У-вэй
«Недеяние» или «действие недействием». Одно из основных положений даосской этики, заимствованное впоследствии китайским и японским буддизмом. Принцип недеяния – это неповреждение природы вещей и естественного хода мировых процессов. У-вэй можно назвать «нетворческим» методом – не сотворением чего-то нового, что может прервать Путь, а выявления того, что заложено в природе. Принцип «у-вэй» связан с пониманием Абсолюта как неподвижного центра всего, середины. Недаром все три учения – даосизм, буддизм и конфуцианство провозглашают закон среднего или нулевого пути: восьмиричный в буддизме. Срединный в конфуцианстве, естественный – в даосизме. В классической йоге, близкой даосизму в понимании естественности, деяние недеянием – единственный способ продвижения в самосовершенствовании.
У-шу
«Боевая техника». Современное название древнекитайских методов рукопашного боя. Самое древнее упоминание об у-шу встречается в «Книге песен» «Шицзин», датируемой XII веком до нашей эры. У-шу имеет огромное количество стилей и школ. Исторически существовали три центра у-шу: уданьское направление, сформировавшееся на базе даосизма; шаолиньское, происходящее от Бодхидхармы, включающее в себя около четырехсот разновидностей основных стилей, и эмейское, наиболее позднее.
Удана
Вьяю (см.), жизненный ветер, приписываемый горловому центру (см. Вишуддхи Чакра), который связан с горловым сплетением и, по-видимому, отвечает за работу мышц груди, осуществляющих дыхательные движения, и за деятельность легких. Этот ветер имеет бледно-голубой цвет.
Уддияна
Упражнения мышц брюшного отдела (см. Мудра).
Удовлетворение
Удовлетворение. Оно требуется от практикующего йогу как один из пяти обрядов ниямы (см.), предписываемых повседневной мирской жизни.
Узлы
Буквально: "узлы". Существуют три грантхи: чакры в основании тела (муладхара чакра), в области сердца (анахата чакра) и в междубровье (аджня чакра). Утверждается, что в своем путешествии вверх по позвоночнику кундалини должна пробиться через эти узлы. Первый иногда называют узлом Брахмы, второй — узлом Вишну, и третий — узлом Шивы. Они указывают на три стадии, через которые должно пройти человеческое сознание для полного избавления от всех оков и достижения совершенного единения со своим подлинным Я. Первая стадия соответствует первым трем чакрам (связанным с физическими и эмоциональными проявлениями и функциями низшего ума).
Вторая стадия соответствует следующим трем чакрам (связанным с разумом, буддхи и ахамкара, среди которых фокусом является буддхи как связанное с восприятием действительного сознания, в отличие от ощущений материального существования, которому сознание предается в низшей области первых трех областей). Третья стадия связана с подлинным Я, пребывающем вне действующего сознания. До тех пор, пока сознание рассматривает самое себя как действующее (мыслящее, любящее и проявляющее волю), оно находится в зависимости от этих действий, выполняя их и наслаждаясь ими; в этом проявлении его иногда называют высшим Я. Но оно должно пробиться сквозь эту преграду путем самого высшего различения (вивека), разрушающего последние остатки того неведения (авидья), по причине которого сознание ошибочно принимает высшее Я за подлинное Я. Йог становится ведантистом в тот момент, когда его мышление и понимание достигают окончательного восприятия и отдаются своей собственной власти, освобождая таким образом сознание, которое познает самое себя таковым, каково оно есть.
Умеренность
В "Бхагавад-Гите" говорится: "Йога недоступна ни ненасытному, ни избегающему пищи; ни чрезмерно спящему, ни истощенному бессонницей. Йога есть избавление от страданий лишь для того, чье питание и отдых умеренны, чьи усилия соразмерны деяниям, чей сон и бодрствование уравновешены".
Умерщвление Плоти
Умерщвление плоти не поддерживается ни одним из классических текстов по раджа-йоги и хатха-йоги. Наоборот, в них часто превозносятся совершенство и красота тела. См. Совершенства Тела; Тапас; Умеренность.
Универсальная Йога
Это авторский стиль йоги, разработанный Андреем Лаппой, одним из наиболее квалифицированных и опытных преподавателей йоги на территории СНГ. Этот стиль йоги основан на глубоком знании структуры человеческого существа и на всеобщих законах преобразования этой структуры.
Согласно традиционным представлениям Йоги, человеческое существо состоит из семи тел, которые называются оболочками или Майя Коши. Эти оболочки или формы имеют названия: физическая, энергетическая, психическая, ментальная, духовная, каузальная и не имеющая формы будхиальная. Целью Универсальной йоги является достижение гармонии и баланса между этими оболочками, а также между человеком и окружающей средой. Для развития и совершенствования этих оболочек Универсальная йога располагает богатым арсеналом практических методик. Можно практиковать упражения для каждой оболочки в отдельности, однако для ускорения процесса в Универсальной йоге сочетаются различные элементы упражнений, которые оказывают влияние одновременно на несколько оболочек.
Серии специальных упражнений развивают подвижность тела во всех направлениях. Они содержат статические и динамические упражнения, которые укрепляют и растягивают основные группы мышц. Эти серии помогают освоить базовые навыки йогических техник повышенной сложности, а также оказывают гармонизирующее влияние на сознание практикующего.
Универсальный Стиль включает в себя лучшие стороны других существующих авторских стилей йоги и личные эффективные практические находки, а также весь жизненный опыт, имеющий отношение к Йоге. Этот стиль не имеет никаких жестких и неизменных вариантов практики, ограничивающих индивидуальное творчество практикующих. Последователи этого Стиля вольны изменять и направлять практику по своему усмотрению за исключением двух фундаментальных правил: они должны всегда оставаться свободными и сознательными.
Унмани
Состояние транса, или абстрагирование, отстранение от тела; результат кечари мудра (см. Мудра) и подобных ей практик. Унмани иногда называется "сном йоги".
Упадана
Неизменная субстанция, или материал, из которого состоят все предметы (подобно тому, как все горшки сделаны из глины, а украшения — из золотого слитка) и которое есть ничто иное, как сам Брахман.
Упадхи
В философии понятие "упадхи" означает отличительную особенность. По отношению к человеку это подразумевает любые следы его пребывания в различных сферах жизни, его тело с точки зрения его выражений, внешности и тех признаков, по которым человека знают и узнают. Человек обладает тремя такими телами, или состояниями бытия: причинным, или каузальным (карана упадхи), тонким (сукшма упадхи) и грубым, или плотным (стхула упадхи). Эти тела называют также шарирами (см.) или дехами (см.), и в этом значении все три понятия синонимичны.
Рассматривая типы отличительных свойств, на которые разделяются все проявления человека для внешнего мира, можно выделить четыре основных формы: саньджня (состояние разума в самом глубоком смысле); гуны (качества) человека; его крийя (действия, поступки); и джати (статус относительно множества разнообразных условий жизни). Последнее (джати) является проявлением кармы (см.) человека; крийя представляют собой его текущие действия, совершаемые посредством физического тела (стхула); гуны являют собой качества, определяющие тонкое тело (сукшма), а саньджня есть его существо, состояние бытия, то, что современным языком можно назвать эволюционным статусом человека, а на языке древности — степенью пробужденности, завершенности пути, совершенства.
Упанишады
Составляющие часть Вед тексты, которые в основном посвящены наиболее мистическим учениям — природе Брахмана и отношениям человека и Брахмана.
Упанишады являются философской часть Вед, описывающая природу человека и Вселенной, и единение индивидуальной души, или сути, с Абсолютной Душой; название происходит от приставок "упа" (рядом) и "ни" (внизу), добавленных к корню "шад" (сидеть), что означает сидеть рядом с гуру для получения духовных наставлений.
Упарати
Исчезновение личных желаний, одно из шести достижений (см. Шатсампатти).
Упорядоченность
Упорядоченность, порядок; качество, или сила Природы (гуна, см.), заставляющая предметы сохранять их взаимные отношения и реакции после того, как они установлены. Означает также закон природы, порядок в ней. То же понятие используется иногда применительно к разуму, так как его деятельность направлена на установление порядка в природе, как например, при изготовлении часов, в которых разные части механизма пребывают в согласованных отношениях, или при развитии физических тел человека и животных. В человеке этот порядок проявляется в незаметных и согласованных функциях дыхания, кровообращения, пищеварения — непрерывных обыденных процессах, хорошо скоординированных и помогающих друг другу. Более широким примером может быть явление наследственности.
Уравновешенность Разума
Уравновешенность разума. В "Бхагавад-Гите" говорится: "Саматва называется йогой." Это соответствует учению о том, что мудрый человек с одинаково ровным настроением воспринимает все разнообразие оыпыта, который ему приносит карма. Это предполагает полное отсутствие любых враждебных или недовольных ощущений и состояние разума, при котором человек способен увидеть доброе и полезное во всем и обрести лучшее, что возможно извлечь из любого опыт. Конечно, это дополняется спокойствием разума, необходимым в йоге.
Успех и Неудача
Человеку рекомендуется одинаково ровно и спокойно, без восторга и угнетенности воспринимать и успехи, и неудачи. В конце концов, они представляют собой всего лишь предельные формы всех тех явлений, которые происходят в любой момент времени, а человек всегда должен быть бдителен не только по отношению к необычным или крайним формам событиям. Йог учится также тому, что с точки зрения и горизонтальной эволюции тела и разума, и вертикальной эволюции сознания успехи и неудачи одинаково важны. Из собственных и чужих ошибок можно извлечь — и на практике извлекается — не меньше, чем из успехов. Проигрыши и ошибки — наши уроки, и единственным преимуществом успехов являются вызываемые ими ободрение и воодушевление.
Однако йог обладает внутренним источником побуждений, поэтому неудачи не подавляют его и не мешают ему извлечь всю пользу из полученного урока. Важным, разумеется, является только то, что мы делаем, но не сам результат. Даже в школе или институте ученик или студент, заинтересованный в изучаемом предмете, достигнет необходимых знаний; мысли об отметках, успехах и неудачах, будут для него только препятствиями и источниками беспокойства. Шри Кришна говорил Арджуне: "Заботься только о том, что делаешь сейчас, но не об успехе завершения."
Ученик
Существуют три уровня учеников гуру, или учителя: высший (уттама), средний (мадхьяма) и низший (атхама). К высшему типу принадлежат теученики, которые понимают намерения учителя и полностью выполняют их; к среднему уровню относятся ученики, испрашивающие и исполняющие специальные указания учителя, а ученики низшего ранга еще не способны в полной мере выполнять все указания своего учителя (см. также Шишья и Гуру).
Учитель
В древних текстах практикующему йогу часто напоминают о желательности получения информации и указаний от гуру, или учителя. Слово гуру буквально означает "важный человек", тот, чьи слова ценнее самых уважаемых установленных и общепринятых принципов; он не диктатор, но советчик. В современном мире роль гуру по большей части исполняют книги, и многие люди достигают больших успехов в своей практике различных направлений йоги, если следуют книгам с внимательным внутренним различением и умеренностью.