Начинайте свое утро правильно и полезно! Бодрое пробуждение и заряд положительных эмоций на весь день вам гарантирован, если день начинается с хатха-йоги и пранаямы. Квалифицированный инструктор с многолетним стажем изучения древней философии рада видеть вам по вторникам, четвергам и субботам.
Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы). Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе Хатха-Йоги. Этические принципы Хатха-Йоги описываются в первых двух ступенях: Яма и Нияма. В древних ведических писаниях говорится, что атма (душа) находится в плену пяти жизненных потоков (поток тонкого воздуха, поток тонкой воды, поток тонкого огня, поток тонкой земли и эфира) и только Хатха-йога может освободить её из данного плена для достижения самадхи.
Каждое упражнение известным образом воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов. Специально подобранные комплексы асан, в которых важную роль играет последовательность упражнений, применяют для улучшения и укрепления здоровья, для борьбы с различными недугами. При выполнении асан учитывают: дыхание (на задержке, на вдохе или выдохе); точку, куда должно быть направлено внимание. У некоторых асан есть противопоказания к выполнению. Болезни, как считают йоги, это неправильное распределение жизненной энергии (праны) в организме, и выполнение определённых асан (а также выполнение пранаямы) ведёт к правильному перераспределению праны в организме, что и излечивает болезни, как физического плана так и психического.
Следующей, более сложной чем асаны, ступенью йоги являются дыхательные техники.
Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, задействовав скрытые резервы собственного организма, и своими силами, своей волей добиться исцеления.
Пранаяма является четвертой ступенью йоги в классификации Патанджали.
Пранаяма – это полное управления биотоками организма через управление дыханием. Слово «пранаяма» состоит из двух частей: прана и яма. Санскритское слово «прана» наряду со значениями «воздух, дыхание», переводится и как «энергия, сила». Согласно Упанишадам, прана есть источник жизни и сознания, это дыхание жизни всех живых существ во Вселенной. Они родились и живут благодаря ей, а когда умирают, то их индивидуальное дыхание растворяется в космическом дыхании. Прана – это ось колеса жизни. Всё имеет свой корень в ней. Она пропитывает все формы материи. Она – источник всех знаний, одна из форм проявления космического духа (Пуруши). Прана – это вселенская энергия или жизненная сила.
Слово «яма», означающее «укрощение», описывает воздействие пранаямы. Прана расходуется, когда человек думает, желает, действует, двигается, говорит, пишет и т.п. У здорового, сильного человека прана присутствует в избытке. Запас праны пополняется с едой, водой, воздухом, солнечной энергией, и т.д. Недостаток праны в теле может выражаться в сонливости, ощущении неуверенности и скованности, в слабости, нежелании что-либо делать, вялости или даже депрессии. Он может приводить к болезням. Например, если прана не поступает в достаточном количестве в сердечно-сосудистую систему, то возникают заболевания сердца, если она не протекает без задержки к органам выделения, то наступает самоотравление.
Прана особая сила, энергия, которая считается основой мироздания. В Ведах упоминается о значимости разных видов праны. Прана присутствует и в тонком, и в физическом теле. Процесс получения контроля над праной, этой космической энергией, называется «пранаяма». Значение пранаямы не только в управлении собственным дыханием, пранаяма – это действие, с помощью которого тело и сознание человека очищаются, становятся здоровыми, человек возвращается к своему истинному «я». Окончательная цель пранаямы – осознание своего существования. Виды пранаямы, открытые риши и муни, обладают бесконечной ценностью.
Главная цель при пранаяме это пробуждение движения праны в организме с помощью определенных дыхательных упражнений, которые контролируются сознанием. Когда ученик полностью укрепился в определенном методе, его усилия вызывают движение праны в теле, которая и пробуждает Кундалини. Другой целью считается аккумулирование праны в теле, в различных нервных сплетениях, а в особенности в солнечном. Благодаря накоплению праны, а не ее растрате, организм приобретет здоровье, ум будет ясен и безмятежен, повысится иммунитет, а также появятся различного рода способности.
Процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха. Многие люди дышат ртом, хотя единственный орган, предназначенный для дыхания – это нос, при вдохе воздух, проходя через носовые ходы, очищается и принимает температуру человеческого тела. Рот используется в некоторых случаях лишь для выдоха. Поэтому первое, чему следует научиться, если этого не сделано в детстве, - дышать через нос.
Кроме того, после вдоха можно сделать задержку и некоторое время не выдыхать, так же как и после выдоха не сразу вдыхать. То есть существуют 4 фазы дыхания: вдох – задержка – выдох - задержка. С данными фазами и происходит работа в пранаямах. Регулируется их продолжительность и интенсивность. Особое внимание уделяется концентрации внимания на отдельных участках тела. Важную роль играет наблюдение за дыханием, которое позволяет почувствовать тонкие процессы, происходящие в организме. Пранаяма – это осознанное дыхание.
Научившись направлять прану во время выполнения пранаямы к любой части собственного тела, человек получает способность излечивать болезни, как острые, так и хронические. Если прана равномерно распределяется по всему телу, мы достигаем психофизической координации, избавляемся от наших эмоциональных комплексов и перестаем быть рабами собственной психической неуравновешенности, дающей начало страхам, гневу, зависти или чувству неполноценности.
Благодаря регулярной практике пранаям, человек может накапливать большой резерв праны, так же, как аккумулятор накапливает электрический заряд. Йог, имеющий много праны, излучает вокруг себя силу и жизненную энергию, более того, у него появляется способность перенаправлять ее людям, которые нездоровы и нуждаются в лечении.