В качестве первого шага в достижении состояния йоги необходимо научить свой ум одинаково хорошо чувствовать и воспринимать различные участки физического тела, что позволяет оживить связанные с ними области центральной нервной системы. Для этого прекрасно подходят методы аюрведического массажа и самомассажа.
Вторым шагом является обучение ума управлять напряжением и расслаблением мышц тела, что достигается использованием различных физических упражнений, асан и виньяс (динамических последовательностей асан).
Третий шаг заключается в тренировке ума управлять работой внутренних органов, эндокринной системой путем мудр.
Для освоения управления биоэнергетической системой организма на следующей ступени используются методы пранаямы и цигуна. Углубленная работа с биоэнергетической системой приводит к очистке каналов и чакр.
Следующий шаг состоит в овладении управлением умом. Для этого используются техники распевания мантр и образных медитаций на янтрах.
Сделав сознательными все части физического и энергетического тел, уравновесив активность всех областей нервной системы, можно переходить к следующему этапу: остановке ума - манаса посредством методов пратьяхары.
Методики:
Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы). Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе Хатха-Йоги. Этические принципы Хатха-Йоги описываются в первых двух ступенях: Яма и Нияма. В древних ведических писаниях говорится, что атма (душа) находится в плену пяти жизненных потоков (поток тонкого воздуха, поток тонкой воды, поток тонкого огня, поток тонкой земли и эфира) и только Хатха-йога может освободить её из данного плена для достижения самадхи.
Каждое упражнение известным образом воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов. Специально подобранные комплексы асан, в которых важную роль играет последовательность упражнений, применяют для улучшения и укрепления здоровья, для борьбы с различными недугами. При выполнении асан учитывают: дыхание (на задержке, на вдохе или выдохе); точку, куда должно быть направлено внимание. У некоторых асан есть противопоказания к выполнению. Болезни, как считают йоги, это неправильное распределение жизненной энергии (праны) в организме, и выполнение определённых асан (а также выполнение пранаямы) ведёт к правильному перераспределению праны в организме, что и излечивает болезни, как физического плана так и психического.
Следующей, более сложной чем асаны, ступенью йоги являются дыхательные техники.
Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, задействовав скрытые резервы собственного организма, и своими силами, своей волей добиться исцеления.
Пранаяма является четвертой ступенью йоги в классификации Патанджали.
Пранаяма – это полное управления биотоками организма через управление дыханием. Слово «пранаяма» состоит из двух частей: прана и яма. Санскритское слово «прана» наряду со значениями «воздух, дыхание», переводится и как «энергия, сила». Согласно Упанишадам, прана есть источник жизни и сознания, это дыхание жизни всех живых существ во Вселенной. Они родились и живут благодаря ей, а когда умирают, то их индивидуальное дыхание растворяется в космическом дыхании. Прана – это ось колеса жизни. Всё имеет свой корень в ней. Она пропитывает все формы материи. Она – источник всех знаний, одна из форм проявления космического духа (Пуруши). Прана – это вселенская энергия или жизненная сила.
Слово «яма», означающее «укрощение», описывает воздействие пранаямы. Прана расходуется, когда человек думает, желает, действует, двигается, говорит, пишет и т.п. У здорового, сильного человека прана присутствует в избытке. Запас праны пополняется с едой, водой, воздухом, солнечной энергией, и т.д. Недостаток праны в теле может выражаться в сонливости, ощущении неуверенности и скованности, в слабости, нежелании что-либо делать, вялости или даже депрессии. Он может приводить к болезням. Например, если прана не поступает в достаточном количестве в сердечно-сосудистую систему, то возникают заболевания сердца, если она не протекает без задержки к органам выделения, то наступает самоотравление.
Прана особая сила, энергия, которая считается основой мироздания. В Ведах упоминается о значимости разных видов праны. Прана присутствует и в тонком, и в физическом теле. Процесс получения контроля над праной, этой космической энергией, называется «пранаяма». Значение пранаямы не только в управлении собственным дыханием, пранаяма – это действие, с помощью которого тело и сознание человека очищаются, становятся здоровыми, человек возвращается к своему истинному «я». Окончательная цель пранаямы – осознание своего существования. Виды пранаямы, открытые риши и муни, обладают бесконечной ценностью.
Главная цель при пранаяме это пробуждение движения праны в организме с помощью определенных дыхательных упражнений, которые контролируются сознанием. Когда ученик полностью укрепился в определенном методе, его усилия вызывают движение праны в теле, которая и пробуждает Кундалини. Другой целью считается аккумулирование праны в теле, в различных нервных сплетениях, а в особенности в солнечном. Благодаря накоплению праны, а не ее растрате, организм приобретет здоровье, ум будет ясен и безмятежен, повысится иммунитет, а также появятся различного рода способности.
Процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха. Многие люди дышат ртом, хотя единственный орган, предназначенный для дыхания – это нос, при вдохе воздух, проходя через носовые ходы, очищается и принимает температуру человеческого тела. Рот используется в некоторых случаях лишь для выдоха. Поэтому первое, чему следует научиться, если этого не сделано в детстве, - дышать через нос.
Кроме того, после вдоха можно сделать задержку и некоторое время не выдыхать, так же как и после выдоха не сразу вдыхать. То есть существуют 4 фазы дыхания: вдох – задержка – выдох - задержка. С данными фазами и происходит работа в пранаямах. Регулируется их продолжительность и интенсивность. Особое внимание уделяется концентрации внимания на отдельных участках тела. Важную роль играет наблюдение за дыханием, которое позволяет почувствовать тонкие процессы, происходящие в организме. Пранаяма – это осознанное дыхание.
Научившись направлять прану во время выполнения пранаямы к любой части собственного тела, человек получает способность излечивать болезни, как острые, так и хронические. Если прана равномерно распределяется по всему телу, мы достигаем психофизической координации, избавляемся от наших эмоциональных комплексов и перестаем быть рабами собственной психической неуравновешенности, дающей начало страхам, гневу, зависти или чувству неполноценности.
Благодаря регулярной практике пранаям, человек может накапливать большой резерв праны, так же, как аккумулятор накапливает электрический заряд. Йог, имеющий много праны, излучает вокруг себя силу и жизненную энергию, более того, у него появляется способность перенаправлять ее людям, которые нездоровы и нуждаются в лечении.
Медитация — это искусство создания гармонии в теле, уме и сознании. Жизнь, наполненная медитацией, полна блаженства и красоты. Жизнь без медитации — это стресс, озабоченность и заблуждение.
В древние времена медитацию нередко считали способом жизни. И действительно, медитация не является чем-то отдельным от повседневной жизни. Во-первых, практика медитации требует регулярных занятий и, следовательно, составляет часть повседневной жизни. Во-вторых, если вы уже практиковали какой-нибудь вид медитации и освоили его, полученный опыт остается с вами и проявляется в каждом аспекте жизни.
Медитация — это не сосредоточение. При сосредоточении ум сужается, а узкий ум — это ограниченный ум. Ограниченный, направленный и сосредоточенный ум нужен, чтобы рассматривать объекты, решать проблемы, учиться языку, управлять машинами и т.д. Он нам необходим. Но не в медитации. При сосредоточении мы возводим стену сопротивления и в попытках управлять умом теряем энергию. Некоторые люди медитируют таким образом целый час, а когда заканчивают, то чувствуют усталость, потому что провели этот час в беспрерывной борьбе, отрицая все на свете, говоря «нет» всем мыслям и восприятиям и стараясь сфокусировать свой ум.
Одно из следствий медитации — состояние равновесия и покоя. В медитации человек выходит за границы своего ума, воспринимая мир целостно. В медитации невозможно быть несчастным, потому что «несчастье» — это тоже лишь категория ума, условная оценка.
Гармония, обретаемая в состоянии медитации, благотворно действует на весь организм, приводя к балансу все органы и системы. Охватывая покоем глубины подсознания, медитация исцеляет от болезней, перед которыми бессильна медицина.
Для большинства практикующих занятия медитацией вовсе не означают состояние медитации, но даже попытка медитировать наглядно показывает то, какие процессы обычно происходят у нас в уме. Наблюдая эти процессы, мы понимаем, как освободиться от мыслей, которые тяготят нас, заставляя все-время чего-то желать, чего-то бояться и в поте лица чего-то достигать.
Медитация очищает разум, который обычно пребывает в беспорядке, и образно выражаясь, смазывает его, делает более гибким, так что когда сила разума применяется в действии, в нем легко возникает целый фейерверк мыслей. Полностью успешная медитация избавляет разум от любых ошибок и противоречий, готовит его к новым ментальным опытам и восприятию интуиции. Она также повышает способность разума схватывать на лету, увеличивая объем области его внимания, что достигается практикой концентрации.
Цигун — это традиционная система оздоровления, древнее китайское учение о саморегуляции организма, основное понятие внутренних стилей боевых искусств.
Цигун построен на философских традициях и прикладных технологиях сочетаний дыхания, состояний сознания и двигательной активности. Понятие Ци разъясняется как жизненная энергия, рассматриваемая в качестве основы существования всего окружающего мира, в том числе и организма человека. Цигун учит контролировать эту энергию и управлять ею. Это учение развивает личность, приводит к пробуждению души, познанию глубин личности и освобождению сознания и пониманию природы человека. Позволяет поддерживать психическое, духовное и физическое здоровье человека.
В состав Цигун входят медитативные практики и физические упражнения, несущие в себе освобождение от энергетических блоков и телесных зажимов за счёт расслабления тела и сознания. Цигун является неотъемлемой частью боевых искусств. Он используется в качестве способа для восстановления и лечения при некоторых заболеваниях и стрессовых состояниях, а также для усиления иммунитета. Служит для общей гармонизации организма, а также добивается равновесия в работе органов и их систем.
Цигун или Ци Гун — термин, образованный из двух китайских иероглифов: Ци (?) и Гун (?). Иероглиф Ци (?) обычно переводиться как: «воздух», «газ» и «пар», «дух», «энергия». Иероглиф «Гун» (?) переводиться как «работа». Таким образом цигун переводиться как: «работа с энергией» или «работа энергии». Или, говоря другими словами, объединение этих двух иероглифов даёт нам методы взращивания и управления энергией в собственном организме.
Есть множество направлений цигун, происходящих исторически из различных отношений в китайском обществе. В традиционной китайской обществе медицинский цигун используется для профилактики и в лечебных целях. В традиционных школах китайских боевых искусств цигун считается важным компонентом подготовки, позволяющим повысить боевые возможности и устойчивость к стрессовым ситуациям. Даосская и буддийская традиции используют цигун как медитативные практики. Улучшение моральных качеств использовали сторонники конфуцианства, применяя практики цигун.
Традиционная система оздоровления, частью которой является цигун, включает в себя четыре способа: динамический, статический, медитативный, а также применение различных трав и методов массажа. Динамическая подготовка включает в себя специальные движения и отражена в таких упражнениях как Ицзиньцзин. Статический способ обучения требует от практикующего расслабления тела и слежения за его положением.
Медитативная подготовка исходит из визуализации или сосредоточения внимания на конкретных звуках, образах, понятиях, идеях или видах дыхания.