Согласно Аюрведе, при всем многообразии болезней все они происходят от нарушения гармонии трех дош — Ваты, Питты и Капхи.
Доши могут порождать как физические, так и психические заболевания. Аюрведическое лечение приводит доши в равновесие и тем самым нейтрализует болезнь. В отличие от лечения в западной медицине, оно не связано с классификацией болезней и выявлением патогенных факторов: и тем и другим не придается первостепенного значения. Лечение, имеющее дело лишь с внешними факторами и симптомами заболевания, не затрагивает причин, лежащих в его основе. Приведение же дош в состояние равновесия лишает заболевание его корней.
Среди аюрведических методов лечения довольно много простых. Для их применения пациенту не требуются предписания специалиста. Соблюдать диету, использовать лекарственные травы, придерживаться правильного образа жизни, заниматься йогой и медитацией можно самостоятельно. Более сложные средства (сильнодействующие травяные составы или минеральные препараты), а также более специальные методы (например хирургия) обычно необходимы лишь тогда, когда процесс заболевания долгое время оставался неконтролируемым и зашел уже слишком далеко.
То, что мы делаем ради своего здоровья сами, намного более эффективно, чем то, что сделает для нас кто-то другой. Если же наши усилия не увенчались успехом, тогда нужна помощь врача или даже госпитализация. Но после этого мы вновь окажемся в состоянии, когда мы должны будем сами заботиться о себе. Такие «мелочи», как отказ от вредных продуктов, в конечном итоге значат для нашего здоровья больше, чем прием многочисленных лекарств и бесконечные визиты к врачам.
Здоровый образ жизни невозможно заменить ничем. Его нельзя купить ни за какие деньги, и никто другой не в состоянии обеспечить его нам. Пока мы не будем жить в гармонии с собственной природой, мы не можем рассчитывать на то, что нас сможет исцелить тот или иной терапевтический метод. В том и состоит красота Аюрведы, что она дает нам знания, помогающие жить в гармонии. Она предлагает нам режим, соответствующий нашей конституции и затрагивающий все аспекты нашей природы — физические, психические и духовные. Но успех возможен только в том случае, если мы сами приложим усилия, затратим время, проявим настойчивость.
Один из недостатков современной цивилизации — отсутствие у нас достаточного количества свободного времени, чтобы заботиться о своем здоровье и о здоровье близких. Однако если мы действительно дорожим своим благополучием, мы найдем время. Ответственность за наше здоровье лежит только на нас, и если мы не предпринимаем ради него никаких усилий, нам некого в этом винить, кроме самих себя.
Итак, каждому из нас следует установить для себя режим жизни, в наибольшей степени соответствующий индивидуальной конституции. Мне не нравится выражение «распорядок дня», так как оно предполагает жестко установленную дисциплину, которой надо механически придерживаться, некую проторенную дорожку, к которой нужно себя приучить.
Слово «дисциплина» также не подходит для обозначения такого режима, ибо оно подразумевает попытку навязать нашей сопротивляющейся природе некую внешнюю или идеальную схему. Аюрведический режим — это скорее то, что должно открыться нам само собой благодаря естественному движению нашей собственной сущности, нашей восприимчивости по отношению к самим себе и к жизни. Фактически это йога, то есть согласование и использование наших ресурсов, позволяющее достичь максимальной энергии.
Желательно установить правильный ритм своей жизни, который поддерживал бы определенную гармонию и постоянство, но при этом оставался бы достаточно гибким к требованиям конкретного момента. Правильный ритм жизни порождает определенную движущую силу, дающую энергию нашей жизни и постепенно совершенствующую все наши способности.
В жизни очень существенно творчество. Творчество не хаотично. Оно устанавливает порядок, но не сковывающий, а, наоборот, делающий нас свободными, поскольку благодаря ему наша энергия больше не рассеивается из-за неверного или несвоевременного использования. Это то, что, как говорит Кришнамурти, дает «каждой вещи ее истинное место». Творчество — это своего рода зеркало внутри нас, отражающее глубинную красоту и упорядоченность природы.
Аюрведические режимы помогают нам жить в гармонии со Вселенной и с космической жизненной силой. Это ритмы творческой жизни. Они естественны, как дыхание. Вначале для того, чтобы установить их, требуется определенное усилие по преодолению инерции, созданной нашей несбалансированной жизнью, но вскоре ритм создаст свою собственную силу, способную поддерживать себя и расширять сферу своего действия.
Эти режимы в том виде, как они здесь представлены, должны помочь разработать индивидуальную дневную, месячную и годовую программу, которой предстоит придерживаться. Такая программа необходима всем, кто серьезно изучает Аюрведу. Ее нужно записать, отметить свое исходное состояние и в дальнейшем постоянно следить за результатами. Постоянным соблюдением режима можно добиться огромных улучшений в жизни.
Кто мы в этой жизни? Это зависит от нашего повседневного поведения. Наши действия определяют как содержание нашего сознания, так и энергетический уровень нашего физического тела. Предпринимаемые от случая к случаю визиты к целителю, каким бы известным он ни был и сколько бы это ни стоило, не могут заменить собственного режима или существенно изменить последствия неправильного образа жизни. Решающее значение имеет не то, что делает для нас кто-то другой, а то, что мы делаем сами. Чужие действия — это лишь полумеры. Только наши собственные усилия могут нас излечить, ибо только они приводят к изменению нашей внутренней природы.
Наши повседневные поступки определяют не только то, кем мы являемся в этой жизни, но также и то, кем мы станем в следующей. Согласно Упанишадам, «какова воля человека, таковы и его действия; каковы его действия, таким он и становится» (Брихадараньяка Упанишада IV, 4.5.). Мы должны прежде всего иметь добрую волю, то есть истинную решимость жить в гармонии. На санскрите она называется «крату», что означает «мудрость в действии». Она даст нам возможность управлять своей кармой, и тогда мы перестанем быть жертвами собственного бессознательного поведения.
Наши повседневные поступки — это и есть наша истинная религия: они показывают, что мы действительно ценим в жизни. Их отпечаток мы унесем на себе в свою следующую жизнь. Наши вредные привычки плохи не только потому, что из-за них у нас возникают проблемы со здоровьем в этой жизни: они создают предрасположенность к подобным проблемам и в будущей жизни. Возможно, мы сумеем избежать их последствий здесь и сейчас, но рано или поздно окажемся с ними лицом к лицу.
По материалам книги Фроули Давида "Аюрведическая терапия".