Существует семь уровней или планов проявленного бытия - семь сфер творения: Божественный план универсальной Великой Сущности (Маха-таттвы), план волевой силы вселенной (Ахам-кары) и пять планов Панча-танматры (Панча-маха-бхута-таттвы) - пять сфер стихий великих первоэлементов творения.
Семь миров группируются в три сферы - низшую, высшую и высочайшую. Три из семи планов - мир смертных (Бхух), обитель мертвых (Бхувах) и обитель ограниченных (Свах) именуются тремя низшими мирами (Адхо-трилока). Их постижение - в пределах инструментальных возможностей той функциональной части человеческого сознания, которая именуется интеллектом и является несколько более развитой формой интеллекта животного.
Доминирующей фазой состояния сознания в мире смертных является бодрствование. После физической смерти осознание человека попадает в Бхува-локу, где доминирует состояние сна со сновидениями. Потаенные желания, надежды и страхи человека обретают форму, становясь реальностью этой обители перманентного сна и порождая в осознании образы ощущений - райских наслаждений или же адских страданий.
Люди, обладавшие при жизни светлым умом и блестящим интеллектом, зачастую минуют переходный план Бхува-локи и после смерти попадают прямо в Сва-локу. Там они наслаждаются ощущением счастья, которое порождается их устремлением к осмыслению сложных абстрактных идей и склонностью к пребыванию в устойчивом состоянии глубокого размышления либо реализованными в процессе жизни добродетелями, а затем входят в состояние глубокого покоя - сна без сновидений.
Большинство обычных людей также имеет шанс войти в Сва-локу и оставаться там некоторое время, в зависимости от большей или меньшей степени осознания божественности своей собственной природы - свойства, которым человеческие существа обладают от рождения. Однако затем душе придется возвращаться в мир смертных - Бху-локу, воплотившись в рожденном существе для достижения более высокого уровня развития интеллекта и сферы эмоций.
Мы можем отчасти проникнуть в тайну души - инструмента ума. Но для досконального ее изучения человеку необходимо добиться осознанного пробуждения высшей разумности - или интуиции - Буддхи - того уровня ума, который управляет процессами трансформации и совершенствования интеллекта. Мир Буддхи начинается с уровня обители великих - полубогов (Маха-лока) - сферы ощущений. В Маха-локе выделенный и рафинированный интеллект совмещен с интуицией - Буддхи, формируя качественно новое образование - мудрость. Три наивысших мира объединяются под одним названием Урдхва-трилока - три высочайших плана, которые также относятся к сфере интуиции - Буддхи. Они находятся вне пределов досягаемости интеллекта и прочих низших функциональных инструментов ума.
Вслед за этим победой над желаниями и страстями обретается свобода от привязанностей к объектам и явлениям материального мира - мира формальных проявлений, которая дает право войти в Урдхва-трилоку. Самоосознание существа, пребывающего в сфере Урдхва-трилоки характеризуется отсутствием каких бы то ни было негативных моментов. Высшее наслаждение и высшее знание становятся основными свойствами состояния ума, необходимость возвращаться к страданиям и боли новых воплощений исчезает.
Итак, человеческая эволюция не ограничивается планом земного существования - миром смертных, а продолжается в более высоких мирах - сферах истинного бессмертия, которые не могут быть постигнуты разумом в его ограниченной форме обычного человеческого интеллекта.
Человек остается вовлеченным в эволюционный процесс до тех пор, пока не осознает истинную сущность своей божественной природы. Прохождение человеческим существом эволюционной последовательности воплощений именуется линией эволюции личной или индивидуальной души. Состояние ума подавляющего большинства воплощенных человеческих существ нынешней эпохи суть неведение - Авидья. Это значит, что превеликое множество людей в современном мире не осознает своей истинной природы. Потому для достижения полноты самоосознания человек должен развить в себе качества Бога до того уровня, когда они могут быть осознаны. За счет этого человеческое существо превратит себя в реальное воплощение истинного знания. И тогда ограниченность личной воли, скованной законами безрадостного бытия земной сферы, сменится свободой универсальной воли мира Божественного Вдохновения.
Животные в человеческом облике, вовлеченные ныне в демоническую драму ненависти, пороков и войн, могут тем самым преобразовать себя в высшие существа и играть надлежащую роль в небесной драме. Единое - Божественный Творец объектного мира - имеет бесконечно могущественное намерение отрешенно узреть себя в наилучшем из своих творений. Намерению этому суждено исполниться в земном мире лишь тогда, когда величие Творца полноценно проявится в человеке - Его собственном концентрированном воплощении. К настоящему времени в деле решения грандиозной задачи реализации в человеке Бога сделан лишь первый шаг, растянувшийся на последние десять тысяч лет развития человеческой цивилизации.
Изложенные выше построения, касающиеся устройства мира и множественности планов бытия, не являются ни абстрактными теориями, ни умозрительными заключениями, основанными на отдельных догадках авторов древних Священных Писаний. Это - трактовки практических результатов, достигнутых йогинами в ходе экспериментальных исследований других миров с целью постижения Высшей Истины. Будучи воплощенным в физическом теле - смертном человеческом теле, образованном самой грубой формой плотной материи - йогин тем не менее обладает способностью посещать высшие планы или другие миры в тонких телах. За счет этого он обретает непосредственный опыт постижения Высшей Истины - тайны, скрытой за внешней видимостью творения.
По материалам книги Шри Свами Шивананда "Йогатерапия. Методы лечебного применения йогической практики.".