Разделы
X
Разделы на Главной
X
Лучшие 10 статей
X
Лучшие 10 упражнений
X
Алфавитный указатель - Словарь Йоги
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я

Словарь Йоги, литера "О"

Словарь йоги (16/700)

Облака и Солнце

Урок образов Облаков и Солнца заключается в том, что подлинное Я сияет непрерывно, но оно скрыто тучами, порождаемыми недостатками низшего ума, или личности, так что сквозь них не только нельзя увидеть этот свет, но и невозможно насладиться его властью. См. Символические Образы.

Обязанность

То, что человеку следует делать; общий способ правильной жизни человека и правила его конкретных действий в отдельных ситуациях. Закон дхармы выше закона кармы (см.), ибо последний в каждый момент времени окружает человека реальными обстоятельствами, после чего возникает вопрос о том, как же человек собирается себя вести в этих условиях. Его первейшими обязанностями являются обязанности перед самим собой, так как он в долгу перед самим собой за свои собственные способности, и только с их помощью он растет как человек. Его вторая обязанность — любить ближнего своего, своим сердцем и своими действиями, исполнять свой социального долг и рабочие обязанности, которые представляют собой его вклад в общее благосостояние, то есть тоже являются службой на благо общества. Его третья обязанность — обязанность перед Богом, ибо жизнь и смерть существуют только в целях предельно осознанного достижения единства с Божественным. См. Дхарма.

Оджас

Чистая сущность всех дхату тела; сверхтонкая сущность капхи; поддерживает жизнеспособность, силу и иммунитет. Оджас привносит блаженство и осознавание в умственную деятельность, управляет иммунной функцией тела. Его истощение может привести к смерти.

Оккультизм

Знание, относящееся к тому, что пребывает вне восприятия органов тела, то есть обычными способами невидимого и невоспринимаемого (адришта), и приложение этого знания к практической жизни.

Оковы

В буддизме — десять недостатков, которые необходимо преодолеть. См. Архат.

Олень, Слог, Мотылек, Рыба и Пчела

Урок образов этих пяти животных заключается в предупреждении о потере осознанности и бдительности под влиянием пятью органов чувств, ибо охотники соблазняют Оленя сладкой музыкой, а Слона ловят в тот момент, когда он с великим удовольствием чешет спину о дерево; Мотылек, Рыба и Пчела завлекаются зрелищем, вкусом и запахом соответственно. См. Символические Образы.

Ом

Величайшая мантра (см.), или слово власти. Верно произносенное достаточно развитым человеком, это слово, являющееся выражением божественной силы, привносит великую гармонию в тело и разум. Его ментальный эффект гораздо сильнее, когда это слово произносится не вслух, а умственно, однако в любом случае, оно должно звучать не очень громко и в "плавающей" форме, без усилий.

Это слово состоит из трех букв: А, У и М. Гласные "а" и "у" сливаются в "о". "М" произносится без разжимания губ, то есть назально, и продолжается согласно представлениям и интуиции произносящего. Теория слова "Ом" заключается в том, что первый звук "а", образуется в задней части рта, последний звук, "м", издается с помощью губ, а "у" является плавным переходом между ними; таким образом, слово покрывает весь спектр возможных гласных. Поскольку гласные несут основную силу речи, а согласные представляют собой только ограничения или приложения этой силы, целиком слово является выражением акта творения, указывающим на присутствие Творца; в нем проявляется весь цикл творения, ибо "а", "у" и "м" связываются с божественными силами, или функциями, которые символизируются тремя девами (см.), богами: соответственно Брахмой, Вишну и Шивой.

Патанджали советует ученику повторять это слово не просто ради повторения или вырабатывания привычки, но с мыслями, направленными на его суть. Учитель говорит, что медитация даруется для двух целей — для достижения понимания природы личного сознания и для преодоления препятствий к обретению высшей созерцательности.

Ом произносится благоверным индусом в начале любой молитвы и гимна, любых слов, выражающих благоговение и восхищение. Он произносится также и в конце, иногда дополненный трехкратным "шанти" (см.).

Ом Тат Сат

Эта мантра упоминается в "Бхагавад-Гите" как используемая "учениками Брахмана" в начале различных предприятий и деяний. "Тат" ("То"), указывающее на Брахмана, напоминает ученику о высоких побуждениях, и таким образом помогает ему отбросить все, что их недостойно. "Сат" ("творение", "существо") напоминает ему о Добре, пронизывающем все сущее, и таким образом освящает и облагораживает то, что ученик делает, и придает деянию характер ишвара-пранидхана (см.).

Освобождение

Освобождение духа от связи с конечным, или проявленным существованием, что также подразумевает прекращение цикла рождений и смертей. Буддисты используют термин нирвана (см.), а Патанджали — понятие кайвалья (см.).

Причина обусловленного существования, неведенье (авидья, см.) также исчезает, подобно сновидению после пробуждения, когда воцаряется полное знание, или просветление, ведущее к освобождению. Это окончательное духовное достижение, предназначенное человеческому существу, однако оно не может произойти автоматически, ибо человек добивается его в своем существовании. См. также Мокша.

Основы Знания

Существуют три основы знания: ощущение, восприятие (пратьякша), умозаключение, вывод (анумана) и надежное свидетельство, проверка (агама). Интуиция относится к внутреннему восприятию. См. Восприятие, Умозаключение, Свидетельство.

Осознание

См. Апарошанубхути; Сознание; Чит; Атмавидья; Освобождение; Кайвалья; Мокша; Нирвана.

Остановка Ума

Патанджали говорит, что остановки низшего ума (читта-вритти-ниродха, см.) можно достигнуть несколькими способами, а именно:

  • Если у человека есть или был собственный надежный оккультный опыт, или если он воспитал развитую высшую чувствительность (включая телепатию, ясновидение, яснослышание, психометрию, интуицию, и пр.), возникает устойчивое и уверенное состояние разума. Активный мыслящий разум называется манас и отличается от низшего разума, читты, хранящего мысли и осуществляющего механическое течение мысленных ассоциаций.
  • Остановка ума развивается и посредством проявления спокойного внутреннего видения. Многие люди, закрыв глаза, способны видеть внутренний свет, приносящий ощущение покоя и уверенности. Иногда, в этом свете возникают образы, вначале случайные, но очень четкие и прекрасные. Как говорил древний учитель Вачаспати Мишра, человек может обнаружить этот свет, перенося свое сознание в область сердца. С его помощью он способен видеть мыслеформы. Манас сам по себе является внутренним видением, в котором возникают эти формы.
  • Для остановки, низший разум (читта) можно принудить вспоминать образы людей или существ, например, святых и адептов, достигших освобождения от желаний.
  • Остановке ума помогают опыты и практика сновидений.
  • Медитация на интересующих человека предметах тоже является помощью в развитии молчания ума.

Отречение

Отречение от обладания материальными ценностями и деятельности. Санньяси называется тот, кто отвергает плоды действий или действует вне желаний; при этом, однако, осторожно объясняется, что он должен действовать в соответствии с другим мотивом, а именно, согласно мудрости, с тем чтобы его деяния полностью входили в сферы даны (свободного даяния), яджны (жертования, то есть действия во благо других) и тапаса (сохранения правильного состояния собственного тела, речи и мышления).

В "Бхагавад-Гите" и других религиозных тесктах путь отречения описывается и рекомендуется как высочайший. Он являет собой отречение от любых желаний, наград и возмещений добра, которое творит человек. Это не означает прекращение активной деятельности во внешнем мире; наоборот, дары (дана), жертвы (яджня, см.) и тапас (см.) чрезвычайно необходимы.

Отрешенность

Отстраненность, отвлечение чувств от восприятия объектов. Часто можно заметить, что когда разум погружен в чтение или размышление, человек может не обращать внимания на громкий шум, зрительные образы, запахи, и т.д. Эту способность можно развить до уровня волевого контроля путем намеренного отсутствия любопытства, устанавливаемого как режим работы разума при подготовке к практике концентрации и медитации. Такую отрешенность можно упражнять, к примеру, прислушиваясь сначала к тиканию часов, а затем умышленно переводя фокус умственного внимания к другой теме. Тогда можно заметить, что на вскоре тиканье часов уже не слышно. Невозможно заметить как восприятие прекращает влиять на разум, так же как человек не способен наблюдать собственное погружение в сон. После некоторой практики становится достаточно простым отстранять внимание от нежелательных факторов восприятия в окружении, таких как шум позеда, лай собак, крики детей или звуки строительства неподалеку. Упражняясь в концентрации и медитации, человек сначала сознательно дает своему разуму и чувствам команду игнорировать внешние раздражители, с чувством уверенности в полном подчинении органов восприятия.

Офисная Йога

Офисная Йога специально адаптирована для коротких и непродолжительных занятий в условиях работы в офисе или на другом рабочем месте с компьютером. Это методика Хатха Йоги, позволяющая совершать простые асаны, не покидая рабочего места и затрачивая всего несколько минут в день, чтобы снять напряжение, создавшееся в процессе трудовой деятельности.

Офисная Йога предназначена для всех, кто проводит большую часть рабочего времени за письменным столом. Комплексы занятий компенсируют вред наносимым здоровью сидячим образом жизни и существенно экономят время.

Очищение

Очищения; разнообразные практики хатха-йоги, подобные мудрам (см.), однако их целью является скорее очищение физического тела, чем высвобождение физических способностей и сил. Во многих случаях они могут быть достаточно опасными. В раджа-йоге дхаути не необходимы. Очищения включают в себя следующие практики: заглатывание воздуха в желудок, недолгое удерживание и выпускание его через кишечник, а также выполнение той же процедуры с водой (соответственно, ватасара и варисара); многократные надавливания на пупок и кишечник вплоть до прощупывания позвоночника (агнисара); чистка зубов с помощью распушенной веточки или тростниковой палочки, как с порошком или землей, так и без них, и такая же чистка языка и горла (соответственно, дантадхаути и джихва-шодхана); растирание и надавливание лба в окрестности носа, постепенно переходящие на переносицу (капаарандхра прайога); полоскание горла (вама дхаути); заглатывание в пищевод и вытягивание ленты из тонкой ткани (васо дхаути); промывание прямой кишки водой (мулашодханам); втягивание воды через прямую кишку для промывания кишечника (джала васти); пропускание тонкой нити через ноздри и вытягивание ее через рот (нети); немигающий взгляд до тех пор, пока глаза не застилаются слезами (тратака); втягивание воды через нос и медленное выпускание через рот, и наоборот (вьют крама и шит крама).

© 2011-2015 YogaTrain.ru все права защищены