Упражнения йоги для глаз
Раманантата
Эта книга невелика по объему, но ценна по содержанию, поскольку автор рассказывает, как простыми упражнениями йоги восстановить и поддержать хорошее зрение в течение всей жизни. О самых сложных проблемах, связанных с глазами, в книге рассказано языком, понятным каждому, а несколько упражнений, которые надо проделывать ежедневно, не потребуют ни много времени, ни специального тренировочного зала.
Не секрет, что зрение людей становится все хуже и хуже. В нашей небольшой книжке мы старались подробно описать, чем это вызвано и каким образом мы можем справиться с этой бедой.
Мы стремились не просто изложить взгляды йогов на эту проблему, но и показать, в чем и в какой мере их взгляды совпадают с точкой зрения некоторых ученых на Западе. Таким образом, на этих страницах встречаются Восток и Запад, менталъностъ которых в последнее время стараются представить несовместимой, и дружески протягивают друг другу руки, с тем чтобы избавить человечество от гнета плохого и все ухудшающегося зрения.
О самых сложных вопросах такой специальной области, как офтальмология, мы старались говорить языком простым и понятным каждому. Если ваше зрение дорого вам не упускайте шанса оказать ему действенную помощь. Не говорите, что у вас нет времени. Помните: кто хочет быть здоровым, тот находит время!
Упражнения йоги для развития памяти
Раманантата
Эта книга — доступное, всеобъемлющее руководство по развитию памяти. Оно основано на комплексном подходе, включающем информацию о механизме запоминания и систему упражнений, направленных на максимальное использование этого механизма. Данная методика гарантирует улучшение пространственной памяти, памяти на лица, числа, даты, события, имена и т. д. Значительное место в книге отведено вопросу о множественности существований, о памяти прошлых воплощений. На большом количестве интересных примеров автор убедительно показывает: чтобы сделать свою жизнь ярче, богаче, успешнее, нужно научиться не только запоминать, но и вспоминать. Предназначена для широкого круга читателей.
Джняна Йога
Рамачарака
Философия йогов может быть разделена на несколько больших отделов или областей. Та часть ее, которая называется "Хатха йога", говорит о физическом теле человека, о контроле над телом, о его благосостоянии, здоровье, сохранении, о законах его существования и т.п.
Каждая ветвь учения йогов является путем, ведущим к одной и той же цели – к расцвету, развитию и росту человека. Тот, кто хочет сначала развить и укрепить свое физическое тело, научиться управлять им для того, чтобы сделать его надлежащим орудием для выражения своего высшего "Я", должен пройти путь "Хатха йоги". Кто хочет развить в себе силу воли и умственные способности, развернуть свои внутренние свойства и скрытые силы, пусть следует по пути "Раджа йоги". Кто желает, путем "знания", путем изучения, уяснить себе основные начала и изумительные, правящие жизнью, истины, пусть вступит на путь "Джняна йоги"; и, наконец, кто хочет через любовь соприкоснуться с Единой Жизнью, – пусть идет по пути "Бхакти йоги".
Но не нужно думать, будто человеку, изучающему йогу, следует ограничиться каким-нибудь одним из этих путей к могуществу. Да, в действительности так поступают лишь очень немногие. Большинство стремится приобрести полное знание и знакомится с основоположениями всех отраслей йоги, извлекая полезное для себя отовсюду, но, конечно, останавливаясь преимущественно на том, что больше другого говорит уму и чувству. Такое влечение человека к той или другой стороне йоги является указанием на его нужды и потребности и служит для него как бы рукой, указывающей ему путь.
Хатха Йога. Йогийская философия физического благосостояния человека.
Рамачарака
Наука Йога разделяется на несколько отраслей. Из них главные и больше других известные: Хатха Йога, Раджа Йога, Карма Йога и Жнани Йога. Эта книга посвящена только первой из них.
Хатха Йога — это та часть философской системы йогов, которая говорит о физической стороне человека. Предметом ее является забота о физическом теле, о его благосостоянии, здоровье и крепости, а также — все то, что способствует поддержанию в человеке естественного и нормального состояния его здоровья. Хатха Йога учит нормальному способу жизни и провозглашает лозунг, который уже много раз раздавался на Западе: Назад к природе! Но самому йогу не приходится возвращаться к природе: он никогда не отходил от нее; он всегда близко держался ее заветов, не позволяя опутать себя той ослепляющей безумной погоней за внешностью, которая заставила современное человечество забыть о самом существовании природы. Мода и тщеславие остались чужды сознанию йога, он с улыбкой смотрит на них, как смотрят на детские забавы, и остается в объятиях матери-природы, ища ласки на ее груди, всегда дававшей ему пищу, тепло и защиту. Хатха Йога — это прежде всего природа, опять природа и в конце концов природа. Человеку, находящемуся среди изобилия всяких методов, правил и теорий, следует подходить к ним с вопросом: Который из них естественнее? и выбирать тот, который ближе всего согласуется с природой.
Основы миросозерцания индийских йогов
Рамачарака
С чувством не совсем обычным обращаемся мы к нашим читателям. Мы видим то, чего сами они, быть может, не видят. Для многих из них наши мысли будут подобны зернам, брошенным в плодородную почву. И в должное время из этих мыслей появятся ростки, которые постепенно проложат себе дорогу к солнечному свету сознания и дадут лист, цвет и плод.
Многие из истин, здесь изложенных, не будут вами признаны тотчас же, но со временем вы убедитесь в верности передаваемых познаний, и тогда они станут истинами и для вас.
Мы будем говорить с вами так, как если бы мы с вами живые стояли друг перед другом. Мы уверены, что симпатическая связь между нами будет скоро настолько крепка и действительна, что по мере того, как вы будете читать слова наши, вы будете ощущать наше присутствие почти так же живо, как если бы мы были воочию перед вами. Мы духовно будем с вами, а, согласно нашему учению, ученик, находящийся в гармонической симпатии со своим учителем, действительно входит в психическую связь с ним и таким образом становится способным уловить самый "дух" сообщаемого и извлечь из мысли своего учителя пользу в такой степени, какая недоступна читающему лишь холодные буквы печатного текста. Соединенные в одно гармоническое целое, мы будем вместе работать для общей цели самоусовершенствования, роста, развития и расцвета духа.
Религии и тайные учения востока
Рамачарака
Индия – страна Ганга, родина санскрита, коренного языка мира, мать всех религий и всей философии мира – двадцатое столетие и западный мир приветствуют тебя! Из индийских источников вышли все языки мира, на которых люди выражали и выражают свои мысли. В Индии возникли все словесные символы, которые сделали возможным серьезное мышление и выражение глубоких мыслей, недоступных для обыкновенной речи. От мыслителей и учителей Индии пришли к нам коренные идеи, из которых выросли все религии и философские системы. Все философские понятия и религиозные истины, которые одушевляли и вдохновляли людей в течение тысячелетий известной нам истории, можно проследить до их источника, берущего свое начало в Индии. Сотни столетий глубокого мышления о тайнах существования служат как бы закваской для мышления всего мира. Это – дрожжи, на которых ставится духовный хлеб, дрожжи, которые подымают инертную массу материализма и так изменяют его характер, что он перестает приносить вред человеку, перестает принижать его духовно.
История Индии начинается за много столетий до нашего времени. Сами индусы утверждают, что, согласно их записям и преданиям, история охватывает период в сто столетий, то есть в 10 000 лет, и что их народ существовал даже раньше этого времени; он находился последовательно то в периоде развития цивилизации, то упадка, так сказать, отдыха народов, возвращавшихся к земле. За сотни лет до того как явились первые проблески нашей настоящей цивилизации, за сотни лет до того как была основана наша христианская религия, за сотни лет до времен Авраама, Моисея и начала еврейской религии, индийские учители философии создали великие философские школы. Школы эти разделились при их последователях на отдельные учения. Главные направления дошли до нашего времени. Веды и Упанишады были написаны ранее самого древнего известного нам исторического периода и передавались от учителей к ученикам в течение целых тысячелетий. Ранее сфинксов и пирамид древнего Египта великие ученые Индии уже формулировали свои доктрины и основывали свои школы. И, несомненно, такая древность учений, указывающая на жизненность доктрин, сохранившую их живыми и сильными в течение таких необозримых периодов времени, должна привлечь наше внимание и вызвать чувство почтения и уважения.
Оккультное лечение
Рамачарака
Эта книга предназначена для ясного, простого, практического изложения различных способов психического врачевания. Здесь мало говорится о теории, хотя и дается общее очертание основных теорий, чтобы принимающийся за лечение знал суть дела. Мы пытались объяснить: «как надо действовать».
Прежде всего мы желаем высказать, что мы не пытались возвеличить психическое врачевание до поклонения ему, считая это безумием. К чему возвеличивать психическое врачевание более, чем лечение лекарствами, массажем или всяким иным способом лечения? Всякое врачевание состоит в применении вполне естественных законов природы, и употребляемые при этом силы столь же естественны, как закон электричества. В этом отношении все законы «божественны и одинаково достойны уважения и почитания».
В западном мире чувствовалось стремление создать вокруг врачевания религиозные или полурелигиозные культы. Каждый культ и секта уверяют, что именно их лечение является последствием особого верования или метафизической веры, хотя другие секты лечат приблизительно столь же успешно. На Востоке не поддаются этому обману. Там с самого детства обучают людей тому, что в природе скрыты многие естественные силы, которыми человек может пользоваться. Для обитателей Востока электричество столь же таинственно и странно, как и психические силы: они кажутся ему одного происхождения, и то и другое внушает ему уважение. При некотором размышлении всякий поймёт правильность этого. Всякая энергия и силы есть проявление праны (индусский термин для принципа энергии), а восточное учение гласит, что прана обладает разумом, что она происходит из общеуниверсального разума. Мы не можем здесь распространяться об этих теориях. Все желающие получить более подробные сведения на эту тему могут найти их в книге «Выдающееся течение философии йогов».
Раджа Йога
Рамачарака
В Индии людям, стремящимся к посвящению в науку, называемую «Раджа Йога», когда они обращаются к учителям-йогам за наставлениями, преподают ряд уроков, имеющих целью просветить их относительно природы их истинной сущности и передать им часть тайного знания, при помощи которого они могут развить в себе сознание своего истинного Я. Кроме того, им объясняют, каким образом они могут отделаться от ошибочного и несовершенного знания о себе самих.
Пока стремящийся к посвящению не овладел этими первоначальными знаниями или, по крайней мере, пока эта истина не запечатлелась в его сознании, дальнейшие сведения не даются ему. Йоги утверждают, что пока человек не пробудился и не сознал своей действительной сущности, он не способен понимать источник своих сил и не способен чувствовать в себе самом действие той Воли, сила которой лежит в основе всего того, чему учит Раджа Йога.
И учителя-йоги не бывают довольны, если стремящийся к посвящению создаёт себе только интеллектуальное понятие о своей истинной сущности; они настаивают на том, чтобы он чувствовал истинность этого понятия, осознал бы своё истинное Я, вошёл бы в такое состояние сознания, в котором ощущение реальности Я делается постоянным и непрерывным чувствованием, а сознание истинного Я делается преобладающей идеей, вокруг которой вращаются все мысли и действия.
К некоторым из лиц, изучающих Раджа Йогу, сознание их истинного Я приходит, как вспышка молнии, в тот момент, когда их внимание с особой интенсивностью направляется на эту идею. Другим, наоборот, необходимо проводить долгий и трудный курс внутренней тренировки, прежде чем они приобретут это сознание.
Наука о дыхании Индийских йогов
Рамачарака
На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое "йоги", какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя "йогами". Но люди Запада весьма ошибутся, представляя себе типичного "йога" в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Все эти люди существуют — это правда, но называть их "йогами" — это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или "профессором" — уличного продавца знахарских снадобий.
Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука — йога, т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придано название "йоги" — от санскритского слова "юг" — что значит "соединять".
Йога делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.
Сила мысли в деловой и повседневной жизни
Рамачарака
Я считаю необходимым для соблюдения истины указать, что настоящее мое сочинение было написано несколько поспешно по заметкам, которыми я имел обыкновение пользоваться в своих лекциях; заметки эти представляют сокращенные обзоры лекции.
Как в лекциях, так и в этом произведении я имел единственной целью указать учащимся те способы и средства, пользуясь которыми они могли бы развить в себе силы личного магнетизма и гипнотизма (присущие каждому человеку) и пользоваться этой могучей силой духовного господства. Преследуя указанную цель, я почти совсем не заботился о красоте и изяществе слога, я желал лишь быть понятным каждому читателю. Я сознавал, что мне должно сказать нечто читателю, и постарался рассказать об этом точно, ясно и просто, не думая о красоте слога. При этом я пользовался и народными словами, если только видел, что ими можно яснее выразить свою мысль. Благодаря вышеизложенному критики, вероятно, заметят массу недостатков в моем труде по отношению к слогу и способу выражения. Я не отрицаю всего этого. Всем я пожертвовал желанию придать своему сочинению наиболее простую и удобопонятную форму изложения. Все это, конечно, может служить лишь объяснением, но никак не оправданием.
Память и уход за ней
Рамачарака
Вполне ясных представлений о природе памяти или о законах, управляющих способностью помнить и вспоминать, мы еще не имеем, хотя нам и известно нечто в отношении обширной области разума, называемой психологами предсознательным (подсознательным) полем мышления. Прежде думали, что разум сознает все, в нем происходящее, но лучшие современные мыслители признают теперь, что в процессе мышления самосознание является лишь незначительной частью.
Очень значительная роль в сфере мышления отводится также предсознательным идеям, впечатлениям, чувствам и мыслям. В настоящее время установлено, что всякий сознательный акт имеет за собой многое, что лежит в сфере предсознательной; иначе говоря, за каждым сознательным действием скрывается что-то другое, относящееся к предсознанию (подсознанию).
За пределом сознания находится обширная область предсознания. Последняя заключает в себе много таинственного, привлекающего внимание психологов и прочих мыслителей, оказавших своими трудами огромное влияние на идеи нашего времени.
Жизнь души, Астральные переживания
Рамачарака
Как мы уже знаем, внетелесные переживания – ВТП (астральный выход, билокация) - играли важную роль в шаманских ритуалах и эзотерических школах многих предшествующих культур. «Память человечества» сохранила для нас тысячи сообщений о ВТП, исходящих от лиц всех времен и народов, возрастов и профессий. Кроме того, оккультная литература знакомит нас даже с информацией, полученной якобы от посетителей из «высших планов».
Благодаря систематическим исследованиям, предпринятым некоторыми ясновидцами, имевшими философскую подготовку, отдельные образцы такой литературы представляют определенный интерес, позволяя более широко взглянуть на феномен ВТП. Типичное «оккультное» описание астрального путешествия дает йог Рамачарака.
Жизнь Иисуса Христа в оккультном освещении
Рамачарака
Теперь мы должны откинуть страницы в Книге Времени и вернуться к периоду за тридцать лет до вышеописанных событий. Чтобы проследить влияние мистических и оккультных сил с начала христианства, нам следует обратить взор на события, связанные с рождением Иисуса. В течение этих тридцати лет произошли знаменательные происшествия.
Начнем с мистического рассказа о Иисусе Христе, сообщаемого ученику всякого оккультного ордена главным учителем и относящегося к событию, происшедшему за год с небольшим до рождения Христа.
В Матф. II, 1—2 рассказывается следующее: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим мудрецы с востока и говорили: где родился Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться ему.»
Этими простыми словами говорится о событии, которое передано гораздо подробнее в эзотерических учениях мистических братьев и оккультных орденов востока и хорошо известно также членам тайных орденов западного мира. Рассказ о «Магах» основывается на преданиях восточных мистиков, и мы вкратце приведем его здесь, как он был передан Иерофантом неофиту, — как Гуру передал его Челу.