Примерно к тридцати пяти – сорока двум годам время расцвета репродуктивной функции исчерпывается, и человек, как представитель вида, природе больше не интересен.
Весть о том, что наше тело смертно, застаёт нас в раннем детстве, и всю последующую жизнь мы никак не можем смириться с этой очевидной истиной. Повзрослев, мы обнаруживаем, что у нас есть сердце, печень, суставы, почки, что всё это может биться, гнуться, ломаться и всячески портиться. Мы начинаем вслушиваться в глубины своего тела, более далёкого, чем космос. Мы не знаем точно, как там с духом, но тело дано нам только один раз. Иногда кажется, что вот когда-то наступит раннее утро, мы выбежим на поляну, вымоемся по пояс ледяной водой и начнём новую жизнь. Нет, ничего этого не происходит.
Мы тянемся к различным стимуляторам, заменителям, возбудителям, угнетателям, и наше тело в ужасе пытается компенсировать эту дрянь, избавиться от неё. В конце концов, оно начинает протестовать, но мы даже не в состоянии понять эти истошные крики, снова заглушая их химикатами, варварской едой, бездеятельностью, бесконечным валянием и лежанием.
Мы начинаем бояться своего тела, ожидая от него одних лишь неприятностей. Это глубокое непонимание, возникшее в результате спешки, лености, лёгкомыслия мы начинаем называть старением. Сначала в шутку, напрашиваясь на комплименты. Потом уже без всяких шуток, с тревогой. Поэтому только в зрелости человек начинает понимать, что одна из самых светлых радостей жизни – радость владения своим телом.
Если вовремя не наладить с телом продуктивное общение, время превращает его в камеру пыток. Возможность такого общения предоставляет йога.
Притча: однажды некий раджа после долгой междоусобицы пленил соседа. Пока придумывалась казнь, неудачника заточили в высокую башню. От железной двери внизу до самого верха вела длинная винтовая лестница, а там, за другой такой же дверью, была маленькая каморка с окном, под которым уходила вниз отвесная стена. Окно выходило на одну сторону башни, а нижняя дверь – на другую, день и ночь они охранялись. И всё же пленник сбежал. Его друзья пустили ночью вверх по стене большого жука с привязанной к нему тончайшей шёлковой нитью. С какой-то попытки жук дополз до окошка, и раджа взял нитку, просигналив об этом. Тогда внизу к ней привязали другую нитку, более прочную, пленник вытащил и её. И так несколько раз, потом в ход пошёл шнур, затем настала очередь верёвки, по которой он и спустился вниз с башни, пока стражники мирно храпели у запертых дверей.
Мораль: непоследовательное освоение йоги уподобляет человека жуку, который пытается тащить толстую верёвку – «Без предварительной подготовки тела всякие попытки духовного развития бесплодны». Радхакришнан С.: «Индийская философия»
Акцент ставится на неразрывную связь физического аспекта йоги с её высшими этапами, человек мыслит, используя не только мозг, но и тело.
Итак, если тело не очищено Хатха-Йогой духовная (да и любая другая) трансформация оказывается под большим вопросом. Если энергозатраты не сбалансированы, то, практикуя самьяму, болезней не избежать, отсюда сохранение физической безупречности – главная задача.
Тело человека это сотня триллионов взаимосвязанных друг с другом клеток примерно двухсот специализированных типов. Оно призвано непосредственно участвовать в вашем будущем. Только здоровое тело поддается большему контролю, а контролировать свое тело во времени - это контролировать свое будущее. «Тело – это оболочка духа, и потому оно – первое, что должно быть познано» (Ауробиндо).
Йога – это в первую очередь практика, всегда практика, только практика, исключительно практика, подлинное понимание и прогресс вырастают на базе личного опыта, книги, разговоры, видеофильмы, откровения учителей – это лишь слова. Что бы субъект ни узнал о йоге, что бы ни понял – в лучшем случае это часть знания. Экзюпери говорил: «Чтобы знать, надо участвовать, а это тяжёлая школа». Уже начальные стадии практики асан неразрывно связаны с трансформацией сознания, эти два аспекта прорастают друг в друга и образуют единое поле опыта.
За последнюю сотню тысяч лет тело человека изменилось мало, хотя «Конкретность и направленность осознающего разума являются качествами, которые человеческий вид обрёл сравнительно недавно» («Проблемы души нашего времени», М., Прогресс – Универс, 1994). Физические движения тела также остались неизменными, пусть мы живём теперь в домах, а не в пещерах, но всё так же встаём, сидим, лежим, ходим, взаимодействуя с окружающим.
Если исключить удовлетворение естественных потребностей, гигиенические процедуры, болезни и научно-медицинские исследования, станет очевидным, что подавляющая часть интересов человека лежит за пределами его тела.
Тело оснащено набором двигательных стереотипов, позволяющих освободить ум от излишнего контроля, возникающего в непривычных условиях либо при незнакомой деятельности. Как только трудность (сложность) выполняемого действия превышает определённый уровень либо выходит за пределы опыта, сознание мгновенно «прилипает» к телу, именно в этом для новичков и заключён великий смысл – это первый этап отвлечения внимания от внешнего мира. Как только форма асан и растворение ощущений более-менее освоены и превратились в автоматизм, акцент в практике может быть перенесён с мышечной релаксации на ментальную.
Обычно двигательная активность реализуется в границах стандартного диапазона суставно-связочной мобильности, однако, цель Хатха-Йоги – выход на эти границы.
Камнем преткновения для новичков всегда является релаксация, и если физический (мышечный) её аспект более или менее ясен, то ментальный – тема малопонятная. Как только удаётся адаптироваться к практике и растворить ощущения – помехи со стороны тела – наступает физиологическая тишина и ум начинает сам по себе «жевать» впечатления и проблемы. Человек думает о чём угодно, кроме того, что делает в данный момент. В таких условиях асаны превращаются в физзарядку с довольно низким КПД (хотя даже этого хватает, чтобы терапевтическая эффективность йоги была на порядок выше многих систем ЛФК). Эффект Хатха-йоги зависит от того, насколько сознание очищено от материала повседневности и от спонтанной мысленной деятельности. Утрата связности мышления это начальная фаза релаксации ума, окончательная – его молчание.
Йога есть «читта вритти ниродхо», если сознание в асанах сохранено в обычном тонусе и с типовым «наполнением», такая практика является чем угодно, только НЕ йогой!
В Хатха-Йоге тело используется вовсе не для обретения акробатических способностей, но как инструмент освобождения сознания от ментальной суеты, а психики в целом – от вытесненного. Во время традиционной практики асан психосоматика восстанавливается, набирая релаксацию, недополученную за долгие годы перегрузок. Тому, кто достиг душевного покоя посредством йоги, эмоции вовсе не чужды! Напротив, они достигают небывалой силы, но без потери контроля и саморазрушения. «Йога именуется равновесием» («Бхагавадгита»), этим всё сказано. «Твёрдое владение чувствами – это считают йогой» («Катха-упанишада», 3, 11).
Спортивный экстрим поразил мир, как чума, и несведущие люди считают подлинной целью суррогатной йоги, рекламой которой забиты средства массовой информации, акробатику высшей сложности. Мало кто осознаёт, что между пропагандируемым суперсовершенством и присущей индивиду завершённостью (целостностью) есть принципиальная, хотя и трудно различимая разница. Как уже отмечалось, любое положение тела, по форме не отличающееся от йоговской асаны может, по состоянию сознания, вовсе асаной и не быть!
Справедливо и обратное утверждение: любая форма тела, сохраняемая в определённом состоянии сознания, возникшем как следствие пребывания в данной форме, есть асана. Ещё во времена СССР на одном из семинаров Фаеку Бириа был задан вопрос: – Реально ли заниматься по курсам, предлагаемым «Йога дипикой»? Он мгновенно ответил: – Никогда! Эта книга – горизонт, она написана для людей с точно такими же физическими данными, как у самого учителя, обычного человека это просто убьёт.
В завершение скажу: это удивительное чувство, когда ты, проснувшись рано утром, садишься на коврик и приступаешь к практике асан. Через какое-то время тело начинает ощущаться от и до, ты становишься с ним единым целым. Оно сгибается и само течёт к границам формы, без сопротивления, с каким-то первобытным удовольствием. Мыслей нет – одно только состояние прозрачности и покоя. Ты и твоя природа – одно целое. И после практики – зарядки аккумулятора – ты весь день не чувствуешь усталости, беспокойства, раздражения, ты счастлив просто так, без причины. Потому что живёшь. Это и называется здоровьем, опираясь на которое каждый может построить всё, на что способен.
По материалам книги Виктора Бойко "Йога. Искусство коммуникации.".