Термин Агни-йога был впервые услышан супругами Николаем и Еленой Рерих от жителей гор во время экспедиций по Центральной Азии. Этот термин означает Слияние с Божественным Огнём или Путь к такому Слиянию. Огонь в данном контексте, это подобное пламени состояние Наивысшего Божественного Сознания, которое Оно может принимать.
Рерихи развили Учение Агни-йоги и принесли его в Россию и другие страны, поэтому теперь термин Агни-йога существует в неразрывной связи с их именами.
Супруги Рерих были очень удачной парой: он — страстный путешественник и талантливый живописец, она — верная его спутница, обретшая к тому же пророческую способность — способность обоюдного разговора с Богом. Результатом этих святых бесед стали дневники Елены Рерих.
Что представляют собой эти записи? Они — очень неоднородны, зачастую трудны для восприятия, текст во многих местах не отредактирован литературно, глубочайшие истины перемежаются с явными шутками Бога и длинными наборами фраз, лишённых смысла. Почему так?
Дело в том, что, по замыслу Бога, эти записи вовсе не предназначались для опубликования именно в таком виде: Он указывал издать лишь тематические выборки из них.
Причина же качественной неоднородности текста состоит в следующем. Бог, тренируя пророческую способность Елены Рерих, настаивал на ведении именно систематических, ежедневных записей. Но для этого не всегда оказывался актуальный на данный момент материал. И тогда ожидавшей слова Господа Елене Рерих давались — что типично в таких случаях — просто почти бессмысленные потоки красивых фраз.
А шутки типа: ноги холодеют оттого, что вся энергия пошла на разжигание сердца, преподносились, лишь чтобы в трудные минуты ободрить усталых путников.
Ещё одной, требующей специального упоминания особенностью текстов является расширение границ терминов «огонь», «огненность» также и на просто психоэнергетические процессы и явления. Делалось это с целью задать настрой энергичности, пафоса борьбы. Но для понимания Учения читателю следует дифференцировать понятия Божественного Огня — и «огненных» проявлений психической деятельности людей и духов.
«Огненной» энергичностью пронизаны все тексты «Живой этики», а также изумительные по силе выразительности живописные творения Николая Рериха. И это явилось одной из сильнейших черт начатого через Рерихов духовного движения.
Движение Агни-йоги внесло весомый вклад в духовное пробуждение людей, прежде всего, России, оказавшихся жертвами атеистического насилия со стороны КПСС, а затем выродившейся до уровня народных сказок доминирующей религиозной идеологии. В ценнейших указаниях, которыми наполнены книги «Живой этики», Бог в очередной раз дал людям разъяснения о том, что такое Бог, человек, эволюция, смысл жизни, показал возможность достижения Совершенства, выхода из круга страданий, возможность познать Его, Бога, достичь высшей реализации себя в Слиянии с Ним.
Агни Йога состоит из пятнадцати томов, множество комментариев и работ учеников и последователей этого учения не исчерпывают всего основного материала, данного в этих книгах. Учение это, поистине, мировое, оно может сравниться по значению с движением Христианства или других таких же крупных мировых течений у истоков своего развития. Начало записей первой книги учения началось 24 марта 1920 года в Лондоне. Этот день теперь празднуется последователями учения как день единения в духе, как начало нового года достижений и как день приношения Учителю своих лучших начинаний. История развития движения Агни Йоги начинается с Нью-Йорка, где Рерихи учредили несколько просветительских организаций в 20-30-х годах XX века. После, благодаря неустанной работе самой Елены Ивановны и ее мужа Николая Константиновича весть нового Учения распространилась и в Западной Европе, и в Южной Америке, и в Прибалтике, в Китае и, конечно, в России и в Индии, где они жили после центральноазиатской экспедиции 1925-1928 гг.
За работу над Учением с энтузиазмом взялись все члены семьи Рерихов, не только Елена и Николай, но и два их сына Юрий и Святослав. Проведение в жизнь заветов Учения и распространение его в мире стало смыслом их жизни. Темам Агни Йоги посвящены множество картин самого Николая Константиновича, художника неповторимо богатого и утонченного духовно, что, конечно же, отражалось в его палитре и образах полотен. Еленой Ивановной было написано множество писем своим корреспондентам по всему миру с целью разъяснить моменты учения. В долине Кулу, где долгое время жила семья, был учрежден Институт Гималайских Исследований Урусвати, где проводились новейшие исследования в области целого ряда наук и куда приезжали и приходили ученые со всего мира, чтобы поддержать необычную по масштабам работу института.
Старший сын великих родителей - Юрий героически выполнил свою миссию. Будучи глубоким и вдумчивым востоковедом и зная многие языки в совершенстве, он вернулся в Россию - тогда в Советский Союз - чтобы принять должность в Институте Востоковедения в Москве и принести весть нового мира и Огонь нового Учения на родину, в Россию. Это был завет, данный ему его родителями, который он исполнил, уйдя из жизни, к сожалению, рано - в 57 лет.
Младший сын - Святослав был также проникнут идеей Учения и много помогал старшим. Святослав - художник, как и его отец. Картины С.Н. Рериха сохранили облики его родителей. Это правдивые рассказы о великих людях нашей эпохи, они колоритны и наполнены любовью к моделям.