Я
Понятие Я имеет в йоге два принципиально различных значения. Существует подлинное Я — атма, или пуруша (см.) — и ложное Я, физическое тело и разум, которое в результате огромной ошибки человек считает своим настоящим Я. Развитие такой персональности очень легко наблюдать в процессе роста ребенка: вначале он обладает сознанием высокого уровня, но не имеет мыслей о себе самом как о сущности или о чем-либо ином в мире, но затем он постепенно выстраивает свою персональность, узнавая, что он может и что не должен делать, слушая, что о нем говорят другие, и даже просто глядя в зеркало, пока не приходит к уровню взрослого человека — чрезвычайно обусловленному, включающему стереотипы внешнего вида, профессии и множество привычек тела, эмоций, способов действия и образов мышления.
Развитая личность полезна для мира и общества, но йог не рассматривает ее как самого себя, и когда он обретает ясное понимание различия между своим подлинным Я и ложным Я, он постепенно все меньше интересуется последним, после чего клеша (см.), которые образуют ложное Я, слабеют и улетучиваются, тогда как медитации йога на истинном Я уводят его прочь от вопросов "Кто я? Что я?", которые были необходимы вначале, и таким образом открывают путь интуиции и проницательности, связанной с его подлинной сущностью. Он вплотную приближается к тому моменту, когда Природа уже не может научить его ничему новому, следовательно, он уже не нуждается в новых инкарнациях, и — самое главное — сила его сознания становится твердой и мощной в самой своей природе, а подлинное Я обретает Освобождение (кайвалья, см.).
В дополнение к характеристикам бытия, знания и счастья (сат-чит-ананда, см.), Я часто определяется как неомраченное, незапятнанное (нирмалатва) и вечное (нитья). Некоторые добавляют также шесть негативных характеристик: Я (1) не существует (в категориях бытия проявленного мира, субъективно либо объективно); (2) никогда не было сотворено; (3) не развивается; (4) не изменяется; (5) не разлагается; (6) не прекращает своего существования. См. также Низшее Я; Высшее Я; Не-Я; Сверх-Я.
Яджнопавита
Священная тройная нить, которую носят брахмины (см.) — посвященные Брахману). Когда ее одевают впервые, над ней произносят слова: "Одень яджнопавиту, высшую, святую, сотворенную вместе с Праджапати (отец всех живых существ), дарующую долголетие, являющую само совершенство. Да пребудет с тобой и Сила и Свет." Эта тройная нить является символом и напоминанием о тройственности Брахмана. Однако йог отвергает ее значение, ибо он знает, что сам по себе является неразрушимым Верховным Брахманом. Он носит это внутреннее знание.
Яджня
Жертва, жертвование. В йоге это понятие не означает ритуальное жертвоприношение. Оно указывает на принцип жизни, наиболее полно изложенный в главе III "Бхагавад-Гиты", в которой говорится, что в жизненном цикле Природы все создания питают и поддерживают друг друга, а среди высших существ, включая самого Вишну, надлежащим образом существования является по своей воле отдавать то, что имеешь, во благо всего мира (лока-санграха).
Это связано с идеей о том, что исполнение семейных, социальных и профессиональных обязанностей в правильной форме рассматривается как чрезвычайно важная составляющая религиозной жизни. Даже достижение качеств совершенной личности не должно преследовать эгоистичное удовлетворение; не должно быть таковым и накопление знаний, распространение которого описывается как "превышающее любую материальную жертву". Неэгоистичность ни в коей мере не представляет собой противоположности личного счастья; наоборот, она возвышает четыре формы счастья — телесное, эмоциональное, умственное и этическое — и прокладывает путь для пятого, духовного, единственного абсолютно неомраченного и чистого. Когда проявляется духовность, она стирает все наслоения страдания со всех окружающих, так что в своем результате путь "жертвования" является также и путем к счастью.
Яджнявалкья
Великий риши, или провидец древней Индии, о котором говорится в "Брихадараньяка Упанишада". Он жил около трех тысяч лет назад и обучал философии и йоге. Особенно примечательно его доктрина о том, что все существует для Я (атма), которую он изложил своей жене Майтрейи.
Яма
Воздержание; пятью формами Воздержания являются воздержание от причинения вреда, лжи, стяжательства, чувственности и алчности. Воздержание приводит йога к согласию с окружающим миром, даже если сам мир не пребывает в согласии с ним. Когда говорят о четвертом воздержании, обычно делают особое ударение на сексуальном поведении. Эти пять принципов должны пониматься как воздержанность мыслей, слов и поступков.
Результатом успешной практики пяти форм Воздержания являются отсутствие какой-либо враждебности, эффективность речи и действий, простота в получении необходимого, развитие силы и воли, требуемых для обучения йоге, подлинное понимание сути событий и внешних обстоятельств. Существует распространенное убеждение в том, что подобный человек не беспокоится ни о чем, за исключением последствий своих собственных возможных глупостей и ошибок.
Янтра Йога
Янтра Йога — одна из систем тибетской йоги, принадлежащая к традиции буддизма. Ее отличают от хатха-йоги, несмотря на то, что европейский стиль преподавания Янтра Йоги приближен к нашему привычному пониманию «тренировочного» процесса.
Источник Янтра Йоги — трактат «Союз солнца и луны» великого учителя Вайрочаны, жившего в 8 столетии нашей эры, одного из воплощений Будды. Учение будды Вайрочаны распространилось на Западе благодаря войне в Тибете. Спасаясь от междоусобицы, в 60-х годах, учитель Чогьял Намкай Норбу покинул монастырь и, попав в Италию, стал преподавать Дзогчен (Учение Великого Совершенства) и его часть — Янтра Йогу, йогу в движении.
В отличие от Хатха-йоги, где асана — основной элемент, в Янтра Йоге делается акцент на координацию движения и дыхания. В этом процессе практикующий учится воспринимать в единстве все, а главное — собстенное тело речь и ум, то, что составляет его сущность.
Янтра Йога содержит 108 движений (по числу канонических текстов Будды). Выполнение их всех заняло бы часов 10, но для занятий делают выборку на 1,5 – 2 часа. Половину занятия длится разминка, которая готовит мышцы к практике асан.
Янтра Йога напоминает хатха-йогу и цигун, но способ вхождения в позы отличаются. Многие движения Янтра Йоги выполняются мужчинами с одной стороны, а женщинами — с другой. Большое внимание уделяется технике «правильного» дыхания (считается, что практикующие Янтра Йогу живут долго, потому, что правильно дышат).
Движения и дыхание Янтра Йоги упорядочивает течение энергии в теле, позволяя уму обнаружить подлинное равновесие и расслабление, необходимое для настоящего созерцания, медитации. Янтра Йога заряжает энергией и успокаивает мысли, совершенствуя практикующего и все, что его окружает в жизни. Янтра Йога обладает терапевтическим эффектом, приводя в гармонию пять элементов человеческого тела: пространство, воздух, огонь, землю и воду. В этом смысле Янтра Йога очень похожа на аюрведу.