Разделы
X
Категории
X
Авторы
X
Искать в описании

Хатха-Йога обратная сторона медали

Хатха-Йогой называется гимнастическая технология комплексного совершенствования тела и сознания, то есть того набора инструментов, за счет использования которого осознающее существо движется по Пути осознания. Среди многих известных человечеству технологий интегрального совершенствования хатха-йога является одной из самых эффективных.

В шиваистских, буддийских и даосских традициях техники хатха-йоги до сих пор считаются практиками высших уровней и содержатся в строгом секрете. Их раскрывают только особо посвященным.

К примеру, в горных монастырях Непала секретами практики хатха-йоги, как правило, владеют только настоятель и еще один-два ламы высших ступеней посвящения. Обычные монахи и ламы рангом пониже иногда даже не догадываются о самом существовании этих техник в традиции.

В Шаолиньском монастыре в Китае техники хатха-йоги считаются практиками архатов - великих мастеров высочайших ступеней посвящения.

В Индии, Таиланде, Вьетнаме и других государствах Юго-Восточной Азии именно хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней в технике общефизической и общеэнергетической подготовки отборных воинов - воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором. Эти воины не только в умели модулировать психологический настрой как своих, так и вражеских солдат, но также владели особым воинским искусством - посредством волевых манипуляций намерением они могли формировать ситуации, приводившие к неожиданному стечению совершенно случайных и непредсказуемых, но тем не менее роковых для противника объективных обстоятельств.

Боевая Йога

До сих пор ритуальными атрибутами странствующих по дорогам Юго-Восточной Азии монахов-шиваитов остаются трезубец и меч. Трезубец - это символ и оружие Шивы. Великий воин и фантастический любовник Шива традиционно считается хранителем и покровителем хатха-йоги.

А меч в ритуальной атрибутике садху - так называют в Индии бродячих монахов - это просто меч... Дело в том, что в старину целые кланы странствующих хатха-йогинов были кланами профессиональных воинов, своего рода "южноазиатских самураев" - средневековых "солдат удачи". Из них составлялись наемные ударные силы в феодальных войнах. Только в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого века английским колонизаторам удалось хоть как-то "усмирить" их и превратить в относительно мирных монахов-бродяг. Так что эпизод с привлечением к битве за правое дело хатха-йогина в Ефремовском "Лезвии бритвы" - отнюдь не случаен. Видимо, писатель достаточно хорошо владел исторической информацией.

В древности и в средние века на территории современной Индии находилось множество отдельных государств, правители которых - раджи - постоянно между собой воевали. И каждый уважающий себя раджа наряду со специальными помещениями для занятий воинскими искусствами и борьбой непременно имел при дворе йога-шалу - специально оборудованное помещение для занятий хатха-йогой. В йога-шале под руководством опытного придворного мастера обучались удивительному искусству йоговской гимнастики будущие мастера-преподаватели хатха-йоги и профессиональные воины-лучники и воины-борцы, составлявшие царскую гвардию. Придворный мастер хатха-йоги обычно являлся хранителем линии тайного знания. В официальной ученой иерархии того времени он имел степень, эквивалентную степени профессора в Европейской университетской традиции, и был одним из самых уважаемых лиц при дворе, учителем и наставником как самого раджи, так и членов его семьи.

Считалось, причем не без веских на то оснований, что мастер хатха-йоги владеет неким особым глубинным знанием устройства Вселенной, недоступным человеку, "не закалившему тело и дух в горниле хатха-йоги". Недоступным по чисто биологическим причинам, поскольку у обычного человека просто не сформированы органы восприятия и свойства сознания, которые необходимы для получения и обработки информации, на основе которой это знание может быть развито.

Интересно, что традиция придворных йогинов-мастеров сохранилась до наших дней. Выдающийся мастер йоги профессор Шри Кришнамачарья был хранителем йога-шалы при дворе майсорского раджи, а основатель и наставник Вишваятан-Йогашрама, великий мастер и учитель йоги Дхирендра Брахмачари - "официальным придворным учителем йоги" семейства Ганди, до недавнего времени правившего Индией.

Не менее интересен другой факт. Оказывается, о хатха-йоге как составной части подготовки отборных воинов, компетентные специалисты отнюдь не забыли, хотя в среде эзотерических романтиков на Западе принято считать, что йога и искусство ведения войны никогда не имели никаких точек соприкосновения. Во время недавней поездки в Индию я познакомился с разработчиком и координатором учебных и тренировочных циклов по хатха-йоге, которые входят в обязательную программу подготовки офицеров и бойцов подразделений специального назначения Индийской национальной службы безопасности, полиции и вооруженных сил.

Оказывается, в этой сфере работает целая команда прекрасно обученных компетентных специалистов. По оценкам экспертов использование хатха-йоги в программе подготовки бойцов спецназа позволяет в пять раз сократить расходы времени, необходимого на специальную психологическую подготовку. Естественно, сведения о том, что такое имеет место, и о том, как это делается, мягко говоря, широкой огласке не предаются. Ибо вся по-настоящему рабочая информация в этой области по-прежнему остается стратегической. К той йоге, которую индусы "сдали Западу", и которая сейчас распространилась в Европе и Америке под кодовым названием "классическая", сами современные индийские специалисты-профессионалы относятся весьма скептически. Они говорят: конечно, для здоровья очень полезно, однако это как бы далеко не классика, а так...

Если вы просто купите билет на самолет и отправитесь в Индию в поисках "настоящей йоги", вы, вероятнее всего попадете на уже проторенную тропу. Она ведет в хорошо организованные пункты выкачивания денег из наивных западных адептов, где вам впарят все ту же "классическую йогу для Запада". Подходы к реально рабочей информации ведут сквозь совсем другие двери. Причем войти в них не так-то просто. Скажем так, на улицу эти двери не выходят - ни на Западе, ни, тем более, на Востоке. Ибо Восток, как известно, дело тонкое.

В 1989 году в Москве проводилась международная конференция по йоге, на которой присутствовали многие мировые светила, вплоть до самого господина Айенгара. Однако Дхирендра Брахмачари - бывший в то время координатором всех связанных с йогой программ при правительстве Индии, - на конференцию не приехал, хотя его и приглашали. Его визит провалился из-за некоторых действий индийского правительства. Говоря проще, господина Брахмачари очень вежливо и корректно не пустили.

Точно так же не приехали ни Шри Йогендра, ни его сын - не менее крупные специалисты в области "реально рабочей хатха-йогической информации". А вы когда-нибудь пытались отыскать оригиналы книги Шри Йогендры "Физкультурное образование в йоге" и работ Дхирендры Брахмачари "Йогасана виджняна" и "Мудра и пранаяма"? Я пытался. Сначала их искали в каталогах библиотек Конгресса США и Британского музея. Безуспешно. Затем я пытался заказывать эти книги тем, кто отправлялся "за йогой" в Индию и Непал. Никаких результатов.

В конце концов, беседуя в очередной раз с нынешним мастером основанного Дхирендрой Брахмачари Вишваятан-йогашрама, я спросил: а вот основные серьезные книги Вашего учителя - их можно где-нибудь купить? Он лучезарно улыбнулся - он всегда лучезарно улыбается - и радостно ответил: "Нет, конечно! Они уже давно закончились. Везде." "А почему их не переиздают?", - поинтересовался я. Он ответил: "А зачем? Теперь другие книги..." И заразительно рассмеялся. Кстати, этот человек - прямой преемник Дхирендры Брахмачари и по-настоящему. Он является старшим тренером индийской национальной команды по йога-спорту. Да, есть и такое... Причем очень давно. Официально как вид йога-спорт оформился лет десять назад, однако неофициальные состязания хатха-йогинов проводились всегда... А вы не знали? Ну, не расстраивайтесь, мы еще много чего не знаем...

И еще одна маленькая деталь. В ответ на приглашение директора йога-центра в Москве приехать в Россию и провести тренинг по хатха-йоге мастер сказал: "А, хорошо!. Только напишите мне приглашение как частному лицу, чтобы там ничего про йогу не было. Иначе возникнут проблемы с правительством. А так я приеду. У вас летом красиво... Потренируемся, я вам еще кое-что расскажу. И для людей занятия проведем... Мне Россия нравится!!! И Украина... И люди у вас хорошие."

Итак, что же, собственно, такое - таинственная хатха-йога - гимнастика мудрых? И чем обусловлена поразительная эффективность этой древней и в то же время удивительно современной уникальной тренировочной технологии?

Андрей Владимирович Сидерский

Авторская колонка

Андрей Сидерский

Андрей Владимирович один из самых известных русскоязычных преподавателей Йоги. Профессионально преподает Хатха Йогу с 1987 года (официально). Фактически же йогические техники в качестве ключевого элемента общефизической и психологической подготовки нелегально внедрялись им в тренировочную практику пловцов-подводников еще в доперестроечные времена. В настоящее время преподавательская, литературная и производственно-творческая (выпуск тематических видеоматериалов) деятельность А. В. Сидерского, по сути, является одним из главных факторов, определяющих весь ход внедрения и развития Хатха Йоги на территории стран бывшего СССР. Прямо или косвенно его работа оказывала на протяжении нескольких лет и продолжает оказывать сейчас влияние на процесс становления почти всех квалифицированных преподавателей и инструкторов Хатха Йоги, многих тренеров по различным видам спорта и единоборств, практиков различных лечебных методик, а также преподавателей психотренинговых систем в России, Украине, других пост-советских странах.

Несмотря на то, что сам А. В. Сидерский в частных беседах и публичных выступлениях отрицает факт создания им собственной школы Хатха Йоги, заметное влияние стиля Сидерского и стилей его последователей прослеживается в практике представителей всех наиболее значительных официальных и тайных школ Йоги в СНГ и некоторых других странах.

За более чем двадцатилетний период изучения Хатха Йоги Андрей Сидерский встречался со многими восточными и западными мастерами. Однако наиболее существенным фактором, оказавшим влияние на формирование его практики, сам А. В. Сидерский считает внимательное, предельно осознанное отношение к практике и непрекращающийся ни на мгновение поиск новых, все более эффективных форм и подходов. Благодаря этому сформированный им стиль является одним из наиболее адекватных современным условиям существования человеческого социума.

По материалам книги Андрея Сидерского "Хатха-Йога".

Рубрика:   История
Источник:   yogatrain.ru

Еще статьи из рубрики "История":

Статьи (9/161)
Статья Автор
Тибецкая сердечная йога Майкл Роуч 2522
Йога Айенгара Бел Гиббс 5712
Аштанга Виньяса Йога 2389
Агни Йога Владимир Антонов 2453
Хатха-Йога - Звезда Айенгара - 1988 год Елена Федорова 2129
Пауэр Йога 2348
История трансформации Йоги Виктор Сергеевич Бойко 1946
Становление Йоги в обществе – поиск состояния счастья Виктор Сергеевич Бойко 1737
Истоки философии Йогов Рамачарака 1863
© 2011-2015 YogaTrain.ru все права защищены