Бандха
Бандха в переводе с санскрита означает «замок», что и характеризует сущность их механизма влияния. Бандхи перекрывают определенные токи энергии и связанные с ними перемещения жидкостей внутри организма, поэтому чаще всего бандхи делаются при выполнении упражнений, изменяющих корпоральное давление.
Джаланадхара-бандха перекрывает движение энергии в голову и препятствует повышению внутричерепного давления в упражнениях, связанных с повышением корпорального, например, в кумбхаке. Действительно, «снимите» джаланадхара-бандху при выполнении кумбхаки и Вы почувствуете гидравлический удар в голову, т.е. резкое повышение внутричерепного давления, которое выразится в виде «зябликов» перед глазами или шума в голове.
Помимо описанного, уддияна-бандха оказывает позитивное влияние на органы брюшной полости за счет их механического массажа.
Муладхара-бандха уплотняет энергию в нижних чакрах. Она также делается во всех случаях, когда существует избыточное давление или избыточная концентрация энергии для того, чтобы препятствовать уходу энергии в землю. Кроме того, муладхара-бандха препятствует оттоку энергии муладхары, связанной с жизненной силой, на других людей. Если при общении с некоторым человеком Вы начинаете чувствовать резкое похолодение конечностей, озноб или ухудшение физического (не эмоционального!) самочувствия, вероятно, имеет место именно такой отток и мулабандха поможет устранить соответствующие симптомы. На механическом уровне муладхара-бандха стимулирует внутренние половые органы, способствует развитию интимных мышц, нужных мужчине для контроля семяизвержения, а женщине – для усиления оргаистических ощущений и внутреннего массажа мужского полового органа при сексе.
Бахиранга-Йога
Часть Раджа-Йоги Патанджали, включающая в себя пять так называемых «внешних» средств или шагов: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара. Иногда квалифицируется как подготовка к подлинной, высшей, Антаранга-йоге, куда входят ступени дхарана, дхьяна и самадхи (собирательно – самьяма).
Бестелесное состояние
См. Видеха и Пракритилайя, Развоплощенное Cостояние.
Бикрам Йога
Бикрам Йога – «Горячая йога», популярное в США течение, совмещающее йогу и сауну. Автор методики – индиец Бикрам Чоудхури, считает, что хатха-йога максимально эффективна в жарком индийском климате, но не при «комнатной температуре» Западного мира. Изобретение Бикрама оказалось настолько оригинальным, что привлекло общественное внимание.
Занятия Бикрам йогой проходят в нагретых помещениях с температурой воздуха 37-40 градусов по Цельсию. Классическое занятие состоит из 26 асан, которые выполняются в быстром темпе на протяжении полутора часов, и двух дыхательных упражнений. На занятия Бикрам Йогой стоит брать полотенце и бутылку воды — через 15 минут после начала тренировки одежда для йоги станет мокрой, хоть выжимай!
Разогретое тело быстрее обретает гибкость и растяжку, многие упражнения становятся безболезненными. Обильное потооделение очищает организм от токсинов и шлаков, способствует быстрому снижению веса. Упражнения Бикрам Йоги укрепляют мышцы сердечнососудистую и дыхательную системы организма. Последователи Бикрама утверждают, что его занятия облегчают боли в спине, избавляют от мигрени, помогают восстановиться после травм, помогают в лечении хронических заболеваний.
Бикрам Йога — для решительных людей, для тех, кто готов согнать с себя все семь потов, очистить свой организм, быстро похудеть и не боится за свое сердце. Осторожность стоит проявить людям с ослабленным сердцем и низким давлением. Судя по отзывам, на занятиях Бикрам Йогой у практикующих порой случаются головокружения и даже обмороки.
Бинду
Буквально: "капля", "крошечная точка". В произнесении слова "Ом" присутствует назальный эффект, так как губы закрыты и обычный звук "м" произнести нельзя. Этот звук называется нада и обозначается маленьким горизонтально расположенным полумесяцем над буквой "о". В чаше полумесяца ставится точка, обозначающая завершающую стадию нада, в которой звук становится очень тонким и постепенно угасает. Определение продолжительности этого звука полностью отводится человеку, произносящему Ом.
Бинду центр
Слово бинду происходит от санскритского корня бинд — «расщеплять, делить ». Это означает, что бинду является истоком индивидуальности; это точка, где единство впервые делится, порождая двойственность — мир множества форм. Это деление подразумевает ограничение знания, действия и так далее.
Бинду — это точка, не имеющая измерений, безразмерный центр. В санскритских текстах ее часто называют чидгхана — то, что укоренено в беспредельном сознании. Слово бинду также означает ноль или пустоту — шунья. Точнее, бинду — это врата к шунье. Однако ноль или пустота не означают полное ничто. Это пустота, которая содержит в себе полнейший потенциал. Фактически, слово шунья следует переводить не как «ничто», а как «невещественность» . Между этими двумя словами огромная разница. Состояние невещественности представляет собой чистое сознание. Следовательно, бинду является загадочной, невыразимой точкой сосредоточения, где сосуществуют противоположности — бесконечность и ноль, полнота и пустота. Бинду часто называют бинду висарга — «падающей каплей». Это означает, что бинду представляет собой одну из множества капель нектара, который постоянно просачивается вниз из сахасрары, первичного источника. Этот нектар орошает жизнь, это подлинная «живая вода».
Резюмируя, можно сказать, что бинду буквально означает семя, маленькую частицу, точку, и так далее. Это средоточие индивидуальности, как одушевленной, так и неодушевленной. Это космическое семя, из которого проявляется и вырастает все сущее. Это бесконечно малая точка, обладающая бесконечно большим потенциалом.
Биржа Мантра
Звук, связанный с таттва (см.), или материальным принципом чакр. Во время произнесения он сопровождается послезвуком, назальным "м", который обозначается на письме точкой над буквой "м"; таким образом, биджа мантра муладхары есть "ла", и вместе с послезвуком она составляет "лам", в котором завершающее назальное "м" (или "н") произносится со сжатыми губами (см. также Ардхаматра).
Это называют звуком вайкхари, но этот термин обозначает только его самое явное, материальное проявление; в нем заключена тонкая (сукшма) форма под названием мадхьяма; в том — еще более тонкая форма, пашьянти, а затем — точка, момент, в который в покое зарождается движение, — форма, именуемая пара. Таким образом, биджа мантра олицетворяет процесс проявления и материального воплощения первичной силы. Знак, обозначающий послезвук, называется чандра-бинду.
Бихарская школа Йоги
Основателем Бихарской школы Йоги является Свами Сатьянанда Сарасвати. Йогу данной школы еще называют Сатьянанда Йога. К особенностям методики можно отнести статическое выполнение небольшого количества достаточно простых асан. Акцент — на пробуждение кундалини — основной творческой силы, спящей в основании позвоночника. Большое внимание уделяется очистительным процедурам и пранаяме.
Одна из основных особенностей Сатьянанда Йоги — уникальная техника Йога Нидры, или йоги психического сна. Это вид медитации (сродни аутотерапии), осуществляемой лежа под диктовку наставника, когда тело расслабляется и сознание становится восприимчивым к внутренним переживаниям.
Занятия Сатьянанда Йогой направлены в основном на получение терапевтического эффекта — обретение здорового духа в здоровом теле. Уникальная техника Йога Нидры помогает встретиться со своими комплексами, старыми страхами, переживаниями, осознать их и отпустить раз и навсегда. По словам Сатьянанды, получая доступ к бессознательному, разум может использовать йога нидру для достижения совершенства в любой области.
Блаватская Елена Петровна
Блаватская Елена Петровна (1831-1891). Основатель и 1-й президент Теософского общества. Блаватская – одна из самых загадочных женщин XIX веке. Русская дворянка, путешественница и медиум, с детства она испытывала неодолимый интерес к мистике. Странствуя с 17 лет по разным странам, включая Тибет, с начала 70-х годов XIX века работает над созданием универсальной теории, обобщающей существующие эзотерические учения. В 1875 вместе с полковником Генри Олкоттом создает Всемирное теософское общество, которое с 1879 и по сей день находится в Адьяре (Мадрас). Свои идеи изложила в книгах «Разоблаченная Изида» (1875), «Тайная доктрина» (1888) и др. 8 мая 1891 Блаватская умерла, успев передать свои идее преемнице – Анни Безант. В настоящее время Теософское общество насчитывает до 200 тысяч человек в более чем 50 странах мира.
Благородный Восмеричный Путь
В буддизме — название дхаммы (дхармы), или способа жизни, ведущего к освобождению от страданий, которые так или иначе присутствуют в обусловленном существовании.
Этот путь разделяется на следующие восемь стадий:
Бог
Хотя идея Бога не входит в философию санкхьи, на которой основана раджа-йога, Патанджали вводит это понятие и определяет Бога как особую пурушу, неподверженную ни действиям, ни результатам действий ни одного из источников страданий (клеша, см.), то есть как независимую сущность, неограниченную во времени беспричинную причину всего, что она делает и знает, учителя первых учителей.
Можно сказать, что это пуруша, обладающая полной независимостью, или кайвальей (см.); отсюда следует, что йог, достигающий полной свободы, становится богоподобным. Адвайта веданта и "Бхагавад-Гита" явно говорят, что йог, достигая Освобождения (см.), становится единым с Брахманом (см.), который представляет собой ишвару, Бога. Далее в "Бхагавад-Гите" утверждается, что ишвара каждого человека является долей Брахмана, который есть первоисточник и первооснова всей своей сущности и своего бытия. Созерцание этой сущности и бытия является самым точным определением цели йоги, насколько ее вообще можно выразить словами. Патанджали рекомендует ученику повторять священное слово "Ом", которое указывает, но не именует ишвару, то есть направляет мысль именно к ее значению.
Бодха
Такие мудрость, знания или понимание, которые могут быть переданы другим в процессе обучения, изъяснены.
Бодхи
Совершенное знание. В буддизме: правильное понимание природы Запредельного. Это истинное восприятие является признаками бодхисаттвы или архата; последнему, однако, все еще необходимо совершенствовать его в кратком ряде воплощений, или, по некоторым источникам, в ходе нескольких перерождений в тонком теле, что сравнимо с телесным рождением.
Бодхи Йога
Бодхи (санскрит) — просветление, пробуждение или осознание. Произошло от глагола будх, что означает пробудиться, осознать, понять. Бодхи Йога — это техника просветления, научно обоснованная гармоничная система практик самосовершенствования человека.
Отличительная черта практики – осознанное применение универсальных, научно обоснованных и высокоэффективных методик работы с телом, эмоциями и сознанием для достижения просветленного состояния, когда устранены все негативные омраченные состояния на уровне физического тела, эмоций, желаний, мыслей, концепций, восприятия в целом.
Занятия по Бодхи Йоге разделены на три этапа:
Первый этап — укрепление здоровья. Очищения эмоционального плана и выделительных систем организма: работа животом - выпячивания, втягивания; комплекс асан начального и среднего уровня с короткой фиксацией около 3-5 дыхательных циклов в асане; дыхательные практики - пранаяма начального уровня; созерцательные практики тратака, медитация на чакрах; Йога Нидра.
Второй этап — оптимизация психофизического потенциала и гармоничная проработка энергоструктуры занимающихся. Практики очищения ума, очищение респираторной системы и поля восприятия; комплекс асан простого, среднего и сложного уровня с разными вариантами дыхания и бандх; пранаямы среднего уровня сложности; медитативные практики; йога осознанных сновидений.
Третий этап направлен на достижение устойчивого просветленного состояния тела и сознания. Практика трансформации основных психокомплексов, оптимизация состояния печени, почек и кровеносной системы; энергодинамические практики цигун; комплекс асан простого, среднего и сложного уровня в сочетании с пранаямами, бандхами и крийями; глубокая внутренняя работа с восприятием. Во всех практиках этого уровня учатся испытывать широкий спектр глубоких озарённых, а затем и просветленных восприятий. Используются медитативные практики, связанные с остановкой ума и проработкой структур подсознания; осваивается йога тонкого тела практики внетелесного осознания.
Бодхисатва
В мифологии буддизма существо, достигшее нирваны, но принявшее решение вернуться в материальный мир, чтобы спасти от страданий все живые существа (аналог христианского святого).
Боевая йога
Боевая йога – это система познания тонких энергий и пространств бытия, это проверенный тысячелетиями, эффективный комплекс гармонизации и настройки всех систем организма, соединения внешней и внутренней силы и различных типов дыхания. Боевая йога прошла тысячелетние испытания через боевые практики, а не через отвлеченные теории. Очень древняя йога и всегда молодая, такая необходимая для человека во все времена, особенно актуальна в наше время стрессов и гиподинамии. Много внимания в боевой йоге уделяется технике дыхания.
На начальном этапе освоения комплекса боевой йоги основное внимание уделяется снятию мышечных и суставных блоков, перенапряжений. Особенно, что касается спины и поясницы. Если поясница не расслаблена, сила в ногах отсутствует, а таз занимает неустойчивое положение.
На занятиях по боевой йоге вы научитесь правильно держать осанку, особенно в области таза и поясницы, что сделает комплекс упражнений боевой йоги одним из необходимых предметов для освоения при углубленном изучении боевых искусств. Также освоите правильное брюшное дыхание, повышенное пульсирование диафрагмы, при таком дыхании, вызывает массаж таких важных органов, как желудок, печень, селезенка, кишечник, оказывает на них исцеляющее воздействие.
Занятия боевой йогой влияют на регенерацию крови, происходит очистка организма от шлаков. Производиться освобождение позвоночника от «блокад» позволяет высвободить течение энергии по каналам и предотвратить застойные явления, снять зажимы и повысить чувствительность нервных окончаний. Стимулируется активность нервных окончаний и тем самым усиливается энергетический потенциал организма.
Божественное
Русские слова "диво", "удивительный" и английские слова "divinity", "divine" несут в себе древний глагольный корень санскрита "див", означающий "сиять". Сейчас они применяются для обозначения сияющего; не только в смысле видимого света, но и сиятельного, исполненного внутренним светом собственной силы, а не отражением сияния другого источника. Это Диво, Божественность означает первичную основу существования, или Бога, а также божественные признаки в человеке, ибо каждый обладает частью Божественного в самой своей основе. Это подлинная духовность, вне понятий разума и тела. Часто ее связывают с символом Солнца, так как Солнце излучает свой собственный свет, тогда как Луна, всего лишь отражающая свет Солнца, но не являющаяся сама по себе его источником, является символом ограниченного, Проявленного. См. также Девы; Бог; Путь к Богу.
Брамин
Член касты жрецов, высшей касты в индуистской системе.
Брахма
Это имя нельзя путать с Брахманом. Брахма, согласно "Пуранам", есть тот аспект Божественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения, в смысле возрождения и сохранения материальной стороны всех вещей; его можно также назвать субстанцией-силой, включающей материю, энергию и законы природы. Современные авторы определяют этот источник силы, субстанцию как энергию, воплощающую прошлое в настоящем, или всеобщий закон инерции (как инерции покоя, так и инерции движения). Этот цельный и устойчивый образ мира представляет собой область, подвергающуюся непрерывному изменению под воздействием всех инкарнированных разумов (которые относятся к Вишну, см.), а новая складывающаяся картина мира вновь становится предметом заботы и стимула существования Брахмы. Таким образом, мир представляет собой состояние "целенаправленного восприятия идей", а устойчивость и постоянство мира обеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Брахмы.
Символически Брахма изображается сидящим на полностью раскрывшемся цветке лотоса, длинный стебель которого произрастает из пупка Великого Божества, его источника. Таким образом, считается, что Брахма, эта основа, или Бог, и результаты его деятельности (материальная сторона вещей) облекаются силой и подчиняются задаче, поставленной Великим Божеством, которое есть необусловленная причина и первичная основа всего сущего. Слово "Брахма" происходит от корня, означающего "расширяться, распространяться". Из этого следует связь этой силы с материальной стороной существующего, которая характеризуется атрибутами протяженности и пространства.
Отношение йога к этому аспекту, или силе Божества является отношением противодействия, ибо йог стремится преодолеть в себе любую склонность к подчинению прошлому, и должен научиться управлять своим телом, эмоциями и низшим разумом (читта), а все эти явления представляют собой характерные свойства материального.
В целом, эта идея очень тесно согласуется с концепцией Трех Логосов, возникшей в гностических течениях Греции, Ближнего Востока и у ранних христианских гностиков.
Брахма-Сутра
Приписываемый великому мудрецу Бадараяна, или Веда Вьяса известный сборник изречений, в которых излагается принципиальное учение "Упанишад" в отношении Брахмана. Второе название книги — "Веданта-сутра". Ей посвящены обширные объяснения множества классических комментаторов. В этих сутрах, или афоризмах, большую роль играют так называемые "великие речения", такие как "Сарвам кхалвидам Брахма" ("Воистину, все есть Бог") в одной из "Упанишад", или "Экам сат випра бахудха ваданти" ("Есть лишь единая Реальность — или Бог, — но мудрые говорят о ней различно" в "Риг-Веде".
Брахмавидья, Брахмаджняна
Знание Брахмана.
Брахман
Единая абсолютная сущность, чистое сознание и неомраченная радость, блаженство, которое является первоосновой и источником всего сущего и представляет собой единое Я всего существующего. Целью ведантиcтской йоги является воссоединение с этой сущностью. О чистом состоянии Брахмана говорят, что он не обладает никакими качествами (ниргуна), но в силу того, что Брахман является основой и первичной субстанцией всей Вселенной во всем ее разнообразии, он также обладает всеми качествами (сагуна).
Таким образом, когда о Брахмане мыслят в связи со Вселенной, Его называют Сагуна. Другим термином для обозначения этого является Шабда Брахман. "Шабда" означает звук или слово; таким образом, подразумевается, что первичной силой Вселенной является звук, реализуемый в виде Слова, или указания (Логос греческой традиции). При переходе от Ниргуна Брахман к Сагуна Брахман проявляются определенные силы, шакти (см.). В школах тантра-йоги и в народных традициях эти силы представляются в виде Богинь, которые полностью соответствуют трем великим девам: Шива, Вишну и Брахма (см.).
Брахмачари Йога
Брахмачари Йога — система упражнений, включающих статическое выполнение асан и динамические комплексы «Сукшма-Вьяяма» и «Стхула-Вьяяма». Брахмачари Йога ведет начало от знаменитого духовного учителя и йогина Махариши Картикейи, но стала известной благодаря его ученику Дхирендре Брахмачари. Сегодня традиции Брахмачари хранит его преемник — Бал Мукунд Сингх, йогашала которого находится в Дели. Еще один известный ученик Брахмачари — швейцарец Рейнхард Гамельтхаллер преподает приближенно к традиции, но называет свой стиль Кундалини Йогой.
Большое внимание уделяется подготовке тело к работе в асанах — очистительным процедурам — шаткармам и двум видам динамических упражнений:
Система асан школы Брахмачари практикуется в основном в статике и содержит несколько необычных упражнений, которых нет в других методиках. Хорошо поставлена техника прогибов назад. Много асан на концентрацию внимания, активацию внутренних органов и раскрытие грудной клетки (считается, что тело западного человека заблокировано в области сердца из-за климата и социальных факторов). Особое внимание уделяется воздействию на нижнюю чакру, Муладхару, что, как считается, приводит к поднятию мистической силы Кундалини.
Практика разогревает и укрепляет мышцы, связки и суставы, увеличивает эффективность работы легких, улучшает кровообращение и работу нервной системы, очищает тонкие энергетические каналы — нади, является прекрасным средством для всестороннего развития. Регулярно практикуя Сукшма-Вьяяму, можно почувствовать, что тело стало другим, что оно наполнилось тонкой энергией.
Брахмачарья
Целомудренное поведение. Четвертая форма воздержания ямы. В первую очередь, это понятие относится к воздержанию от сексуальных актов и подавлению полового влечения. Однако, в соответствии с общей идеей о том, что во время ученичества человек должен воздерживаться не только от сексуальности, но и от любых проявлений потворства чувственным страстям, направленным на услаждение органов восприятия, а также в соответствии с остальными четырьмя формами воздержания, которые должны восприниматься в их самом широком смысле, принцип брахмачарья можно описать как поведение, отстраненное от чувственности вообще.
Существует распространенное убеждение о том, что при воздержании в мыслях и действиях та энергия тела, которая обычно растрачивается на сексуальные мысли и половые акты, может накапливаться, преобразовываться и использоваться в высших целях.
Брахмачарья переводится как безбрачие, религиозные занятия, воздержание. Однако понятие Брахмачарья - это скорее состояние ума и духа. Правильнее сказать, что это контроль над влечениями. И холостяк, и семьянин могут одинаково заниматься йогой. Более того, все законы морали рекомендуют женитьбу. Многие йоги и мудрецы древней Индии были женатыми и имели семьи. Они не уклонялись от социальной и моральной ответственности.
Брахмачарья запрещает беспутство, и с этим нельзя не согласиться. Соблюдение этого принципа дает запас жизненных сил, энергию, сильный интеллект. Брахмачарья - дорога мудрости.
Брахмин, Брахмана
Представитель высшей касты. Однако "Ваджрасучи Упанишады" и другие писания веданты используют термин не для обозначения социального положения, но как определение человека, непосредственно осознающего, что он есть атма, и вследствие этого не проявляющего эгоизма и привязанности к объектам внешнего мира.
Будда
Существо, достигшее совершенства своего буддхи, или просветления, и ставшее абсолютно свободным от оков проявленного состояния, как объективного, так и субъективного.
Будда, из учения которого возникла религия буддизма, был человеком глубочайшего интуитивного знания и доброты, живший около 2500 лет назад в Индии и преподававший истины, познанные им в просветлении. Его фамильное имя было Гаутама, а собственное — Сиддхартха. Сам он именовал себя Татхагата, что означает "Тот, Кто Прошел (гата) Этот Путь (татха)", то есть, тот, кто завершил благородный восьмеричный путь (см.), сбросил десять оков (см.), достиг Нирваны (см.), и теперь является воплощением самой мудрости (бодхи).
Буддхи
Мудрость отличается от простого знания, ибо представляет собой знание природы одушевленного. Мы обитаем среди двух типов объектов — материальных вещей и живых существ, в частности, среди человеческих существ. Для нас дорого — нам нравится — то, что приносит нам добро. Однако наибольшую ценность среди всего вокруг представляют сосуществующие рядом с нами люди — величайшие и лучшие "вещи". Без них наши жизни действительно были бы несчастными. Те нежные чувства, которые мы испытываем к ним, уже нельзя называть словом нравиться — они становятся любовью, во всех формах ее проявления, от дружелюбия и доброй воли до огромной привязанности. Предельная осознанность жизни окружающих нас живых существ есть мудрость (буддхи); проявлением этой мудрости является также оценка значимости любого живого творения только с точки зрения его благополучия (см. также Карма-йога; Антахкарана).
Буддхи-Йога
Форма йоги, особо выделяемая в "Бхагавад-Гите". На практике, в исходном варианте этого писания на санскрите практически всюду, где Учитель упоминает йогу без дополнительного определения, имеется в виду именно буддхи-йога. Это та йога, которую он объясняет своему ученику, Арджуне, в самом начале, а позднее утверждает, что посредством ее практики люди достигают Брахмана. Когда ученик спрашивасил, что случается с человеком, который верит в йогу, но которому не удается ее завершение, ибо он недостаточно одержим ею, Учитель ответил, что человек, потерпевший неудачу в йоге, будет в следующем воплощении рожден в семье добрых людей и там получит все буддхические достижения своих предыдущих жизней, и ему вновь понадобится пытаться овладеть йогой. Учитель добавляет, что йог пребывает выше аскетов, выше людей знания и людей действия, заканчивая главу словами: "Так будь же йогом!" Упоминание буддхи-йоги в этом фрагменте является предельно ясным. Изучающие "Бхагавад-Гиту" могут самостоятельно убедиться в истинности этого, перечитав главу II, 39-41 и 48-53; главу X, 10; и главу XVIII, 57.
Бхава
Означает тип внешнего, проявленного состояния бытия. Среди человеческих существ, различают три формы бхавы:
Нетрудно заметить, что эти три группы прямо соответствуют делению людей по их предрасположенности или склонности к тамасу, раджасу и саттве.
Бхагавад-Гита
Великое священное писание Индии, в котором описывается божественно просветленный духовный учитель, излагающий свое учение искусства одухотворенной жизни выдающейся личности из касты воинов. Произведение состоит из восемнадцати глав, каждая из которых относится к определенной сфере человеческой жизни; в нем показываны примеры того, как в различных обстоятельствах жизни человек может быть целостным и одновременно совершенно гармонично играть на всех пяти струнах (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) арфы своего существа. Основными темами книги являются братство и прогресс человечества, эволюция человека до самых глубин Божественного, которое есть неомраченное счастье.
"Гита" означает "песнь", или "то, что напето". "Бхагават" является понятием, выражающим высшее почтение; в нем "бхага" означает "солнце", его чистоту, силу и сияние, а "ват" ("вад" перед мягкими согласными) выражает притяжательность, так что целиком это слово означает того, кто солнцеподобен или богоподобен. В "Бхагават-Гите" Шри Кришна, преподаватель учения, именуется Бхагваном (номинативная форма от "бхагават" мужского рода). Таким образом, в совокупности название "Бхагават-Гита" можно перевести как "Песнь Бога", или "Божественная Песнь", как назвал ее в своем известнейшем переводе сэр Эдвин Арнольд.
Бхакти
Вера, преданность. Обычно понимается как вера в Бога, особенно привязанность к Богу как к источнику всего доброго, как к верховной Щедрости и Добру. При созерцании этой доброты возникает поклонение, чувство взаимосвязи и единства с Добром, которая простирается далеко за пределы той осознанной привязанности, дружбы и любви, которая связывает нас с другими человеческими существами (см. буддхи), развиваясь до подлинного осознания Божественного.
Другими словами, в нас природно заложены способности и свойства (1) осознания вещей вокруг посредством дара чувств и понимания их посредством дара мышления; (2) осознания окружающих нас живых существ и их понимания путем дара любви; (3) осознания Божественного и понимания Его путем веры, преданности и почитания. В истинных вере и поклонении, разумеется, нет места ни эгоистичности, ни выпрашиванию милостей, но только восторг и любовь к Богу; в равной степени вера не допускает понимания Бога ни как огромного материального, обладающего телом существа, ни как великого сверхчеловека или сверхразума.
Однако, размышляя об этих чувствах, нельзя забывать о том, что они приносят человеку нечто новое, по природе своей лежащее вне двух привычных для нас форм бытия, материального и ментального. Именно поэтому великие святые и мудрецы, которые обрели этот опыт, неспособны описать его, так как его невозможно сравнить с чем-либо когда-либо испытанным; тем не менее, они утверждают: "Теперь мы достигли подлинного существования, истинного сознания, и настоящей радости, по сравнению с которыми все, что мы испытывали до этого, не заслуживает даже названий существования, сознания и радости." Разве не удивительно, что люди способны развиться до подобного уровня, и что многие лучшие представители человечества достигли его, причем объявили вершиной мудрости поиск Добра — и Бога — в любой сфере опыта?
Подлинные вера, преданность и поклонение не допускают эгоизма или ожидания наград, но как и в настоящей человеческой любви, единственным соображением которой является счастье любимого человека, в них роль играет только желание счастья Бога (если это можно так выразить), хотя в обоих случаях любовь дарит великое счастье также и любящему, даже если иногда, из-за неведения, она может сопровождаться страданиями.
Бхакти Йога
Бхакти Йога — йога преданного служения Богу — это один из четырёх основных видов йоги (Бхакти Йога, Хатха-йога, Карма-йога и Джняна Йога). Согласно индуистской философии, практика Бхакти Йоги считается самой легкой и действенной формой йоги в наше время, доступной всем практикам без исключения.
В древннем трактате «Бхагавата-пурана», Бхакти Йога превозносится выше даже состояния мокши — просветленного. Знаменитая «Бхагавад-гита» оценивает Бхакти Йогу выше трех других видов йоги.
Практика Бхакти Йоги заключается в том, чтобы ежесекундно помнить о Боге, как о господине, друге, сыне или возлюбленном. Это кажется на первый взгляд проще, чем отжиматься на коврике, но на самом деле требует полной отдачи, тотального внимания что трудно осуществить, если мысли погружены в повседневную суету. Самые распространенные методы Бхакти Йоги — представление Бога как личности (иначе к нему трудно обратиться), повторение имени Бога, подношение Богу каждого цветов и пищи, которая сначала предлагается Божеству, и только потом вкушается человеком.
Бхога Кала
Искусство наслаждения жизнью. Дословно переводиться «бхога» - наслаждение, «кала» - время.
Бхрумадхья
Бхрумадхья - в йогических текстах означает психоэнергетический центр, находящийся на уровне межбровья. Одна из шестнадцати адхар. Проекция Аджна Чакры. Существует множество техник, связанных с этим центром, например, созерцание в нём прохладного сияния Луны. Концентрация на этом центре стабилизирует внимание и успокаивает все виды волнений в теле и уме. (аналогичное наименование: бхрумадхья-чакра, бхрумадхьядхара)
Бхуджангасана
"Поза Кобры". Человек ложится лицом вниз; ладони упираются в землю близко к плечам; затем, опираясь на руки, человек поднимает вверх только голову и плечи — настолько высоко, насколько он способен выгнуть спину.