Возникновение Йоги Айенгара
Метод Айенгара, получивший признание за точность и внимание к деталям, предполагает выполнение асан (поз) и пранаяму (контроль дыхания). Благодаря высокой степени сосредоточенности на том, чтобы правильно расположить тело и конечности, кости и мышцы, мозг работает лучше и быстрее. Это приводит к тому, что возникает состояние «медитации в движении ». Занимающиеся йогой прилагают все усилия, чтобы достичь этого состояния полного физического контроля над телом, ясности ума и наивысшего умиротворения.
Важным аспектом йоги Айенгара является последовательность поз. Кумулятивный эффект достигается тем, что асаны следуют одна за другой в определенном порядке. В этом случае меньше риск травм и неправильного выполнения упражнений. Йога Айенгара может быть также использована в лечебных целях.
Существуют различные направления йоги, и йога Айенгара одно из них. Ее основоположником стал гуру Б.К.С. Айенгар, один из наиболее уважаемых в мире экспертов по йоге. В детстве он страдал от множества болезней, но в возрасте 16 лет приобщился к йоге благодаря помощи мужа сестры Шри Т. Кришнамашариа, гуру из Майсура. Айенгар начал заниматься йогой, чтобы вернуть себе здоровье и силы. В 1936 году гуру послал его на полгода преподавать в Пуну.
Айенгара отличали точность и совершенство в выполнении упражнений, и это отразилось в его преподавании. Число его учеников все время росло. Он стал известным и уважаемым преподавателем йоги. В 1952 году Айенгар познакомился с Иегуди Менухином. Благодаря этой встрече о йоге и Айенгаре узнали на Западе. Менухин был увлеченным учеником и пригласил Айенгара в Англию, чтобы брать у него уроки. Эти занятия посещали многие, поэтому Айенгара пригласили вести занятия и на следующий год.
Вернувшись в Пуну, Айенгар решил, что занятия йогой должны стать массовыми, но его помещения не могли вместить всех желающих. В 1975 году он открыл свой Мемориальный институт йоги имени Рамамани Айенгар. Он назвал его так в память о своей жене, умершей незадолго перед тем, как его мечта осуществилась. Ученики со всего мира приезжали в Пуну и в течение месяца занимались йогой под руководством Гиты, дочери Айенгара, и Прашанта. его сына. Сам Айенгар следил за процессом обучения.
Сейчас Айенгару за восемьдесят, но когда его ученики видят, как он выполняет некоторые асаны, это вдохновляет их. Сотни институтов йоги Айенгара действуют по всему миру, включая Европу, Америку, Японию, Израиль, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, Канаду и Россию. Есть институты Айенгара и в Бомбее, Бангалоре, Дели, Мадрасе и Райшикеше.
В 1966 году был опубликован фундаментальный труд Айенгара «Прояснение йоги». Эта книга считается подлинной библией йоги и была переведена на многие языки. Айенгар написал также книги «Прояснение пранаямы», «Искусство йоги», «Древо йоги» и «Прояснение сутр йоги Патанджали».
Б.К.С. Айенгар следует философии мудреца Патанджали, жившего в Индии за 300 лет до нашей эры. Патанджали изображают в виде статуи мужчины с хвостом, свернутым кольцом. Голову венчает корона в виде змеи с семью головами. В индийской традиции это означает бесконечность.
Две руки Патанджали сложены в молитве, представляя медитацию, в двух других — светящийся диск и раковина. Раковина напоминает о занятиях йогой, а светящийся диск представляет колесо времени или закон причины и следствия. Одна половина лица Патанджали улыбается, вторая остается серьезной.
Патанджали известен как основатель йоги. Именно он оставил 196 афоризмов, которые называют сутрами йоги. Они систематизируют различные принципы и практики йоги, представляя их в виде краткого, понятного текста. Эти афоризмы относятся ко всем аспектам жизни, начиная с правил поведения и заканчивая тем, как человек видит свое подлинное «я».
Патанджали показывает, как с помощью йоги мы можем изменить себя, получить контроль над нашим разумом и эмоциями, преодолеть препятствия на пути к духовному просветлению и достичь цели йоги.
По материалам книги "Большая иллюстрированная энциклопедия"