Популярность Йоги в последние годы растет быстрыми темпами. Йогой заниматься стало очень модно. Современные методы коммерциализации и продвижения, могут хорошо преподнести и раскрутить любой продукт, из которого можно выжать финансовую выгоду. Йога тоже попадает под влияния таких структур и на сегодняшний день лозунги «Йога это молодость, здоровье и красота» транслируют не только уважаемые Гуру, но и заинтересованные бизнесмены для которых Йога не более чем бизнес.
Такой подход в принципе имеет две стороны медали. С одной стороны охват Йоги увеличивается, что сказывается на духовном и культурном росте населения, с другой это порождает множество суррогатных методик практики Йоги.
Цель данной статьи предупредить о силе Хатха-Йоги. Какие бы дифирамбы вам не пело ваше окружение о пользе Йоги, и наоборот, как бы ее не ругали, упрекая в бесполезности или вреде – не попробовав длительных практик (около года), вы не сможете осознать своим телом как глубокое благотворное, так и возможно вредное влияние Хатха-Йоги.
В настоящее время мы подвержены влиянию западной культуры, многие из нас выросли на превосходстве и благополучии принципов «западного» человека. Модель идеального индивида сейчас это деловой человек или предприниматель и ему изначально чужды принципы восточной культуры, поэтому чаще всего мы сталкиваясь впервые с Йогой, воспринимаем ее как лечебно профилактическую гимнастику, а не систему знаний влияющую не только на тело, но и на внутреннее состояние человека. Поэтому, начиная заниматься Хатха-Йогой мы проецируем на нее принципы современных «западных» спортивных дисциплин, что зачастую меняет глубинный алгоритм работы Йоги.
Очень важный момент, от которого мы должны строить свое отношение к Хатха-Йоге: «Наши ощущения во время практики имеют огромное значения, благодаря им мы можем грамотно стоить практику, но эти ощущения не формируют настройку психосоматики, которая призвана делать нас здоровыми». Весьма парадоксальное утверждение, но именно в нем заключается отношение «западного» человека к своему телу. Он ошибочно полагает, что, получая удовольствие от занятий, он делает себя здоровым и лишь достижение определенных результатов в занятиях, гарантирует ему идеальное здоровье.
Психосоматика не контролирует список наших рекордов и соответственно не запускает оздоровительные процессы после того, как мы сядем на шпагат. А стремление сесть на шпагат может запустить обратный процесс, который является деструктивным.
Спортивный экстрим поразил мир, как чума, и несведущие люди считают подлинной целью суррогатной йоги, рекламой которой забиты средства массовой информации, акробатику высшей сложности. Мало кто осознаёт, что между пропагандируемым суперсовершенством и присущей индивиду целостностью есть принципиальная, хотя и трудно различимая разница.
При интенсивных занятиях наступает анестезия, которую обеспечивает экстремальный выброс эндорфинов. С одной стороны, они влияют как обезболивающее, с другой – как наркотик. В дальнейшем такая практика превращается в зависимость, как у марафонцев, организм постоянно требует привычной перегрузки, без которой идёт вразнос.
Некоторые инструктора это физически вышколенные для выполнения асан люди, но в них не заметно даже обычной радости бытия, не говоря уже о просветлении. Удовольствие появляется только на пике усилий – «приход», как говорят наркоманы. Они это хорошо отштампованные детали транснационального механизма извлечения прибыли, полностью утилизированные системой. Они безвозвратно погружены в детализацию выполнения асан и давно забыли (а, быть может, и не знали) о том, что йога этим не исчерпывается.
«Йога запрещает демонстрацию сверхъестественных способностей, но, тем не менее многие псевдойогины даже сегодня продолжают показывать разнообразные «номера», проявляя огромную силу, выносливость и невосприимчивость к болевым воздействиям (или потрясающую гибкость).
В равной степени запрещается грубая и отвратительная показуха, поощряемая современными гимнастами, которые занимаются псевдойогой в Индии и за её рубежами. Это делается потому, что при неглубоком понимании и коммерческой эксплуатации йога и подобные ей системы (у-шу, каратэ) теряют свои высокие идеалы». Шри Йогендра
В Хатха-Йоге тело используется вовсе не для обретения акробатических способностей, но как инструмент освобождения сознания от ментальной суеты, а психики в целом – от вытесненного. Во время традиционной практики асан психосоматика восстанавливается, набирая релаксацию, недополученную за долгие годы перегрузок. Тому, кто достиг душевного покоя посредством йоги, эмоции вовсе не чужды! Напротив, они достигают небывалой силы, но без потери контроля и саморазрушения. «Йога именуется равновесием» («Бхагавад-Гита»), этим всё сказано. «Твёрдое владение чувствами – это считают йогой» («Катха-упанишада», 3, 11).
Важными для новичков являются вопросы времени выдержки и регулировки нагрузок в асанах. Надо найти такой уровень нагрузки, чтобы не повредить тело. Не нужно пытаться угнаться за кем ли то не было, у каждого из нас свой путь, и мы платим за него сами.
Выполнить асану грамотно – значит просто сделать её так, как она сегодня получается – и только, без желаний, старания и каких-либо ухищрений, но простота эта кажущаяся. На базовые свойства психосоматики и процессы жизнеобеспечения воля человека не влияет. Если в отношении собственного тела есть варианты достичь чего-то лучше и быстрее – все они ошибочны.
Можно ли выполнять асаны с болью? Боль – психофизиологическая реакция человека на повреждающий раздражитель, вызывающий в организме органические и функциональные нарушения. Важнейший компонент боли – субъективные ощущения, носящие характер страдания. Боль – неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения.
Боль это сигнал микротравмы на суставной сумке, мышечном волокне, сухожилии. После разового болевого проявления на его месте остаётся материальный след – микрошрам. Если систематически заниматься с болью, возникает область, поражённая следами болевой «коррозии». Когда их количество достигнет критического уровня, возможны два сценария: либо вся область воспаляется, я получаю вялотекущую хронику и двигательные ограничения, либо возникает острая травма.
С травмой, полученной в некачественной практике, следует вести себя грамотно. Даже когда она полностью перестала ощущаться, это ещё не значит, что можно давать полную нагрузку, напротив, с выполнением позы, в которой вы травмировались, следует повременить ещё столько же времени, сколько прошло от начала возникновения травмы до полного исчезновения болевого синдрома. Если этот принцип не соблюдать, велика вероятность рецидива, поскольку полное исчезновение боли и двигательных ограничений это вовсе не признак окончательного восстановления.
Отечественные фанаты йоги, а я повидал их немало, всегда жаждут максимальной сложности асан, ясно, что без травм тут не обойтись. В одном закрытом до сих пор уральском ядерном городке обитает субъект по кличке Гуру, который, эпатируя окружающих, в юности грыз стаканы, а потом фундаментально ударился в йогу. Он стоял на голове часами, вплоть до микроинсульта, и лишь после этого прекратил маразм, отделавшись лёгким заиканием. Всё бы ничего, как говорят: моё повидло, хочу – ем, хочу – на асфальт мажу, если бы Гуру не подался в «учителя». И однажды, когда по его приглашению я проводил там семинар, одна из его учениц задала вопрос на консультации: – Скажите, а что делать, если в результате практики появился варикоз? Когда я изумлённо спросил: – Каким же это образом?! – последовал ответ: – Да иногда Сергей Владимирович держит нас в какой-нибудь позе минут по двадцать.
Как заявляет Госдеп США – без комментариев! Однажды, получив разрыв боковой связки колена, Гуру гениально решил проблему выполнения Падмасаны в этом состоянии. С адской медлительностью он приводил ногу в нужное положение, затем в том же темпе разгибал, на это уходило минут сорок. В любой момент можно было поймать адскую боль, однако Гуру гордо считал такой способ практики при острой травме своим ноу-хау.
На самом деле всё это не имеет отношения к йоге, боль ни в каком виде не совместима с ней кроме случаев хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Как же следует делать асаны? На что следует обращать внимание? Асаны, как это следует из Сутр (и согласно ранним комментаторам), предназначены для выработки и сохранения устойчивого покоя и однонаправленности ума. Организм воспринимает асаны как еду: даже если она самая изысканная, полезно лишь определённое количество, всё то что сверх – вредное и лишнее.
Камнем преткновения для новичков всегда является релаксация, и если физический (мышечный) её аспект более или менее ясен, то ментальный – тема малопонятная. Как только удаётся адаптироваться к практике и растворить ощущения – помехи со стороны тела – наступает физиологическая тишина и ум начинает сам по себе «жевать» впечатления и проблемы. Человек думает о чём угодно, кроме того, что делает в данный момент. В таких условиях асаны превращаются в физзарядку с довольно низким КПД (хотя даже этого хватает, чтобы терапевтическая эффективность йоги была на порядок выше многих систем ЛФК). Эффект Хатха-Йоги зависит от того, насколько сознание очищено от материала повседневности и от спонтанной мысленной деятельности. Утрата связности мышления это начальная фаза релаксации ума, окончательная – его молчание.
Йога есть «читта вритти ниродхо», если сознание в асанах сохранено в обычном тонусе и с типовым «наполнением», такая практика является чем угодно, только НЕ йогой! «Горе вам из-за колеса, которое вращается в мыслях ваших!» (Книга Фомы Атлета).
Каждому организму присущ свой собственный, природный уровень гибкости, отвечающий физической конституции, возрасту и состоянию здоровья. Безусловно, вследствие грамотной практики асан достигается потолок данного уровня, но это никогда не было целью йоги! Можно попытаться принудить тело к выполнению достаточно сложных поз, но это будет лишь во вред здоровью и самочувствию. Когда речь идёт о гибкости и звучит слово «лучше», сразу возникает вопрос – лучше чего? Начальная гибкость тела всегда варьирует: в шесть часов утра она может быть одной, в половине седьмого другой, ещё через час – третьей, поэтому оптимальное время занятий следует определить эмпирически.
Каждую асану допустимо повторять от трёх до пяти раз – по необходимости. После первого и при каждом последующем подходе форма (в асанах на гибкость и растяжку) должна спонтанно улучшаться, если этого нет – повторы нецелесообразны.
Одной из задач Хатха-Йоги является устранение разницы между правым и левым, отсюда требование симметричного выполнения асан. Если симметрия нарушена, следует выполнить позу в проблемную сторону, затем в удобную и опять в проблемную.
Если вы во время практики будете использовать или отслеживать моменты описанные в этой статье, вероятность получения повреждений или деструктивных явлений в вашем теле будет исключена. Здоровья Вам и благополучия.
В статье использованы материалы книги Виктора Бойко "Йога. Искусство коммуникации.".