Крийя Йога есть предварительная ступень Йоги, через которую ученику необходимо пройти для изучения и практиковаиия более высоких разветвлений Религии Мудрости. Религия Запада придает обычно больше значения некоторым действиям, мыслям и желаниям как признакам нравственности и старается глубоко вкоренить в душу молодых учеников этику и нравственность. Грех, как его понимают на Западе, не признается в Восточных Учениях.
Всемирный Дух — это все доброе, истинное и прекрасное, а раз мы — проявления Бога, то, изучая Религию, должны проявлять доброту, истину и красоту в повседневной жизни. Моральный кодекс Расы определяется степенью ее Духовного развития.
Среди некоторых африканских племен убийство врагов считается весьма нравственным поступком, заслуживающим уважение и почет всего племени. То же действие, совершенное в цивилизованной стране, являлось бы преступлением, караемым часто смертной казнью и, безусловно, порицаемым обществом.
Однако же Крийя Йога не касается морали в этом смысле. Нравственность, как таковая, для Крийя Йоги не существует. Он совершает некоторые поступки, потому что они помогают ему достигнуть духовного единения с Универсальным Духом, и он удерживается от. тех поступков, которые могли бы препятствовать духовному развитию.
Существуют два рода Йогов: Йоги Правого Пути и Йоги Левого Пути. Оба эти учения имеют много общего, но в то время, как Йог Левого Пути не ел бы мяса, потому что это препятствовало бы ему в развитии Оккультной Силы, йог Правого пути не стал бы есть мяса не только в силу учения, но из сознания, что убийство животных ради питания связано со страданием и является жестокостью. Действие в обоих случаях одно и то же, но мотивы различны.
Крийя Йога является разветвлением философии Йогов, обращающим особое внимание на развитие характера. Ученик должен помнить, что между характером и репутацией существует огромная разница. Репутация есть то представление, которое сложилось о вас у других людей, то, что о-вас думают; характер: это действительно вы сами.
Всякая религия Мира предъявляет свои права на признание ее универсальности, но при изучении каждой религии мы увидим, что она не содержит Всей Истины, а выражает лишь небольшую часть этого основного Принципа.
Так же как солнце отражается во многих лужах, так и Истина отражается во многих Религиях. В мире ошибочно привыкли принимать отражение за действительность — искать тень, а не сущность. Лишь достигнув психической и духовной свободы, человек сможет понять огромное значение, кроющееся в силе положительного мышления, от которой всецело зависит создание характера. Характер является разменной монетой Духовного Мира.
Духовную Силу нельзя приобрести за золото и серебро. Можно быть богатым по мирским понятиям и все же, вступая в Духовную жизнь, при отсутствии характера оказаться беднее самого бедного нищего.
Наши взгляды на Грех и Добродетель подлежат пересмотру. Религия имеет лишь тогда действительную ценность, когда ее можно применить к проблемам повседневной жизни. Мы проводим большую часть времени дома, на заводе, в мастерской, в школе, на улице. Наш характер образуется при помощи мыслей, сосредоточивающихся на обычных жизненных обязанностях, так как мысли это кирпичи, при помощи которых мы создаем Духовную атмосферу; в нашей будущей жизни она будет храмом, в котором Душа сможет проявлять доброту, истину и красоту, или же темницей, в которой Душа принуждена будет признать сделанные ею в земной жизни ошибки и необходимость Духовного Просвещения.