Сахаджа Йога - эффективный метод самопознания и совершенствования, самоисцеления и самореализации, инструментом которого является медитация (безмысленное осознание). Этот метод, разработанный Нирмалой Шривастава (Шри Матаджи), дает возможность позитивной трансформации человека и общества на принципах добра, мира, любви.
«Саха» означает «с», «джа» означает «рожденный», «йога» означает «союз с Всепроникающей энергией».
Сахаджа Йога - это уникальный метод медитации, направленный на установление внутреннего баланса физического, эмоционального и ментального состояния человека. Здесь не требуется физических усилий, это путь медитации, мантр и очищения чакр.
Другое направление йоги, помогающее достигнуть гармонии через физическое и психологическое совершенствование - Хатха Йога. Правильное дыхание и комплексы асаны - основная составляющая этого курса.
Это система упражнений, направленных на приведение тела и ума в баланс. На санскрите Ха – это солнце, Тха – луна. Солнечный аспект символизирует активность и силу, лунный – расслабление и гибкость. Практиковать Хатха йогу можно как профилактику заболеваний, снятие стрессов, для общей гармонизации человека. Занятия ее способствует развитию осознанности и внутреннему равновесию.
В Астане занятия по Хатха Йоге проводятся в Индийском центре (Дип. Городок): вт.-пт. 9:30 и 17:00, вт.-чт. 18:30, сб. 10:00, 16:00. Телефоны: 21-14-72, 24-32-92 Занятия бесплатные, но для прохода нужны документы: фото 3х4, удостоверение и домовая книга.
Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы). Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе Хатха-Йоги. Этические принципы Хатха-Йоги описываются в первых двух ступенях: Яма и Нияма. В древних ведических писаниях говорится, что атма (душа) находится в плену пяти жизненных потоков (поток тонкого воздуха, поток тонкой воды, поток тонкого огня, поток тонкой земли и эфира) и только Хатха-йога может освободить её из данного плена для достижения самадхи.
Каждое упражнение известным образом воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов. Специально подобранные комплексы асан, в которых важную роль играет последовательность упражнений, применяют для улучшения и укрепления здоровья, для борьбы с различными недугами. При выполнении асан учитывают: дыхание (на задержке, на вдохе или выдохе); точку, куда должно быть направлено внимание. У некоторых асан есть противопоказания к выполнению. Болезни, как считают йоги, это неправильное распределение жизненной энергии (праны) в организме, и выполнение определённых асан (а также выполнение пранаямы) ведёт к правильному перераспределению праны в организме, что и излечивает болезни, как физического плана так и психического.
Следующей, более сложной чем асаны, ступенью йоги являются дыхательные техники.
Хатха-йога помогает обрести полноценное здоровье, задействовав скрытые резервы собственного организма, и своими силами, своей волей добиться исцеления.
Аэро Йога или Йога на гамаках – это новая методика, которая переносит практику классической йоги на расстояние метра от пола. Уникальность Аэро Йоги заключается в использовании так называемого гамака (специального полотна, надежно прикрепленного к потолку в форме качели), который позволяет приподнять тело частично либо полностью над полом и получить незабываемые ощущения во время практики.
Новое направление обретает необычайную популярность по всему миру, поскольку занятия Аэро Йогой оказывают огромную пользу здоровью и стабилизируют эмоциональное состояние.
В Аэро Йоге гравитация становится помощником для мягкого вытяжения позвоночника и всего тела. Благодаря гамаку вы сможете выполнять перевернутые позы и безопасные прогибы назад без сдавливания позвонков.
Основателем этой школы является Шри Кришна Паттабхи Джойс (род. 1915), ученик Кришнамачарьи. Это достаточно «суровое» направление по требованиям, предъявляемым к физическим возможностям практикующим. Имеется в виду требования не к гибкости, а к общим ресурсам организма (степень функциональной нагрузки). Однако Паттабхи Джойс не желал адаптировать систему под ограниченные возможности учеников, так как, по его мнению, это приведет к профанации метода.
Основной книгой Паттабхи Джойса является «Йога Мала», которая в 1999 году была переведена на русский язык.
Первые западные ученики появились у Паттабхи Джойса в начале 70-х годов. В настоящее время многие из них сами являются известными инструкторами. Среди его учеников можно назвать следующие имена: Дэвид Свенсон, Ричард Фриман, Тим и Чак Миллеры, Эдди Штерн, Нэнси Гилгоф, Лино Миеле и другие. Это направление йоги начало активно распространяться на Западе после того, как один из его учеников в 1975 году организовал семинар Паттабхи Джойса в США.
Паттабхи Джойс преподавал в своей школе в Майсоре. В нее приезжает много учеников из США. Вероятно, именно поэтому плата за обучение там является одной из самых высоких в Индии. Несмотря на преклонный возраст, Паттабхи Джойс долго проводил выездные семинары в США, Австралии и некоторых странах Европы.
18 мая 2009 года, на 94 году жизни в Майсоре, Карнатака, Индия оставил тело Гуруджи Шри Кришна Паттабхи Джойс. Традиции Аштанга Виньяса Йоги, замечательный учитель и человек, внесший огромный вклад в развитие и популяризацию йоги во всем мире, всю свою долгую и плодотворную жизнь посвятивший этому бессмертному искусству.
Аштанга Виньяса Йога использует 4 последовательности, различающиеся по уровню сложности. Время выполнения последовательностей от 1,5 до 4-х часов. 1-я последовательность (самая простая) содержит такие асаны, которые в других школах даются после одного – двух лет обучения. Поэтому желательно приступать к практике Аштанга Виньяса Йоги уже имея приличную физическую подготовку и гибкость.
Важнейшей отличительной особенностью этой школы является использование виньяс в качестве связки асан. Виньяса представляет собой сокращенную версию комплекса «сурья намаскар» (приветствие солнцу). Использование виньяс в практике сильно разогревает тело, что способствует его «очищению». Минимальное количество дыханий в асане – 5-8, однако при терапевтическом их использовании их количество может доходить до 50-80.
Во время практики для полноценного обеспечения кислорода при значительной нагрузке используется дыхание «уджайи». Для поддержания осознания работы внимания используется концентрация внимания на определенных частях тела «дришти».
Эта практика «активизирующая», поэтому она так полюбилась «людям запада» и фитнесс-аудитории. Но людям активным (питта) мы бы советовали выбрать себе другой стиль - поспокойней. Ее эффект тренировки в режиме общей функциональной нагрузки превосходен, но является не лучшим для йога-терапии. Тем более мы не рекомендовали бы этот стиль людям со слабым телом.
Сахаджа йога создана в 1970-ом году, когда Шри Матаджи Нирмала Деви открыла уникальный и простой метод пробуждения Кундалини, который мы также называем самореализацией. Сахаджа Йога - это метод получения и углубления самореализации.
Само слово Сахаджа в переводе с санскрита означает спонтанно, а Йога — союз с самим собой, т.е. достижение Самореализации, которая является целью всех духовных традиций. Знание о самореализации очень древнее, однако оно было доступно лишь очень немногим, существовало в разрозненном состоянии и, как правило, передавалось непосредственно от гуру к ученику. В прошлом было крайне сложно получить Самореализацию. В современное время Шри Матаджи сделала это знание доступным всем, спонтанная массовая Самореализация стала реальным опытом сотен тысяч людей.
Через медитацию Сахаджа Йоги наше сознание получает новое измерение, где абсолютная Истина может ощущаться непосредственно нашей центральной нервной системой. И, как результат, наше духовное восхождение совершается без усилий, как процесс роста семени в большое дерево. Физический, психический и эмоциональный баланс достигается как один из эффектов восхождения.
Необходимым начальным условием для занятий Сахаджа Йогой является получение самореализации. Ведь без пробужденной Кундалини мы не сможем узнать о состоянии наших чакр, не сможем медитировать, потому что без Кундалини у нас есть только два основных инструмента – наш разум (сознание) и наше бессознательное. С помощью нашего собственного разума мы не можем решить проблем, которые этот разум и создал. Точнее, за одной решенной проблемой всегда будет скрываться другая, нерешенная, разум всегда нацелен на борьбу с самим собой, с создаваемыми разумом же проблемами. Бессознательное же мы использовать не можем в силу того, что оно просто за пределами сознания, мы можем воздействовать на него лишь косвенно, а это опасно для психики. Кундалини же – это третий инструмент, инструмент духовной эволюции.
Второе условие – это готовность изменить себя, готовность честно посмотреть на все свои достоинства и недостатки, и не бояться признать плохое – плохим, а хорошее – хорошем. При этом вам придется положиться на строгого судью – на самого себя. Пробуждаясь, Кундалини освещает своим присутствием наши чакры и лишь после этого мы можем самостоятельно видеть, что в нас неправильно, а что правильно.
Ну и, наконец, третье – это медитации, желательно ежедневные. Будет лучше, если вы сможете медитировать вместе с кем-нибудь, это всегда эффективнее.
Сахаджа Йога – простой и понятный метод духовного самосовершенствования. Для того, чтобы заниматься этой йогой, не нужно стоять на голове, слепо следовать каким-то указаниям знающих людей или радикально менять свой образ жизни. Главное – ощутить на собственном опыте работу Кундалини. Пробудив эту энергию, вы получите собственный духовный опыт и сможете лучше многое понимать. Задача Сахаджа Йоги - рассказать вам, как пробудить Кундалини т.е. получить самореализацию.