикачар глубоко и всесторонне изучил технологию йоги, аюрведы, санскрита.
Особенностью данного стиля является гибкость в выборе инструментов по трансформации сознания учеников. Школа использует асаны, пранаямы, медитации, повторение мантр и другие методы. Дешикачар считает, что не ученик существует для практики, а практика для ученика. Если в других школах ступени аштанга-йоги практикуются последовательно или все вместе, то в Вини Йоге допускается, например, сначала практиковать медитацию, после прошествии определенного времени приступать к практике асан и т.д. В этом стиле методы йоги адаптируются к уровню практикующего.
В практике асан допускается 2 варианта выполнения: динамический и статический. При выполнении асаны в динамике нужно несколько раз «войти» в нее и «выйти», синхронизируя движения с дыханием. При выполнении асан практикуется концентрация на определенных точках, дыхании или движении. Практика асан очень мягкая, перемежающаяся расслаблением, основа стиля это индивидуальный подход к практикующему.
Это одна из школ йоги, предлагающей схему дыхания, противоположную общепринятой. Рекомендуется вдох делать сверху вниз – т.е. сначала воздухом заполняется верхняя часть грудной клетки (обычное грудное дыхание), а уже потом расширяются нижние ребра и опускается диафрагма. Выдох выполняется наоборот.
Вини Йогу можно отнести к области йогатерапии. Каждая поза подстраивается под потребности и возможности ученика, помогая практикующему справиться с собственными проблемами.
Випассана — древняя техника медитации, возникшая в Индии 2500 лет назад. Техника Випассаны заключается в умении или попытке видеть жизнь и себя самого, как есть. Цель Випассаны — очищение ума и освобождение от всех страданий.
На время практики участники дают обет молчания и не имеют возможности ни общаться, ни читать — только медитировать по многу часов в день и наблюдать за собой. Непрерывное самонаблюдение помогает трансформировать свою личность, освободиться от ограничений, навязанных социумом и жизненным опытом. Практикуя Випассану, человек фокусирует внимание на том, как осуществляется взаимосвязь ума и тела, как состояния ума обусловливают ощущения тела и наоборот. Курсы Випассаны должны проводиться бесплатно.
Исследование себя в Випассане помогает найти истоки ума, и очистить ум от загрязнений, негативных и навязчивых мыслей, стереотипов и психологических жизненных программ, из-за которых человек год за годом (и жизнь за жизнью) ходит по куругу, попадая в одни и те же ситуации. Освободив свой ум, человек наполняется покоем, любовью и состраданием.
Человеку становятся понятными научные законы, управляющие его мыслями, чувствами, суждениями и ощущениями. Благодаря непосредственному опыту приходит понимание природы развития и деградации человека, механизмов умножения страданий и освобождения от них. Человек становится более осознанным, избавляется от заблуждений, обретает покой и умение владеть собой.
Джняна Йога - это путь знания, но знания не интеллектуального, а интуитивного (т.е. озарения), так как истину невозможно постигнуть с помощью интеллекта.
Практикующий Джняна Йогой медитирует над вопросами о сути бытия и своей подлинной природе. Существуют различные методы, но все они базируются на преодолении идентификации с телом и умом. Пожалуй, самый известный метод – нети-нети, что в переводе означает не то, не это. Его суть состоит в том, что осознавая то, чем он не является, йогин продвигается к осознанию того, чем он является на самом деле. Последовательно йогин задает себе вопросы: Я – это тело?, Я – это эмоции?, Я – это прана?, Я – это сознание? и делает выводы, что он – это нечто большее.
Другой распространенной практикой является постоянное наблюдение за собой, т.е. практика отстраненного внутреннего свидетеля, осознание всех своих действий и мыслей. Для успеха в практике необходимы усилия, сосредоточение и полная поглощенность исследованием. Практика Джняна Йоги – это не только медитация в определенные для этого часы, а поиск двадцать четыре часа в сутки. Это путь исследователя, полностью поглощенного своим вопросом.
Для следования пути Джняна Йоги необходим спокойный и сосредоточенный ум, поэтому рекомендуется сначала практиковать другие виды йоги.
Йога Айенгара считается одной из самых мягких статичных методик. Основное внимание она уделяет детальной отстройке правильного положения тела в асанах при помощи массы дополнительных приспособлений – валиков, одеял, кирпичей, которые подкладываются под бедра, спину, голову, ноги для обеспечения комфорта и безопасности в практике.
Неуклонный рост интереса к духовным практикам, который вот уже несколько десятилетий наблюдается по всему миру, во многом связан с именем Б.К.С. Айенгара. Его школа произвела настоящую революцию в понимании и практике хатха-йоги, которая в интерпретации Гуруджи обрела доступность даже для новичков и людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Данный метод обучения универсален, он предполагает концентрацию на деталях и индивидуальный подход к каждому ученику. В этом заключается секрет популярности йоги Айенгара, которая является одним из самых распространенных стилей в мире.
Основателем и идейным вдохновителем этой школы является один из самых выдающихся современных гуру Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, который с 16 лет обучался у знаменитого наставника Шри Т. Кришнамачара в созданной при содействии Махараджи Майсора Школе Йоги.
Этот статический стиль уделяет особое внимание отстройке асан – тонкой и скрупулезной работе в позе, поскольку длительное нахождение в статичном положении усиливает его терапевтическое воздействие не только на мышцы, связки и суставы, оно массирует внутренние органы и гармонизирует работу всех систем организма. Осмысленная практика асан, даже при очень медленном выполнении, оказывает также благотворное влияние на ум человека и его психо-эмоциональное состояние. При отстройке асан используется множество вспомогательных материалов для максимального комфорта практикующего: валики, одеяла, ремни, подушки и т.д. При помощи этих приспособлений в асанах прорабатываются даже самые болезненные участки тела, в которых хранится память о травмах, напряжение и стресс. Йога Айенгара «раскрывает» такие места и излечивает их, наделяя здоровьем духа через здоровье тела.
Практика Йоги Айенгара предполагает использование различных пропсов Особое внимание уделяется равномерному вытяжению тела, благодаря чему оно становится не только более сильным и здоровым, но и симметричным. Выравнивание в асане является важнейшим условием эффективной практики, поскольку позволяет сохранять клетки организма здоровыми. В интервью журналу «Yogasara» Гуруджи объяснил, что самочувствие человека зависит от состояния клеточной системы, состоящей из миллиардов клеток. Статичная практика йоги позволяет этим необходимым элементам тела жить и порождать жизнь.
Выравнивание тела выполняет еще одну очень важную функцию – оно способствует постепенной корректировке энергетических центров и каналов. Последние оказывают колоссальное влияние на тонкое тело, успокаивают ум и очищают сознание. Иными словами, положительные изменения происходят на более глубоких уровнях – в психической и эмоциональной сферах.
Эти закономерности являются фундаментом и логическим обоснованием метода Айенгара.
Йога-нидра – психический сон, который часто называют «сон йогов». Это метод расслабления с помощью создания однонаправленного ума. Это также способ расслабления личности посредством ухода вовнутрь себя от внешних объектов. Йога-нидра на самом деле это часть пратьяхары, т.е. отвлечение сознания от физических объектов. В йога-нидре зрение отвлекается от внешних объектов восприятия, слух отвлекается от звуков и т. д. до тех пор, пока все связи с физическими чувствами полностью не исчезнут.
Йога-нидра является одним из наиболее мощных методов не только для формирования глубокой релаксации за минимальное количество времени, но также для возрождения дегенерированных мозговых ядер и центров. Один час йога-нидры равен четырём часам обычного сна.
Практика йога-нидры показана также не только тем, кто физически и умственно истощён, но также для тех, кто устал от пассивного образа жизни, и для тех, у кого угас интерес к жизни. Йога-нидра будет также омолаживать, и возрождать физический, ментальный и эмоциональный аспекты личности. Это поможет тем, кто имеет тамассическую природу, создать дополнительный приток крови и энергии. Практика йога-нидры особенно рекомендована для тех духовно ищущих людей, кто страдает от страха, напряжения, злобы, алчности и других дисгармоний. Она также показана для тех, кто хочет развить в большей степени осознанность и ментальную чистоту.
В пограничном состоянии йога-нидры, между сном и бодрствованием, вы осуществляете контакт со сверхсознательной частью и бессознательной частью вашей психики, где собраны ваши прошлые воспоминания. Те переживания, которые были особенно негативными или болезненными, были загнаны глубоко в бессознательную область нашей психики, которая скрыта за сознательными воспоминаниями. Однако они всё же очень активны и являются источником наших иррациональных страхов и навязчивых идей. Также в бессознательной части находятся инстинктивные желания, постоянно ищущие выражения через наше сознание. Напряжение, на самом деле, - это сгусток подавленной энергии, усиливающий те потребности и желания, которые блокируют состояние удовлетворения. Во время йога-нидры эти фрустрации и блокированные нереализованные желания получают выход, вследствие чего уменьшаются напряжения и высвобождается энергия, которая заключена в них.
Похожий процесс также имеет место и в нормальном сне, когда мы видим сновидения. Эти сны состоят из случайно выбранных импульсов. В йога-нидре мы создаём наш собственный сон, визуализируя широкое разнообразие символов, которые имеют мощное и универсальное значение. Эти «быстрые образы» вызывают другие, в целом не связанные воспоминания из глубин подсознания, и каждое воспоминание в свою очередь наполнено эмоциональной нагрузкой. Таким образом, многие виды напряжений уходят, и ум освобождается от ненужной ему информации.
Йога-нидру сравнивают с гипнозом, но они мало имеют общего. В гипнозе каждый становится чрезвычайно чувствителен к внешним советам в терапевтических или других целях, йога-нидра - это способ повышенного самоосознания отслеживать собственное психическое пробуждение.
Первый раз рекомендуется практиковать йога-нидру в классе с учителем, таким образом, вы лучше поймёте цель техники и познакомитесь с методом практики на каждой стадии. Если у вас нет учителя по йоге, попытайтесь получить запись йога-нидры в классе.
Хотя она может практиковаться сидя или даже стоя, обычно йога-нидра проводится лёжа на спине в шавасане. Лучше лежать на полу на мате или одеяле. Если вы чувствуете необходимость положить подушку под голову, вы можете это сделать. Удостоверьтесь, что вам достаточно тепло и у вас нет необходимости закрыться одеялом. Глаза остаются закрытыми в течение всей практики, которую следует проводить от 30 минут до 1 часа. Тело должно быть абсолютно расслабленным, никаких движений не должно осуществляться во время практики.
Всё тело последовательно расслаблено, каждая конечность, каждая косточка, мышцы, связки, система кровообращения, дыхание, мозг, лицо, глаза и т.д.
Когда ваше тело полностью расслаблено, ум становится также расслабленным, но вы должны поддерживать его активность, переводя ваше внимание на все части вашего тела, отслеживая дыхание, переживая различные ощущения, создавая ментальные образы.
В йога-нидре вы на самом деле не спите, вы должны оставаться осознанным в течение всей практики, пытаясь следовать всем инструкциям без оценки. Конечно, вы можете также использовать йога-нидру как прелюдию ко сну. Если вы практикуете её в течение 20-30 минут перед сном, качество сна будет резко возрастать.
Во время йога-нидры принимается решение или иными словами осуществляется санкальпа. (Перевод Санкальпа - намерение, внутренняя убеждённость, дошедшая до глубин подсознания, которая регулярно воспроизводится так, что становится реальностью.) Это должно быть что-то чрезвычайно важное для вас. Повторите это мысленно 3 раза с чувством глубокой убеждённости. Лучше, если бы ваша санкальпа имела духовную цель, но вы также можете принимать решение, связанное с желанием избавиться от какой-нибудь привычки или улучшить какие либо аспекты вашей личности. В йога-нидре решения, которые мы осуществляем и мысли, которые мы создаём, становятся потенциально очень сильными. Они уходят в глубину подсознания и, с течением времени, они определённо становятся реальностью.
В мужчине больше сознательной природы и разума, женщина же обладает в большей степени интуицией и бессознательной природой. Именно поэтому большинство известных Гуру йоги – мужчины.
Стиль женской практики всегда мягче, однако, она включает в себя те же асаны и пранаямы. Но, если девушка неуверенна в себе и ей не хватает определенной доли жесткости в повседневной жизни, практика должна быть более жесткой и динамичной, иметь целью наращивание мышц и обретение мощи. Вслед за этим неизбежно произойдут благотворные изменения в ее психике, которые помогут бороться с чувством незащищенности и даже инфантильностью.
Нельзя забывать, что прекрасный пол по своей природе менее дисциплинирован и более эмоционален, поэтому занятия подчас требуют от йогинь большего самоконтроля и концентрации. Если Вы собираетесь в ближайшее время стать матерью, вам следует знать, что существуют позы, выполнение которых приводит к проблемам с зачатием. Это явление имеет временный эффект, но от них в данный период лучше отказаться, заменив на асаны, в которых нога закидывается на голову.
Замечено, что слишком интенсивная практика может привести к исчезновению месячных. Это является тревожным симптомом. Поэтому входите в практику осторожно и постепенно, особенно, если вы имеете значительный перерыв в занятиях.
Занятия йогой для начинающих — это знакомство с йогой как с методом оздоровления и развития всех физических и духовных качеств и творческих способностей, доступных человеку. Йога для начинающих — это комплексы упражнений, помогающих человеку познакомиться с действием йоги, успокоиться, привести в мысли в порядок, а эмоции — в равновесие.
Упражнения йоги для начинающих мягкие и щадящие. Для удобства и облегчения упражнений часто применяются блоки, ремни, пропсы (приспособления для йоги). Они направлены на выравнивание и вытягивание позвоночника, укрепление мышц всего тела, развитие равномерного и спокойного дыхания. После тренировки ощущается спокойствие и легкость во всем теле.
В йоге для начинающих исключены упражнения, требующие серьезных физических нагрузок, сильного скручивания позвоночника, поза лотоса, стойки на голове, сильные растяжки. Одна из важнейших задач йоги для начинающих — развить внимательность и бережное отношение к своему телу.
Йога для начинающих, если заниматься регулярно, сильнее меняет жизнь, чем все последующие стадии практики хатха-йоги. Ощутив гармонию, вы просто не захотите возвращаться к состоянию гнева, не будете вовлекаться в споры, не заставите себя пить пиво, когда не хочется, но друзья просят. Многие вредные привычки отпадают сами и от этого жизнь настолько меняется, что этот, первоначальный этап практики йоги, вспоминается потом как самый яркий и мощный.
Физическая польза от занятий йогой для людей старшего возраста поразительна! Практика возвращает баланс между физической, умственной и духовной составляющими, что положительно сказывается на иммунной системе, которая в результате может противостоять заболеваниям, характерным для пожилого человека.
Благодаря мягким асанам, имеющим выраженную терапевтическую направленность, устраняется закостенелость, снимаются хронические старческие боли в суставах и спине.
Специальные упражнения, направленные на расслабление и растяжение грудного отела позвоночника, возвращают правильную осанку. Не секрет, что сутулость, являющаяся одним из основных симптомов старости, негативно влияет не только на позвоночник, но и на сердечно-сосудистую систему, поэтому заниматься йогой в этом возрасте особенно полезно.
Регулярная практика позволяет забыть и о хрупкости суставов. Кроме того, она восстанавливает нормальное движение крови в организме, питает мозг кислородом и позволяет дать отдых сердцу, особенно это касается перевернутых поз. Наклоны вперед помогают понизить артериальное давление и смягчают проблемы, связанные с варикозным расширением вен.
В пожилом возрасте следует быть предельно аккуратным на занятиях. Если в 20-30 лет ученик может отчасти компенсировать ошибки преподавателя своим здоровьем, то в 50-60 лет такой возможности у него нет. Поэтому следует обратить особое внимание на выбор опытного инструктора, знакомого со спецификой организма людей старшего возраста.
Каждое занятие включает в себя практику асан, пранаям и обучению глубокой релаксации. Физическая нагрузка регулируется в зависимости от возможностей учеников. Класс начинается с упражнений для всех суставов, затем следует основная часть, включающая в себя комплексы упражнений на позвоночник, простые дыхательные практики, облегченный вариант Сурья-Намаскар, в заключение – изучение основ философии йоги. Освоение поз осуществляется при помощи вспомогательных материалов, таких как ремни, кирпичи, скамейки для прогибов и болстеры.
Йогатерапия — надежная проверенная практикой нескольких тысячелетий система лечения, основанная на методах осознанного пробуждения сил самого организма. С помощью Йогатерапии исцеляются практически любые функциональные расстройства и многие органические нарушения: заболевания органов дыхания и кровообращения, системы пищеварения, крови, эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства, болезни мочеполовой сферы, хронические воспалительные процессы, последствия травм, операций, отравлений, радиоактивного облучения, инфекционные заболевания, нарушения иммунной системы, аллергические реакции, ослабление адаптивных способностей организма и др.
Йогатерапия — это также естественные, гармоничные и надежные способы реабилитации, восстановления сил и здоровья, утраченных вследствие пребывания организма под давлением жестких психологических, экологических и прочих стрессовых ситуаций.
Медитация — это искусство создания гармонии в теле, уме и сознании. Жизнь, наполненная медитацией, полна блаженства и красоты. Жизнь без медитации — это стресс, озабоченность и заблуждение.
В древние времена медитацию нередко считали способом жизни. И действительно, медитация не является чем-то отдельным от повседневной жизни. Во-первых, практика медитации требует регулярных занятий и, следовательно, составляет часть повседневной жизни. Во-вторых, если вы уже практиковали какой-нибудь вид медитации и освоили его, полученный опыт остается с вами и проявляется в каждом аспекте жизни.
Медитация — это не сосредоточение. При сосредоточении ум сужается, а узкий ум — это ограниченный ум. Ограниченный, направленный и сосредоточенный ум нужен, чтобы рассматривать объекты, решать проблемы, учиться языку, управлять машинами и т.д. Он нам необходим. Но не в медитации. При сосредоточении мы возводим стену сопротивления и в попытках управлять умом теряем энергию. Некоторые люди медитируют таким образом целый час, а когда заканчивают, то чувствуют усталость, потому что провели этот час в беспрерывной борьбе, отрицая все на свете, говоря «нет» всем мыслям и восприятиям и стараясь сфокусировать свой ум.
Одно из следствий медитации — состояние равновесия и покоя. В медитации человек выходит за границы своего ума, воспринимая мир целостно. В медитации невозможно быть несчастным, потому что «несчастье» — это тоже лишь категория ума, условная оценка.
Гармония, обретаемая в состоянии медитации, благотворно действует на весь организм, приводя к балансу все органы и системы. Охватывая покоем глубины подсознания, медитация исцеляет от болезней, перед которыми бессильна медицина.
Для большинства практикующих занятия медитацией вовсе не означают состояние медитации, но даже попытка медитировать наглядно показывает то, какие процессы обычно происходят у нас в уме. Наблюдая эти процессы, мы понимаем, как освободиться от мыслей, которые тяготят нас, заставляя все-время чего-то желать, чего-то бояться и в поте лица чего-то достигать.
Медитация очищает разум, который обычно пребывает в беспорядке, и образно выражаясь, смазывает его, делает более гибким, так что когда сила разума применяется в действии, в нем легко возникает целый фейерверк мыслей. Полностью успешная медитация избавляет разум от любых ошибок и противоречий, готовит его к новым ментальным опытам и восприятию интуиции. Она также повышает способность разума схватывать на лету, увеличивая объем области его внимания, что достигается практикой концентрации.
Йога Патанджали – подлинна. Этот стиль Хатха-йоги максимально приближен к первоисточнику – «Йога Сутре» великого риши Патанджали, изложившего путь настоящего йогина. «Приобретая популярность, йога теряет свою подлинность», - учит мастер йогатерапии Джитендра Дас. Но только не в случае с данным направлением.
Основной тезис тренировочной системы – умеренность во всем. Йога Патанджали не проповедует аскетизм, под умеренностью здесь имеется в виду эмоциональная уравновешенность, способность контролировать ум и все системы организма, властвование над возникающими желаниями, непритязательность в повседневной жизни – еде, одежде и т.д.
Регулярная практика оказывает выраженное терапевтическое действие, она доступна даже для людей с заболеваниями различных систем организма, поскольку занятия выстраивается с учетом индивидуальных особенностей ученика. Йога Патанджали интересна, прежде всего, своей аутентичностью. Она отличается глубоким погружением в предмет, поэтому не искажает самой сути практики и ее философских аспектов.
Главной целью йоги Патанджали является стремление нести максимально правдивое и неискаженное учение. При этом оно подается постепенно, без спешки и ровно в тот момент, когда ученик приобретает способность его постичь. Джитендра Дас не раз говорил, что следствием популярности йоги стала ее профанация.
Практика включает в себя Сукчам крийю (суставную гимнастику и динамические упражнения), комплекс Сурья Намаскар, Пранаяму (перед практикой асан используется разогревающая или очищающая Пранаяма, после – охлаждающие дыхание), Асаны, Мудры, расслабление и Медитацию (Дхьяну).
Основная задача преподавателя заключается в составлении наиболее оптимальной программы для ученика. Практика начинается с наиболее простых поз, затем применяются усложненные вариации. Йога Патанджали включает в себя как простые, так и довольно сложные асаны. Доктор Джитендра Дас предлагает недельную программу, согласно которой каждый день отводится для поз определенного типа.
На каждом занятии задействуются все энергетические и физические центры тела. При этом используются перевернутые асаны, позы на сохранение равновесия и раскрытие бедер, наклоны вперед, скручивания и прогибы назад.
Практика начинается с динамической пранаямы, затем выполняются асаны и статическая пранаяма с использованием бандх, и в завершение - медитация. Как правило, курс крийи и шаткармы (особые процедуры для очищения тела) проводится отдельно. Последние являются важной частью йоги.
Сбалансированная практика уравновешивает физическое и тонкое тело. Регулярные занятия оказывают благотворное влияние на позвоночник, вытягивают его и формируют правильную осанку, возвращая телу гибкость и подвижность. Йога Патанджали дарует гармонию и внутреннее равновесие, успокаивает бесчисленные стремления и рождает в душе умиротворенность. Практикуя этот стиль, человек приобщается к «настоящей» йоге, какой ее видели древние мудрецы тысячелетия назад.
Пранаяма является четвертой ступенью йоги в классификации Патанджали.
Пранаяма – это полное управления биотоками организма через управление дыханием. Слово «пранаяма» состоит из двух частей: прана и яма. Санскритское слово «прана» наряду со значениями «воздух, дыхание», переводится и как «энергия, сила». Согласно Упанишадам, прана есть источник жизни и сознания, это дыхание жизни всех живых существ во Вселенной. Они родились и живут благодаря ей, а когда умирают, то их индивидуальное дыхание растворяется в космическом дыхании. Прана – это ось колеса жизни. Всё имеет свой корень в ней. Она пропитывает все формы материи. Она – источник всех знаний, одна из форм проявления космического духа (Пуруши). Прана – это вселенская энергия или жизненная сила.
Слово «яма», означающее «укрощение», описывает воздействие пранаямы. Прана расходуется, когда человек думает, желает, действует, двигается, говорит, пишет и т.п. У здорового, сильного человека прана присутствует в избытке. Запас праны пополняется с едой, водой, воздухом, солнечной энергией, и т.д. Недостаток праны в теле может выражаться в сонливости, ощущении неуверенности и скованности, в слабости, нежелании что-либо делать, вялости или даже депрессии. Он может приводить к болезням. Например, если прана не поступает в достаточном количестве в сердечно-сосудистую систему, то возникают заболевания сердца, если она не протекает без задержки к органам выделения, то наступает самоотравление.
Прана особая сила, энергия, которая считается основой мироздания. В Ведах упоминается о значимости разных видов праны. Прана присутствует и в тонком, и в физическом теле. Процесс получения контроля над праной, этой космической энергией, называется «пранаяма». Значение пранаямы не только в управлении собственным дыханием, пранаяма – это действие, с помощью которого тело и сознание человека очищаются, становятся здоровыми, человек возвращается к своему истинному «я». Окончательная цель пранаямы – осознание своего существования. Виды пранаямы, открытые риши и муни, обладают бесконечной ценностью.
Главная цель при пранаяме это пробуждение движения праны в организме с помощью определенных дыхательных упражнений, которые контролируются сознанием. Когда ученик полностью укрепился в определенном методе, его усилия вызывают движение праны в теле, которая и пробуждает Кундалини. Другой целью считается аккумулирование праны в теле, в различных нервных сплетениях, а в особенности в солнечном. Благодаря накоплению праны, а не ее растрате, организм приобретет здоровье, ум будет ясен и безмятежен, повысится иммунитет, а также появятся различного рода способности.
Процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха. Многие люди дышат ртом, хотя единственный орган, предназначенный для дыхания – это нос, при вдохе воздух, проходя через носовые ходы, очищается и принимает температуру человеческого тела. Рот используется в некоторых случаях лишь для выдоха. Поэтому первое, чему следует научиться, если этого не сделано в детстве, - дышать через нос.
Кроме того, после вдоха можно сделать задержку и некоторое время не выдыхать, так же как и после выдоха не сразу вдыхать. То есть существуют 4 фазы дыхания: вдох – задержка – выдох - задержка. С данными фазами и происходит работа в пранаямах. Регулируется их продолжительность и интенсивность. Особое внимание уделяется концентрации внимания на отдельных участках тела. Важную роль играет наблюдение за дыханием, которое позволяет почувствовать тонкие процессы, происходящие в организме. Пранаяма – это осознанное дыхание.
Научившись направлять прану во время выполнения пранаямы к любой части собственного тела, человек получает способность излечивать болезни, как острые, так и хронические. Если прана равномерно распределяется по всему телу, мы достигаем психофизической координации, избавляемся от наших эмоциональных комплексов и перестаем быть рабами собственной психической неуравновешенности, дающей начало страхам, гневу, зависти или чувству неполноценности.
Благодаря регулярной практике пранаям, человек может накапливать большой резерв праны, так же, как аккумулятор накапливает электрический заряд. Йог, имеющий много праны, излучает вокруг себя силу и жизненную энергию, более того, у него появляется способность перенаправлять ее людям, которые нездоровы и нуждаются в лечении.
Раджа Йога - это йога воспитания сознания. Человек, практически изучающий эту йогу, приобретает истиное знание своего Я, а вместе с ним - необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей. Раджа Йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что Хатха Йога по отношению к миру физическому.
Хатха Йога это гимнастическая технология комплексного совершенствования тела и сознания, то есть того набора инструментов, за счет использования которого осознающее существо движется по Пути осознания. Раджа Йога - йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, это йога приобретения контроля над сознанием. Раджа Йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира - познанию самого себя. Как Хатха Йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и Раджа Йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании.
Задача Раджа Йоги - это постановка ума, сознания, аналогичная постановке голоса у певцов. Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания. Раджа Йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной постановке, удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его лучше звучать и лучше воспроизводить и по-иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.
Новое самопознание достигается в Раджа Йоге путём изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания. В индийской психологии они называются:
Одна из первых практических задач, которая стоит перед человеком, начавшим изучать Раджа Йогу, - это достижение способности останавливать поток мыслей, умение не думать, т.е. совершенно сдерживать по своей воле ум, давать полный отдых психическому аппарату. Эта способность останавливать мысли считается необходимым условием для пробуждения некоторых дремлющих в человеке сил и способностей. Умение не думать - необходимое условие подчинения бессознательных психических процессов воле.
Цель Раджа Йоги - приблизить человека к высшему сознанию, доказать ему возможность нового состояния сознания, подобного пробуждению после сна. Пока человек не знает вкуса и ощущения этого пробуждения, пока его ум всё ещё погружен в сон, Раджа Йога стремится сделать понятной для него саму идею пробуждения, повествуя о людях, достигших пробуждения, обучая человека постигать плоды их мысли и деятельности, которые совершенно не похожи на результат деятельности обычных людей.
Релаксация — это процесс глубокого мышечного расслабления, который помогает снятию психического напряжения, вызванного различными стрессовыми ситуациями, окружающими современного человека.
Йога рекомендует регулярно, то есть каждый день обязательно, в течение хотя бы пятнадцати минут, посвятить себя изучению метода расслабления. Ведь релаксация сама по себе сможет со временем избавить вас от бессонницы, нейтрализовать действие стрессов и неприятностей, доставших вас на работе и в семье.
Во время релаксации в организме человека происходит незаметная для других внутренняя работа, её еще называют йога внутри, позволяющая не только физически расслабиться, но и заставить расслабиться наш мозг, увеличить жизненную энергию и оздоровить организм человека в целом.
Для того, чтобы ваш организм и мозг почти абсолютно расслабились, нужно, во-первых, сохранять бодрствующее сознание, а во-вторых — совершенную вовлеченность этого самого сознания в процесс релаксации.
Как утверждает учение йоги, глубокое внутреннее равновесие приводит в норму циркуляцию жизненной энергии в теле. В том случае, если человек действительно ощутил релаксацию, те жизненные обстоятельства, которые на других действуют разрушающе и приводят к болезням становятся просто условиями для самосовершенствования и самопознания. Это происходит благодаря тому, что тело и психика, придя в равновесие и внутреннюю гармонию, способны сопротивляться ударам судьбы гораздо большей силы, благополучно при этом приноравливаясь и собирая ресурсы всех разновидностей, а не тратя их в бестолковом многолетнем разрушении нервных клеток.
Занятия релаксацией на постоянной основе может существенно изменить распорядок вашей жизни, наполнить ее некой дополнительной радостью и ощущением внутренней свободы.
Вьяяма - это система упражнений йоги, самостоятельный богатый раздел йогической практики. Основное значение слова вьяяма (санскр. vyayama) – упражнение, но его часто переводят вторым и третьим значением – вращение, разминание. Это не совсем корректно с точки зрения методики вьяямы, которая содержит динамические и статические упражнения в сочетании с дыхательными.
Вьяямы могут практиковаться как начинающими разного возраста и с разной начальной подготовкой, с целью постепенного развития культуры движения, качественной подготовки к практике асан и виньяс, проработки суставов и связок, снятия блоков и зажимов, так и продолжающими и опытными практиками йоги с целью улучшения координации, развития равновесия, проработки моментов, не задействуемых в статике, увеличения жизненной емкости легких и т.д. По тем же причинам практика вьяям может быть полезна в тренировке танцоров, практиков боевых систем, что подтверждает мой опыт как инструктора Традиционного японского фехтования Школы Катори.
При необходимости вьяяма может быть разминкой к практике асан или к другой тренировке, а может быть и самостоятельной практикой на 1,5-2 часа, полностью прорабатывающей всё тело. Кроме основной схемы движения сверху вниз – от головы к стопам последовательно по всем частям тела могут применяться и другие методы – например проработки от периферии к центру.
Важным элементом практики вьяям являются задержки дыхания, на которых выполняются те или иные движения, что усиливает тренировочный эффект. Также активно используется дыхание бхастрика (санскр. bhastrika – кузнечные мехи), которое относится к категории прана-вьяям – подготовительных практик к пранаяме (санскр. prana – жизненная сила, дыхание) и является очень полезным как на уровне физиологии, так и энергетической составляющей.
Универсальная йога - это авторский стиль йоги, разработанный Андреем Лаппой, одним из наиболее квалифицированных и опытных преподавателей йоги на территории СНГ. Этот стиль йоги основан на глубоком знании структуры человеческого существа и на всеобщих законах преобразования этой структуры.
Согласно традиционным представлениям Йоги, человеческое существо состоит из семи тел, которые называются оболочками или Майя Коши. Эти оболочки или формы имеют названия: физическая, энергетическая, психическая, ментальная, духовная, каузальная и не имеющая формы будхиальная. Целью Универсальной йоги является достижение гармонии и баланса между этими оболочками, а также между человеком и окружающей средой. Для развития и совершенствования этих оболочек Универсальная йога располагает богатым арсеналом практических методик. Можно практиковать упражения для каждой оболочки в отдельности, однако для ускорения процесса в Универсальной йоге сочетаются различные элементы упражнений, которые оказывают влияние одновременно на несколько оболочек.
Серии специальных упражнений развивают подвижность тела во всех направлениях. Они содержат статические и динамические упражнения, которые укрепляют и растягивают основные группы мышц. Эти серии помогают освоить базовые навыки йогических техник повышенной сложности, а также оказывают гармонизирующее влияние на сознание практикующего.
Универсальный Стиль включает в себя лучшие стороны других существующих авторских стилей йоги и личные эффективные практические находки, а также весь жизненный опыт, имеющий отношение к Йоге. Этот стиль не имеет никаких жестких и неизменных вариантов практики, ограничивающих индивидуальное творчество практикующих. Последователи этого Стиля вольны изменять и направлять практику по своему усмотрению за исключением двух фундаментальных правил: они должны всегда оставаться свободными и сознательными.
Йога Тени — авторский стиль практики йоги, разработанный Шандором Ремете (Австралия). Следуя древнему трактату, Шандор Ремете рассматривает человеческие страхи, привычки, ограничения и болезни как совокупность оболочек тела, наслоений или теней. Занятия по методике Йоги Тени направлены на очищение и растворение теней, на превращение расслоенного человека в цельную, счастливую творческую сущность.
Большое влияние на методику Йоги Тени оказала школа Айенгара, Кришнамачарьи, а также боевое искусство кэндзюцу, развивающее энергетический центр тела (пупочную область).
В основе Йоги Тени — сочетание базовых положений тела: стоя, сидя, лежа (лицом вниз, вверх и в стороны), на боку, перевернутых изогнутых, скручиваний, приседаний, балансов, наклонов вперед, прогибов назад, а также спиралеобразных движений и поз.
С самого начала практика направлена на общее укрепление организма, в первую очередь — опоры, то есть ног. Затем оживляется область таза и основания позвоночника с помощью «спиралеобразных» упражнений. Это развивает физическую и ментальную выносливость практикующего и заряжает его энергией, необходимой для исцеления от недугов и развития сознания.