Разделы
X
Разделы на Главной
X
Лучшие 10 статей
X
Лучшие 10 упражнений
X
Алфавитный указатель - Словарь Йоги
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я

Словарь Йоги, литера "А"

Словарь йоги (89/700)

Абсолют

То, что нельзя описать ни в терминах материи, ни в понятиях разума, но что тем не менее является источником и первоосновой обоих. Он не является пустотой, ибо пустота есть нечто присущее материальному миру. Его можно рассматривать как чистое сознание, так как сознание осознает и материю, и разум; однако наше обычное сознание, различающее их как два явления, а не как единое целое, не понимает своей подлинной природы, зная только свое отражение в этой двойственности материи и разума. Сознание способно прийти к истинному знанию, в чем и заключается цель йоги. Абсолют можно также назвать жизнью, ибо именно жизнь есть то, что возникает в сознании, когда встречаются материя и разум; таким образом, Абсолют может быть испытан в совершенном слиянии этих двух явлений, то есть в совершенной, утонченной и полной, неограниченной жизни, которая также является целью йоги.

Абсолют является целью практической йоги, так как йог учится не ставить перед собой некие конкретные цели, но наоборот, ожидать чего-то, о чем он прежде не имел представления. Он обращает свой взор к этой Сущности (пуруша), которая существовала, по словам "Риг-Веды", "когда не было ни существующего, ни несуществующего", но которая тем не менее "включает в себя всю Вселенную и, пожертвовав собой, сотворила "Веды" и все сущее". Йог, следующий этой цели на своем пути, получает награду более насыщенной и полной жизни, но не обязательно в виде материального богатства или высокого умственного развития, ибо они представляют собой лишь относительную свободу; он обретает также радость, более утонченную, чем несовершенные удовольствия тела и несовершенное счастье ума; эта наполненная жизнь есть обещание и преддверие света самой цели. Cм. также Брахман; Сат-Чит-Ананда; Саччидананда.

Абхинивеша

Стремление к обладанию, которое иногда сводится к привязанности к телесной, воплощенной жизни. Включает в себя влечения и неприятия в форме стремления к вещам и материальной жизни и страха потерь и смерти.

Абхьяса

Упорная практика, нацеленная на неуклонное и решительное освоение йоги.

Авадхута

Авадхутой называют человека, полностью преодолевшего двойственность материального мира. Авадхуты, освободившись от всех мирских страданий и обязанностей, живут и действуют, ни к чему не привязываясь и ни о чём не беспокоясь. Это чистые и простые, как дети, личности. Авадхута не отождествляет себя со своим телом и умом — он достиг наиболее чистого уровня сознания, доступного индивидуальной душе (дживе) в человеческом воплощении. Авадхуты играли заметную роль в истории ряда традиций индуизма, таких, как йога, веданта и бхакти.

Аварана

См. Майя.

Аварохан

Аварохан — нисходящий психический канал, который начинается в бинду, идет вперед к аджна чакре, а затем вниз по сушумне в позвоночнике, по очереди проходя через активирующие точки всех чакр и заканчиваясь в муладхаре.

Арохан и аварохан соединяются друг с другом в бинду и в муладхара чакре. Вместе они образуют в теле психический контур неправильной формы, отчасти похожий на сплющенное яйцо. Весь этот контур показан на прилагаемом рисунке.

Два психических канала Арохан и Аварохан

Эти два психических канала широко известны во всем мире, особенно в мистических кругах. Они используются в различных видах целительства. В акупунктуре существуют два типа пранических проводящих путей (меридианов) — нормальные меридианы (называемые сей ке) и аномальные меридианы (называемые ки ке). Эти пути — не воображаемые, а реальные тонкие проводящие каналы, по которым течет прана.

Авастха

Три состояния сознания, испытываемые каждым человеком:

  • Бодрствующее состояние (джаграт), в котором человек осознает объекты внешнего мира и способен думать и действовать в соответствии с этим осознанием;
  • Состояние сновидение (свапна), в котором существуют только субъективные, умственные образы объектов, отсутствуют контроль над этими образами, телесные страдания и удовольствия, а также сознательная оценка этих объектов;
  • Состояние глубокого сна (сушупти), в котором нет никаких образов, ни субъективных, ни объективных; есть только состояние блаженного покоя, о котором человек может помнить, проснувшись.

Иногда упоминается четвертое состояние (турия); считается, что во время третьего состояния, состояния сна, личность (джива), хотя и отдыхает в причинном теле (карана шарира), но все еще отделена от своего подлинного Я собственным неведением. Однако в этом четвертом состоянии, турия, это разделение преодолевается, и человек достигает чистого знания (шуддха видья). Помимо этого, существует также пятое состояние (турьятита), в котором наступает полное единение и тождество атмы (личного Я) и параматмы (общего Верховного Я).

Аватара

Изредка возникающая в истории человечества выдающаяся личность, душа, или разум которой уже неподвластны процессам эволюции и реинкарнации. Она намеренно воплощается в человеческом мире из духовной, или божественной Запредельности, высшего мира. Аватары возникают в определенные моменты развития человечества, когда необходимо изменить циклический ход событий истории, на которую аватара оказывает значительное и действенное влияние.

Аваччхеда

Отделенность, разделенность. В традиции веданты и джняна-йоги — величайшая ересь. Как скульптор способен увидеть еще не сотворенную статую в монолите мрамора, так все формы Вселенной являются вратами к беспредельному единству, когда они полностью видимы и познаны в йоге посредством самадхи. Прогресс чистой науки обнаруживает Единство Природы, и любое развитие знания есть все более проясненное видение этого Единства, так же как развитие любви представляет собой все более ясное его ощущение, а воспитание воли — все более мощное служение ему.

Авеша

Использование чужого тела. Чтобы обрести способности к этому, человек сначала должен ослабить причины привязанности к собственному телу (желания, стремления, привычки), а затем понять, каким образом разум использует тело (заставляет его разговаривать, ходить, и т.д.). Авеша может означать как простое влияние на чужое тело, так и полное обладание им.

Пример первого случая: ученик дает лекцию, во время которой учитель может помогать ему мыслями; во втором случае ученик полностью самоустраняется, а учитель пользуется его телом, оставляя свое собственное в спящем состоянии, или в трансе, или бодрствующим, но проявляющим только механические признаки жизни.

Второй случай сходен с явлением медиумизма, однако при этом ученик осознает происходящее и намеренно и добровольно не вмешивается в события. Примером предельной авеши является случай, когда йог становится очень старым и по каким-то соображениям нуждается в новом теле, а где-то, по естественным причинам или в результате несчастного случая, умирает ребенок или молодой человек.

Йог внезапно умирает, покидая свое старое тело, и входит в новое, избегая при этом необходимости проживания предшествующих юных лет. Умершее дитя оживает, и его родители могут заметить некоторые примечательные изменения в характере, поведении и способностях своего ребенка. В этом случае, переселяясь в новое тело, йог обычно теряет память и опыт своего предыдущего тела, хотя он может оказаться способным вновь осознавать их, пребывая вне тела во время сна или транса. Чтобы понять все это, необходимо принять во внимание, что развитый йог ведет обычно своеобразную двойную жизнь: одну в своем теле, а вторую — пребывая вне его.

Авидья

Неведение, незнание, невежество, ошибочное понимание. Это фундаментальная ошибочность восприятия временного как вечного, нечистого как чистого, болезненного как приятного, и Не-Я (анатма) как собственного Я (атма).

Авьякта

Буквально, "непроявленное". Происходит от глагольного корня, означающего "помечать", "украшать". "Вьяндж" означает проявлять или обнаруживать скрытое. "Вьякта", таким образом, означает внешне проявленное. Во внешнем проявлении Природы ее явления разворачиваются перед нами, и поэтому мы их видим. Мы не смогли бы видеть эти явления, если бы они проявлялись перед нами все вместе и одновременно, неразделимыми и едиными, так как в каждый отдельный момент мы способны иметь дело только с небольшой частью окружающего мира.

В этом заключается секрет жизни, ибо мы учимся жить именно посредством ограничения самой жизни, обретаем власть существования именно путем сужения полноты бытия и достигаем знания именно благодаря устанавливаемым рамкам процессов и областей познания — и наши сознание, мышление, любовь и воля развиваются, только раздвигая эти пределы ограничения. Принципом раджа-йоги и джняна-йоги является то, что в конце концов мы окажемся способными жить подлинно свободной жизнью непроявленного, неограниченного существования, вне двух величайших преград субъекта и объекта. См. также Запредельность; Пара.

Агни

Метаболический огонь, который обеспечивает тело энергией, необходимой для функционирования. Агни осуществляет терморегуляцию, переваривание, всасывание и усвоение пищи. Он преобразует пищу в энергию и сознание.

Агни-грантхи

Стихии огня — Агни-таттве — соответствует узел Агни-грантхи, ответственный за все проявления телесного огня. Его основные органы — желудок, печень, желчный пузырь, селезенка, поджелудочная железа и надпочечники. Кроме того, Агни-грантхи регулирует деятельность всех прочих органов и желез, имеющих прямое отношение к переработке пищи и получению энергии.

Если бы погасло солнце — великая обитель огня, — то органическая жизнь на Земле в любых формах, включая человека, вряд ли была бы возможна. Планета, вероятнее всего, превратилась бы в мертвую нас промерзшую глыбу безжизненной косной материи. Таким же образом сила, которую йогины именую лесным огнем, есть то, чем поддерживается и обновляется мир телесного бытия. В день, когда окончат разрушается сфера внутреннего человек погибает.

Функциональные соки и выделения органов Агни-грантхи, в традиции Йоги именуемые сокам пищеварительного огня, обладай огромной разрушительной силой меньшей, чем самые сильные кислоты. Их сила перерабатывает пищу, трансформируя ее в энергию, которая распределяется органами Вайю-грантхи и поддерживает жизнедятельность тела и его температуру, а также в пластический материал, из которого строятся ткани физического тела.

Лица с функциональным обладанием Агни-грантхи по психической конституции энергичны, настойчивы, целенаправлены и поистине неутомимы в труде. Как правило, им свойственны способности выдающихся лидеров. К людям такого типа относится подавляющее большинство сильных политических деятелей и военных руководителей высших рангов. Это те, чье призвание — борьба.

Нарушение нормального функционирования Агни-грантхи проявляются в злоупотреблении человеком своей природной силой, в склочности, похотливости и патологическом тщеславии, нередко внушающем отвращение даже самым близким их друзьям и родственникам. Малейшие неудобства или физическая боль иногда приводят такого человека в бешенство, однако ни владеть собой в конкретных ситуациях, ни, тем более, соблюдать диету он не в состоянии, так как не выносит никаких ограничений. Обычно расстройства в работе Агни-грантхи сопровождаются заболеваниями желудка, двенадцатиперстной кишки, печени, желчного пузыря и других органов пищеварительной системы, а также нарушениями кровяного давления.

Агни-Йога

«Живая этика», синтетическое учение, созданное супругами Рерих на базе инд. философской терминологии и оккультно-теософских спекуляций, выдаваемое за светскую морально-философскую доктрину, Претендует на роль очередной вселенской религии. В России имеет ярко выраженный сектантский характер, отличается нетерпимостью.

Агорапантхи

Йоги Агорапантхи, приверженцы бога Шивы. В средние века бродили по лесам и питались падалью, ибо все, что дано или взято Шивой – для них свято. В настоящее время эта секта практически исчезла.

Адвайта

Буквально: "недвойственное, недвусмысленное" — то, для чего не существует противоположности. Понятие используется в веданте по отношению к Брахману, который есть монистическая Реальность, обладающая характером Единства. См. также Двайта.

Аджапа Мантра

Непроизвольное или подсознательное повторение "Ханса, ханса..." (см.), осуществляемое в процессе дыхания; звук выдоха соответствует слогу "ха", а звук вдоха — "са". Такое циклическое повторение происходит около 21600 раз в сутки, то есть в среднем 15 раз в минуту. В этой связи интересно отметить, что у более подвижных животных дыхание более часто, например, у курицы оно составляет 30 вдохов-выдохов в минуту, у утки — 20, у обезьяны — 30, у собаки — 28, у кошки — 24, у лошади — 16, а у черепахи — всего 3.

Процесс дыхания часто рассматривается как отражение в человеческом организме того животворящего движения Вселенной, или Космоса, которое проявляется во всех периодических подъемах и спадах, приливах и отливах (см. Пралайя). Аджапа Мантра зачастую считается неосознанной формой молитвы или выражения веры и преданности, в которой ханса ("ахам сах") означает "Я есть То", а сохам ("сах ахам") означает "То есть Я". См. также "Тат Твам Аси".

Аджня Чакра

Колесо, или лотос в междубровьи. Он имеет только два лепестка, соответствующие звукам "ха" и "кша". Эта чакра связана с тем свойством разума, которое называют "шестым чувством"; кроме того, она принадлежит "лунной" области, и от нее вниз, вдоль всего канала течет "нектар", обостряя все органы чувств. Ее также называют тарака (звездная, звездоподобная).

Практика йоги по отношению к этому центру разделяется на два типа: мурти и амурти (оформленная и бесформенная). Первая, мурти, или тарака, вовлекает все органы чувств; но вторая, амурти, носящая также название аманаска ("вне мышления"), протекает выше чувств, фокусируется за междубровьем, и ведет к внутреннему зрению и знанию небесного мира, в котором обитает Индра. Посредством этой практики можно услышать голос духовного гуру. Биджа мантра (см.) этой чакры есть Ом.

Ади Йога

Ади Йога это учение Падмы Самбхавы о третьей стадии на пути к просветлению, когда практикующий видит свет. Различные ограничения и запреты, которые предписывались ученику на первых двух стадиях, уже становятся ненужными, так как он уже достиг состояния Будды, или Сиддхи. Учение Падмы Самбхавы является старым в том смысле, что содержащаяся в нем истина предшествовала всем вещам и всегда существовала. Поэтому его школа и называется ади или «первая».

Ади-Шеша

См. Ананта; Шеша.

Адхара

Буквальный перевод сосуд. Система из пяти элементов или оболочек, которые представляют собой физическое, витальное (жизненно-энергетическое), ментальное (мысленное), супраментальное (сверхмысленное) и духовное существо человека.

Адхи

Префикс, означающий "сверх-", "над-". Он присутствует, главным образом, в таких важных понятиях как адхиатма, адхидайва, адхибхута и адхияджня, а также в прилагательных, образованных от первых трех из них: адхиатмика, адхидайвика и адхибхаутика. Упрощенно, адхиатмическими проблемами и сложностями являются те, причина которых заключена в собственной личности (см. Атма), адхидайвическими — сложности, обусловленные воздействиями планет (см. Девы), а адхибхаутическими — повреждения, причиненные внешними силами, например, тигром или змеей. Последователь йоги увидит в этих причинах три всеобщие и основополагающие Силы всей Вселенной, поддерживающие соответственно сокровенное Я (атмика), разумный и жизненный аспект всего сотворенного (дайвика), и материальную сторону бытия (бхаутика). Он заметит также, что они соответствуют тройственной природе человека, в которой различаются дух, душа (или разум в его самом широком понимании, включающий волю, любовь и мышление) и тело.

Понятие адхикари применяется в йоге к тому, кто осуществляет исследования и практические упражнения с учетом этих трех понятий. Оно означает человека, умело направляющего свою деятельность в нужных направлениях, то есть опытного йога. В обычной речи понятие адхикари используется для указания на старшего в производстве, делового руководителя или управляющего какой-либо работой.

Адхибхаутикарога

Это болезнь, которая возникает из-за нарушения равновесия пяти элементов (земли, воздуха, воды, огня и эфира) в человеческом организме. Также так называют раны, наносимые живыми существами, например змеями, тиграми и т.п.

Адхидайвикарога

Это болезнь, которая передается по наследству от родителей детям или является следствием поступков в прошлом (судьбы). Также так называют болезнь, причиной которой является влияние планет.

Адхьяропа

Придание значения иллюзии, ложное восприятие, например, ошибочное восприятие лежащей на земле веревки как живой змеи (см. Змея и Веревка).

Адхьятмикарога

Это физическая или психическая болезнь, причиной которой является сам человек; болезнь, которая появилась вследствие неверного использования собственного организма.

Айенгар Беллур Крищнамачар Сундарараджа

Основатель международной корпорации Айенгар-Йоги, ученик гуру Кришнамачарьи из Майсора. Родился в 1916, в 60-е годы XIX в. создал институт йоги имени Рамамани Айенгар (Пуна). Оставаясь нетрадиционной, данная система получила широкое развитие на Западе, превратившись в бизнес. С 1989 Айенгар-Йога представлена в Москве, Санкт-Петербурге и т.д.

    На русский язык переведены книги Айенгара:
  • «Прояснение йоги» (1994)
  • «Пранаяма. Искусство дыхания» (1995)
  • «Древо йоги» (1999)

Акаша

Эфир — форма материи, еще менее плотная, чем воздух, как вода менее плотна, чем земля, а воздух более тонок, чем вода. Именно благодаря тому, что объекты мира окружены эфиром и взаимодействуют с ним, они обладают свойствами пространственной отделимости друг от друга и расстояния между собой.

Аква Йога

Знятия йогой, адаптированные для практики в воде. Такой способ практиковать йогу предложила пару лет назад Франсуаза Фридман, врач-терапевт Кембриджа. Теперь это новый хит европейских фитнес-клубов.

Аква Йога — это набор мягких упражнений, выполняющих те же функции, что и на суше, но практически без нагрузки на суставы, а значит, более безопасно. Упражнения йоги в воде выглядят совсем не так, как на суше. Их задача не в том, чтобы соблюсти форму асаны, а в том, чтобы выполнить его функцию — растяжение и укрепление мышц, массаж внутренних органов и дыхательная гимнастика. Для одновременной работы с телом и дыханием, в Аква Йоге применяются динамические асаны.

Аква Йога помогает сбросить вес, укрепить мышцы всего тела, не давая нагрузку на позвоночник и суставы. Правильное и равномерное дыхание во время занятий йогой в воде способствует улучшению работы всех внутренних органов и систем. Соприкосновение с водой включает в организме естественные механизмы расслабления. На суше для этого этого требуется время и разнообразные упражнения. В воде расслабление приходит само собой. 10 минут в Шавасане в воде несравнимы по воздействию с тем же временем Шавасаны на суше. Благодаря своему успокаивающему действию, Аква Йога снимает стресс, улучшает пищеварение, восстанавливает сон.

Аква Йога, как один из наиболее мягких способов работы с телом, вряд ли имеет противопоказания. Особенно хороши занятия для беременных и для молодых мам. Аква Йога поможет им снять внезапно возникшую в их жизни неравномерную нагрузку на позвоночник, успокоиться и почувствовать себя счастливой.

Актер

Урок образа Актера заключается в том, что, увлеченно работая над совершенствованием образа своей роли и проникаясь разнообразными проявлениями этой несуществующей личности, Актер может позабыть, что он лишь играет эту роль, но на самом деле его индивидуальность отличается от его образа на сцене. "Бхагавад-Гита" подчеркивает учение о том, что актер может достичь большего совершенства, безупречно выполняя свои собственные естественные обязанности в реальной жизни, но при этом он должен быть хозяином себя и не позволять импульсам низшего Я уводить его в сторону. См. также Символические Образы.

Акупунктура

Метод лечения, оздоровления, использующий воздействие на органы и системы человека с помощью специальных игл или без их через акупунктурные точки. Акупуктура является одним из самых популярных и востребованных направлений холистической медицины. В основе этой практики - работа с особыми акупунктурными точками на теле, расположенных вдоль энергетических меридианов с целью исцеления организма.

Алинга

То, что не обладает атрибутами или характерными признаками (линга). Таким образом, это Верховное Существо: Парабрахман в веданте, Парамашива в йоге, и Пара (Парама-Вишну) в "Бхагавад-Гите".

Аллигатор

Урок образа Аллигатора заключается в том, что человек, живущий только ради удовлетворения чувственных желаний собственного тела, подобен тому, кто вознамерившись пересечь реку, становится на аллигатора, спутав его с бревном. См. также Символические Образы.

Ама

Ядовитая субстанция (как на клеточном уровне, так и на уровне организма в целом), образующаяся из непереваренной пищи. Является первопричиной многих заболеваний.

Ананда

Блаженство, радость. Характеристика чистого сознания, которое есть первичная Реальность, субстанция всего сущего, именуемая Брахман (см. также Сат-Чит-Ананда; Саччидананда).

Понятие также используется для обозначения блаженства, испытываемого в анандамайякоша, когда сознание йога развивается до этого уровня.

Ананда Йога

Ананда Йога это Йога для пробуждения чакр и высшей осознанности.

Ананда Йога - путь Раджа Йоги. Ананда Йога работает с тонкими энергиями тела, динамически включая ум и чувства в нашу практику, и подчеркивает медитативный подход к Хатха Йоге. В широком смысле цель Ананда Йоги состоит в том, чтобы сделать тело союзником души в её стремлении к расширению осознанности.

Ананда Йога - мягкая йога - йога для всех. Не нужны ни особая гибкость, ни физическая сила. Это йога для любого возраста и практически любого состояния здоровья. Если Вы никогда прежде не занимались хатха йогой - проконсультируйтесь у своего врача - в каких пределах Вы можете задействовать свое тело в практике Ананды Йоги. Адаптация и модификация каждой асаны для возможностей и способностей практикующего - важнейший принцип Ананды Йоги.

Ананда Йога - йога высшей осознанности. Ананда Йога возвращает йогу к ее оригинальным духовным истокам. Сверх того, Ананда Йога поднимает Ваш уровень сознания через усиление естественных эффектов от асан хатхи йоги. И вместе с этим, Ананда Йога создана для гармонизации Вашего тела, Вашего сознания и Вашей души.

Что представляет собой практика Ананды Йоги?

Практика асан в Ананда Йоге очень мягкая для начинающих, становиться более требовательной с опытом. Эта практика, регулируемая изнутри, никогда не является агрессивной или аэробной.

    Первостепенные положения:
  • Безопасность и правильность выстраивания асан (учитывая естественные ограничения суставов и т.д.);
  • Все время быть в расслабленном состоянии, даже в момент напряжения;
  • Работать непосредственно с тонкими энергиями тела через йогические позы;
  • Использование поз для роста Вашего сознания;
  • Адаптация и модификация каждой асаны для возможностей и способностей практикующего, вместо того, чтобы пытаться через силу вогнать его в идеальную позицию.

Что делает Ананда Йогу уникальной?

  • Энергизирующие упражнения
  • Аффирмации

Энергизирующие упражнения - это серия из 39 специальных техник контролирующих энергию, разработанных Йоганандой, чтобы помочь практикующему развить, фокусировать и контролировать жизненную силу.

Каждая йогическая поза сопровождается уникальной аффирмацией, практикующейся молча во время выполнения позы. Аффирмация создана для усиления естественных позитивных эффектов поз на состояние сознания, включая мозг активно и непосредственно в практику асан.

Анандамайя Коша

Пятое тело согласно классификации системы Йоги Патанджали.

Духовная оболочка радости, внутренняя суть - самая объемная из пяти оболочек, в которые заключена душа. Анандамайя коша есть тело блаженства. Развитие и обуздание пятого тела Анандамайя Коши весьма трудно. Оно составлено из чистого блаженства, в размерах даже превосходя тело интуиции. Из тела блаженства вы можете прыгнуть в пропасть вашего бытия, в эту безграничность, в эту вечность.

Ананта

Буквально: "бесконечность". Имя, данное великому свернутому кольцами змею, на котором, согласно "Пуранам", возлегает Вишну. Он является символом вечности времени, эона — срока, или периода, в течение которого мысль в сознании Вишну развивается до совершенства, идеала, архетипа, или полного завершения.

Йогам иногда рекомендуют вызывать в своем разуме образ этой Бесконечности как начало сеанса медитативной практики, так как йоги в гораздо большей степени, чем остальные люди, не должны быть подвержены влиянию времени, но наоборот, должны осознавать, что занимаются той практикой, которая скорее создает время, чем отнимает его. Все, что называется временем, образуется общими действиями всей совокупности разумов. Другими словами, йог обладает безграничным и бесконечным во времени терпением и настойчивостью и занимается поставленной перед собой задачей до тех пор, пока она не решена полностью. Время помогает ему, так как в его распоряжении такое количество времени, какое ему необходимо.

Этого змея называют также Ади-Шеша, и изображают его тысячеглавым или, иногда, семиглавым. См. также Шеша.

Анатма

"Не-Я", то, что соответствует всему проявленному миру, как объективному, так и субъективному. Понятие используется как невраждебная в жизненных проявлениях противоположность высшему Я, черпающая из последнего свои силы до тех пор, пока наконец не созревает окончательное интуитивное прозрение (вивека, см.), после которого сознание освобождается от ошибок, или авидья. См. также Я.

Анахата Чакра

Колесо, или лотос на уровне сердца. У него двенадцать лепестков золотого (иногда утверждают, что ярко-красного) цвета, которые соответствуют звукам "к", "кх", "г", "гх", "н" (горловой), "ч", "чх", "дж", "джх", "н" (небный), "т" (церебральный) и "тх" (церебральный). Соответствующее животное — антилопа, символ чувствительности, мягкости и подвижной переменчивости сердца, или высшей любви, которая есть также и высшая мудрость. Это центр стихии воздуха, он имеет шестиугольную форму и темно-синий цвет. Соответствующая биджа мантра: йам.

Говорят, что человек, исполненный сознания своей индивидуальности, движется в этой чакре, как паук в пределах паутины, до тех пор пока он наконец не постигнет самую суть буддхи (см.). Божества, связанные с этой и двумя следующими чакрами, принадлежат типу Вишну, то есть связаны с милостью, добротой и гармонией, трем аспектам, представляемым Вишну, Шивой и Брахмой.

Прямо под этим центром, или прямо внутри его, расположен еще один, меньших размеров, с восемью лепестками, который часто используется для медитации на ишта-девана, или гуру (см.) безотносительно к другим чакрам и к кундалини. Обычной практикой при такой медитации является попытка размещения точки сознания в сердце (в отличие от обычной концентрации на или за междубровьем), и обнаружение или представление в этой точке идиллической сцены, подобной той, что описана в следующем отрывке из "Гхеранда-Самхита":

"Пусть он обнаружит в своем сердце бескрайний океан нектара, а в нем — прекрасный остров, созданный из сокровищ, покрытый песками из яркого золота с вкраплениями драгоценных камней, с прекрасными деревьями, опоясывающими его берега мириадами цветов, с невиданной красоты кустами, травами и тростниками в его центре, во все стороны света распространяющий ароматы, услаждающие чуства. Тот, кто вкушает сладость божественной завершенности, пусть увидит там самое удивительное дерево, на раскидистых ветвях которого растут фантастические плоды — четыре могучих учения, поддерживающих мир. Там плоды и цветы не знают ни гибели, ни печали, пчелы, жужжа, кружат вокруг них, и сладкоголосые кукушки поют им свои песни." Там, из прохладной тени его мирных беседок, виден ослепительный рубиновый замок, и тот, кто войдет в него, увидит восседающей на изысканном престоле свою осиянную драгоценную Любовь. Пусть он поселится там своим разумом, как предопределил его учитель, в этой Божественной Форме, в ее образах, в ее знаках."

Анга

Аспекты, ступени йоги. Восемью анга являются воздержания (яма), обряды (нияма), положения, или позы медитации (асана), управление дыханием в медитации (пранаяма), отстраненность от внешних ощущений (пратьяхара), концентрация (дхарана), медитация (дхьяна) и созерцание (самадхи).

Аннамайя Коша

Первое тело согласно классификации системы Йоги Патанджали. Тело пищи, земное тело, которое составлено из элементов земли и постоянно должно подпитываться пищей, потому что пища проистекает из земли. Если вы перестанете есть, ваше тело аннамайя коша вскоре умрет. Поэтому вы должны быть очень бдительны относительно того, что едите, потому что это будет воздействовать на вас миллионами способов, потому что раньше или позже ваша пища переварится, и она будет не просто пищей. Она войдет в кровь и плоть, в костный мозг, она будет вращаться в вашем бытии и будет воздействовать на вас. Поэтому чистота пищи создает чистую аннамайя кошу, чистое тело пищи.

Если первое тело чистое, светлое, нетяжелое, вам будет легко войти во второе тело, иначе это будет сложно, вы будете перегружены. Наблюдали ли вы картину того, что когда вы едите слишком много и тяжелую пищу, что с вами происходит? Немедленно вы начинаете чувствовать сонливость, своего рода летаргию. Вам хочется идти поспать, и ваша осознанность немедленно начинает исчезать. Когда первое тело перегружено, очень трудно добиться великой осознанности. Вот почему такое большое значение приобрели посты в религиях. Но посты — это наука, и вы не должны упрощать этот процесс. Вы должны принимать надлежащее количество пищи и пищу надлежащего качества. Если бы это было, вам посты были бы не нужны.

Антара

Термин обозначает: внутренняя часть, внутри, внутреннее.

Антаракумбхака

При пранаяме – задержка дыхания после полного вдоха.

Антаранга-Йога

Часть Раджа-Йоги Патанджали, объединяющая три завершающих ее ступени («анга» – в переводе с санскрита буквально «шаг», «антаранга» – «внутренние шаги»): дхарана, дхьяна, самадхи – иногда это называют «внутренними средствами», или собственно йогой, тогда как Бахирангаяма, нияма, асана, пранаяма – подготовительные действия, пратьяхара – водораздел между внешними и внутренними средствами йоги.

Антахкарана

"Внутренний Инструмент"; термин веданты для обозначения всего разума в целом, расположенного между Я (атма) и его внешним инструментом, телом. Антахкарана состоит из четырех подразделений: Аханкара: то, что идентифицирует как индивидуальные и принадлежащие данной личности все мысли и идеи, возникающие в разуме, в том числе идею собственной "персональности".

Буддхи: то, что дает оценку идеям и мыслям и содержанию тех фактов, которые они содержат. Манас: то, что сравнивает и классифицирует идеи и образы объектов в разуме; то, что размышляет о них. Читта: та часть разума, которая погружена во внешний мир и накапливает и сохраняет ментальные образы и факты; также называется низшим разумом.

Апавада

Избавление от адхьяропа.

Апаварга

Означает - освобождение от зависимости.

Апана

Вайю (см.), жизненный ветер, приписываемый самому нижнему центру (см. Муладхара Чакра), расположенному возле ануса и связанному с крестцовым сплетением. Апана отвечает за все процессы выделения из организма излишних материалов — в виде кала, мочи, пота, углекислого газа, и так далее. Этот ветер имеет красный или оранжевый цвет.

Апариграха

Отсутствие алчности — пятое из воздержаний ямы. Обозначает умеренность в приобретении, владении и использовании любых вещей: пищи, одежды и крова для тела; общения и дружбы для удовлетворения привязанностей, средств образования для разума. Такая золотая середина приводит человека к гармонии с внешним миром, или по крайней мере, с его ближайшим окружением. Средний путь является наилучшим, так как боль проявляется при приближении к двум крайностям, подобно тому, как вода в ванне может быть либо слишком теплой, либо слишком холодной, но для купания наиболее пригодна комнатная температура. Это воздержание не является тем же самым, что Удовлетворение, второй обряд ниямы, хотя оно и подразумевает принцип независимости от вещей и стремление позволить им приходить и уходить свободно, дабы человек мог жить "на лету", не заботясь о средствах существования.

Апариграха - не копить, не собирать, не принимать дары. Йогин тренирует свой ум не ощущать недостатка в чем-либо. Тогда все, в чем он действительно нуждается, приходит к нему без всяких усилий в надлежащее время.

О значении непринятия даров Шри Свами Нарайянананда джи Махарадж писал: Получить что-либо натурой или деньгами означает, что получатель остается с мыслью своей обязанности дающему, и, таким образом, его ум привязывается к дающему. Каждая такая привязанность делает ум нечистым и стягивает человека вниз. Однако в любом случае надо помнить о первостепенном значении соблюдения Ахимсы, ведь бывают случаи, когда отказ от подарков приносит вред дарующему.

Замечательный стих есть в Упанишадах, смысл которого сводится к следующему: отправляясь к Яме богу смерти, с собой не возьмешь ничего. Свами Йогонанда по этому поводу пишет, что 50 лет, прожитых в роскоши и удовольствии, не имеют никакого значения, если вслед за ними последуют три года болезней и страданий.

В целом принцип Апариграха можно определить как свободу от накоплений. Равнодушие к вещам дает йогину спокойствие.

Апарошанубхути

Прямое осознание, непосредственное познание. Никто не может обрести знание высшего Я, Бога ни путем логических умозаключений, ни благодаря чужим описаниям. Под умозаключениями можно понимать "знание об", но не то понимание и осознание, считающееся достижением йоги, которое представляет собой непосредственное, прямое знание, подобное непосредственному видению глазами материальных объектов. См. также Вивека.

Апнеа Йога

Апнеа Йога (апнэа - греч., «без дыхания») - методика развития человека на основе синтеза древних йогических техник и методов подготовки фридайверов - ныряльщиков в глубину на задержке дыхания.

Инновационной идеей при создании тренировочных упражнений и последовательностей в системе Апнеа Йога является системное использование задержки дыхания и управления вниманием для интеграции базовых йогических техник. В результате подобного синтеза самое простое упражнение превращается в мощнейший инструмент, изменяющий тело и сознание.

Основной принцип, вокруг которого строится практика в Апнеа Йоге, является дыхание и задержка дыхания – единственный «осязаемый» и мощный инструмент, позволяющий воздействовать на всю структуру человека одновременно, его физическое тело, эмоциональное состояние и ментальные кондиции.

Арамбхавастха

Первая стадия практики йоги. Состояние начала какой-либо деятельности, в этом случае под деятельностью подразумевается Йога.

Араньякапарва

3-я книга «Махабхараты», самая значительная по объему и разнообразная по содержанию «Махабхарата» – (санскр. Mahabharata – «Великое сказание о Бхаратах» или «Сказание о великой битве Бхаратов»), грандиозная героико-эпическая поэма, описывающая великое сражение, состоящее из 18 битв, происходящих в течении 18 дней подряд, этому сражению посвящены 4 книги эпопеи (6, 7, 8 и 9-я).

    Весь текст Махабхараты состоит из 20 книг-сказаний (парв):
  • Адипарва (Adiparva – «Начальная книга»)
  • Сабхапарва (Sabhaparva – «О собрании (царей)»
  • Араньякапарва (Aranyakaparva – «Лесная книга»
  • Виратапарва (Virataparva – «Книга о Вирате»)
  • Удьйогапарва (Udyogaparva – «Книга о старании»)
  • Бхишмапарва (Bhismaparva – «Книга о Бхишме»)
  • Дронапарва (Dronaparva – «Книга о Дроне»)
  • Карнапарва (Karnaparva – «Книга о Карне»)
  • Шальяпарва (Salyaparva – «Книга о Шалье»)
  • Сауптикапарва (Sauptikaparva – «О нападении на спящих»)
  • Стрипарва (Striparva – «Книга о женах»)
  • Шантипарва (Santiparva О «Об умиротворении»)
  • Анушасанапарва (Anusasanaparva – «О наставлениях»)
  • Ашвамедхикапарва (Asvamedhikaparva – «О жертвоприношении коня»)
  • Ашрамавасикапарва (Asramavasikaparva – «О жительстве в обители»)
  • Маусалапарва (Mausalaparva О «О битве на палицах»)
  • Махапрастханикапарва (Mahaprasthanikaparva – «О великом исходе»)
  • Сваргароханапарва (Svargarohanaparva – «О восхождении на небо»)
  • Хариванша – «Родословная Хари»
  • Бхавишья – «Пророческая»

Ардхаматра

Буквально: "полумера". Звук, завершающий слово Ом. Обычно это понятие применяется для обозначения краткого слога, указываемого точкой над словом Ом (см.).

Этот послезвук завершает также множество других мантрических слов. Часто его изображают точкой над "м" в конце слова. Некоторые пытаются передать его как назальное "нг", подчеркивая, что "г" при этом не произносится, однако "н" звучит так, словно за ним последует "г". Изображение в виде звука "м" указывает на то, что губы перед началом произнесения этого звука должны быть сжаты. В этой книге такое окончание любых мантр, в частности, упоминающихся при описании чакр, обозначается просто буквой "м": йам, лам, и т.д.

Арии

Арии (арьи, арийские племена) – буквальный перевод «чужак», «пришелец», более позднее значение – «благородный», «свободный человек». Есть гипотеза, что арийские племена проникли в Индию с юга Средней Азии либо даже из юго-восточной части территории Восточной Европы в средине 20-го тыс. до н.э.

Арохан

Арохан — это восходящий психический канал, который начинается в муладхара чакре, идет вперед к точке свадхистхана кшетрам в области лобка, затем проходит по изгибу живота к точке манипура кшетрам, вверх через анахата кшетрам к точке вишуддхи кшетрам на передней стороне горла и затем по прямой линии к точке бинду на затылке.

Арохан и аварохан соединяются друг с другом в бинду и в муладхара чакре. Вместе они образуют в теле психический контур неправильной формы, отчасти похожий на сплющенное яйцо. Весь этот контур показан на прилагаемом рисунке.

Два психических канала Арохан и Аварохан

Эти два психических канала широко известны во всем мире, особенно в мистических кругах. Они используются в различных видах целительства. В акупунктуре существуют два типа пранических проводящих путей (меридианов) — нормальные меридианы (называемые сей ке) и аномальные меридианы (называемые ки ке). Эти пути — не воображаемые, а реальные тонкие проводящие каналы, по которым течет прана.

Артха

Обозначает средство, польза, прок, причина, преимущество, побуждение. Термин обуславливает благополучие, как одну из целей жизни человека.

Архат

В буддизме — тот, кто достиг верного понимания природы Запредельного, и таким образом, готов к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти "оков", которые все еще ограничивают его, а именно: от желания пребывания в форме, желания бытия вне формы, духовной гордыни, самолюбия и последних проявлений неведения и ошибочности.

Для достижения условий, определяющих архата, новичок или ученик должен отбросить пять более простых оков, которые представляют собой (1) идею о важности тела и чувство привязанности к нему ради него самого; (2) сомнения и неуверенность относительно пути освобождения; (3) зависимость от внешних правил, форм и обычаев; (4) и (5) положительные и отрицательные оценки, являющиеся следствием прошлого опыта и проявляющиеся как импульсивные привычки и действия в настоящем.

Отсюда видно, что обычный человек должен освободиться от пяти объективных ограничений, а архат — от пяти субъективных ограничений (см. также Бодхи).

Асана

Положение, поза тела. Согласно Патанджали, она должна быть уравновешенной и приятной. Это достигается избавлением от усилий во время ее выполнения и правильным отношением разума, который перенимает это телесное равновесие путем размышления о совершенном и бесконечном покое, присущем основе всего сущего. При условии такого равновесия и покоя, которое предполагает отсутствие внутренних противоречий и затрат мышечной энергии, тело может очень долго пребывать в радостном состоянии, не уставая и не обращая практически никакого внимания на внешние раздражители.

Патанджали не описывает каких-либо конкретных поз, но более поздние авторы, в частности, принадлежащие к школе хатха-йоги, перечисляют 84 основных позы, четыре (иногда шесть) из которых особенно рекомендуются для использования в медитации. Если западный ученик предпочитает при этом сидеть на стуле, не существует каких-либо возражений против этого, однако для спокойной позы сиденье должно быть жестким и располагаться на такой высоте, чтобы нижняя линия бедер была строго горизонтальной, что позволяет нижней части ног правильно поддерживать вес верхней части ног и ягодиц.

Руки должны вертикально опускаться от плеч до локтей, а ладони — лежать на бедрах в удобном положении, в соответствии с длиной рук. Брюшная полость должна быть поджата; плечи без напряжения развернуты назад, обеспечивая максимальную свободу легким; шея и голова должны быть выровнены по воображаемой линии, как если бы человека подтягивало нечто сверху. Таким образом, человек должен сидеть прямо, а не опираться на стул; без жесткой натянутости тела, но скорее в максимальном расслаблении, которое постепенно становится полным, по мере того как достигается равновесие мышц шеи и спины (в большинстве случаев в обычной жизни нагрузка этих мышц распределена неравномерно), и это равновесие входит в привычку и больше не требует напряжения.

Позами, главным образом рекомендуемыми для медитации, являются сиддхасана, падмасана, свастикасана, вирасана и сукхасана. Следующие позы рекомендуются как упражнения, оздоравливающие тело и повышающие его гибкость: бхуджангасана, дханурасана, халасана, куккутасана, майюрасана, сарвангасана, шавасана, ширшасана, уграсана и врикшасана.

Позы последней группы принимаются обычно не настолько надолго, как позы медитации; они выполняются как физические упражнения — в некоторых случаях всего лишь несколько секунд. Разумеется, существует бесчисленное множество разновидностей каждой позы, так что практикующий может самостоятельно разработать те их модификации, которые наиболее пригодны именно для него.

Асат

Нереальное (см. Cат).

Аскетизм

См. Санньяса, Тапас, Умерщвление Плоти, Умеренность.

Асмита

Собственная индивидуальность, личность, эго. Ошибка, заключающаяся в том, что, наблюдая что-то, человек рассматривает самого себя как видящего, или наблюдающего, каковым на самом деле является чистое сознание, а не сознание, которое кому-то принадлежит, несмотря на то, что оно ощущается как нечто субъективное под названием Я.

Аспекты Йоги

См. Анга

Астейя

Нестяжательство. Третье из воздержаний ямы. Поскольку эта добродетель распространяется не только на действия, но и на мысли, она включает отсутствие скупости и зависти.

Астея - буквально неворовство, предписывает не домогаться чужого. Астея запрещает любые формы злоупотреблений. Ведь неправомерное обладание чужой собственностью причиняет боль другому человеку, что также является нарушением Ахимсы и делает невозможным духовное развитие.

Поскольку потребности йогина сведены к минимуму, то он считает нарушением принципов Астеи обладание вещами, в которых не испытывает действительной необходимости. Это тесно связано со следующей моральной заповедью.

Астральная йога

Астральная Йога предназначена для искоренения кармы в Астральном плане, подобно тому, как это делается с помощью Джняна Йоги в мире Явлений. Опыт Астральной Йоги совершенно отличен от того опыта, который вы испытываете при выходе из физического тела. Сознание человека, как правило, покидает физическое тело и наблюдает различные явления.

Напротив, человек входит в Астральный мир, перенося свое сознание в тело, называемое в Астральной Йоге Телом Вознаграждения. И тогда он действительно может сам переживать явления, а не просто наблюдать их.

К Астральной Йоге имеют предрасположенность те, кто всеми любим, или те, вокруг кого много людей, способных заявить: "Я могу умереть ради него".

Астральное тело

Астральное тело похоже на облако энергии, имеющее яйцеобразную форму. Это тело эмоций. Все наши эмоциональные конфликты, ссоры отражаются на физическом теле – оно слабеет. Суть астрального тела – это наши чувства, переживания, эмоции, представление о мире. Формирование астрального тела происходит в возрасте от 14 лет до 21 года. Считается, что на сороковой день после смерти человека астральное тело погибает.

Изучением астрального тела занимаются психологи, т.к. нервно-психическое состояние человека напрямую зависит именно от состояния этого тела. Цвет астрального тела изменчив – все зависит от настроения человека.

Асуры

В древнеиндийской мифологии высшие демоны, противостоящие богам. Они были мудры и могучи, владели тайнами волшебства и могли принимать различные образы или становиться невидимыми. Им принадлежали несметные сокровища в подземном мире, а в небе у них было три укрепленных города — железный, серебряный и золотой. Впоследствии они соединили эти три города в один, возвышающийся над землею; и они построили себе города в подземном царстве.

Некогда асуры были благочестивы и добродетельны они соблюдали священные обряды, и счастье пребывало с ними. Но потом они возгордились своей силой и своей мудростью и склонились ко злу, и счастье покинуло их и перешло к дэвам. Индра, властитель полубогов, сокрушил в битвах многих могучих асуров. Грозный бог Рудра, порождение гнева Брахмы, довершил их разгром, испепелив их волшебные три города, вознесенные над землею, и низверг асуров с неба.

И с тех пор асуры веду борьбу против дэвов, их целью является сместить дэвов и самого Верховного Господа. Асуры стоят выше по уровню людей это не простые материалисты, они обладают знаниями о Боге, но не признают власти Господа выступая против Божественного порядка, они всячески пытаются исказить знания о Боге внедряя материалистическую науку даже в наше общество. По Ведам в наш век Кали, в век раздоров и лицемерия силы зла действую скрытно, внедряя материалистическую науку в общество с помощью тайных сообществ и братств, орденов и тд.

Атма, Атман

Истинное Я, в противоположность ложному индивидуальному Я личности, которое человек считает собой. В философии веданты атма есть единый, присутствующий во всем сущем Абсолютный Дух, свободный от любой обусловленности и от любых признаков субъекта и объекта, от разума и от материи, хотя он часто проявляется в форме отдельных Я, дживатма (см.). Эквивалентным понятием в философии санкхья является пуруша (см.), однако пуруши рассматриваются не как единственный Дух, но как неисчислимое их множество. На этом высочайшем уровне мышления, однако, вне категорий разума и тела, Многообразие и Единство неразличимы. Существует еще один сходный термин, пратьягатман, который подчеркивает внутреннюю сущность атмы ("пратьяг" здесь означает "внутреннее").

Атма-дхьяна

Разновидность медитации, которая ориентирована на предмет высшей Сути.

Атма-Йога

Согласно "Бхагавад-Гите", это йога, в практике которой исчезает автоматизм низшего ума (читты), и низший ум становится управляемым; человек пребывает в радости в собственном Я, созерцая свое Я посредством его самого. Далее "Бхагавад-Гита" предлагает человеку, добившемуся того, что его высший разум (манас) обосновался в обители атмы, не думать ни о чем. Если манас блуждает, его необходимо вновь и вновь возвращать во власть атмы. Затем воссоединившийся с атмой йог легко поглощается безграничным счастьем связи с Брахманом. Он способен видеть атму в каждом живом существе и все живое — в атме; он видит единство всего вокруг. Видение Единого во всем, и в радостях, и в горе, является высшим достижением для йога.

Атмабодха

Буквально «постижение Атмана». Традиция приписывает авторство этого произведения индиискому философу-ведантисту Шанкаре. Текст создан примерно в 9-м в. н.э. Содержит 68 стихотворных строк (шлок) и упоминание о йоге.

Атмавидья

Самоосознание; то же что пурушаджняна. Никакой опыт "не-Я" не способен обеспечить знание Я, так как первое существует "во имя второго" (парартха), будучи создаваемым и разрушаемым, тогда как Я существует само по себе. Вот почему мы не способны видеть Я других людей, но только их тела, принадлежащие им предметы и их действия. Таким образом, йог, стремящийся к самоосознанию, или самопознанию, должен искать его вне разума.

Атхарваведа

Одна из четырех Вед, собрание магических формул, заклинаний (от Атхарван – имени легендарного жреца).

Аум

Величайшей из всех бинджа-мантр является слог АУМ. Он содержит в себе все прочие бинджа-мантры. Согласно индийской мифологии и йогическим учениям, весь наш мир вышел из звука АУМ, пребывает в нем и в нем исчезает. Таким образом, АУМ - это всеобщий звук, общее зерно, из которого происходят все прочие звуки. Буквы алфавита являются лишь эманацией слога АУМ, корня всех букв и звуков, он - как бы матрица всех звуков.

АУМ - это символ бога Брахмы. Мантра АУМ проясняет ум, раскрывает энергетические каналы и усиливает жизненную энергию, расширяет и очищает ауру. При сильном нервном возбуждении является успокаивающей мантрой. Наделяет силой все, на что она направлена. Кроме того, мантра АУМ усиливает все другие мантры. Поэтому рекомендуется сочетать произнесение других бинджа-мантр с мантрой АУМ. Например, АУМ ХУМ, или АУМ ГАМ. Мантра АУМ оказывает очищающее воздействие и помогает сознанию подняться на более высокий уровень.

Ауробиндо Шри

Ауробиндо Шри (Ауробиндо Гхош, 1872-1950) – сын врача, учился в Англии, завершил образование в Кембридже. Затем, изучив философское и духовное наследие, стал ярым националистом и боролся с английским владычеством в Индии методами террора. Будучи брошен в тюрьму, занялся там йогой и с тех пор навсегда оставил политику. В 1909 поселился в Пондишери и основал ашрам. В 1926 удалился от мира, появляясь перед своими учениками лишь раз в год. Создал учение так называемой Пурна-йоги (интегральной веданты). Завещал построить Ауровилль – город солнца, где в мире и покое сосуществовали бы представители всех мировых религиозных конфессий, но попытка не удалась.

Аффирмация

Аффирмациями называют позитивные утверждения, помогающие изменить наш образ мыслей и сформировать то будущее, к которому мы стремимся. Произнесение аффирмаций является эффективным способом достижения своей цели, счастья, любви, внутренней гармонии, здоровья и благополучия.

Аффирмации - это краткое позитивное утверждение, направленное на конкретный аспект вашего сознания и закладывающее новую программу, согласно которой подсознание строит свою работу и создает жизненные ситуации, соответствующие данной аффирмации по смыслу. Вы можете повторять аффирмаци по очереди или отдельно. Считается, что наиболее гармоничным является повторение аффирмаций числом, кратным трем: 3, 6, 9, 12 и т.д.

Ахам-грантхи

Энергетический узел волевой силы вселенной. Он локализован в голове примерно на уровне лба. Основными органами, к нему относящимися, являются подкорка, гипофиз, мозжечок и отдельные ограниченные участки больших полушарий. Главная функция Ахам-грантхи — управление восприятием и личностными проявлениями в сфере логического, творческого и инстинктивного разума, а также работой бытовых аспектов интуиции. Ахам — эго — правит всей нашей жизненной активностью, Ахам-грантхи отвечает за координацию работы всех других энергетических узлов — Висма-грантхи, Вайю-грантхи, Агни-грантхи, Апо-грантхи и Притхви-грантхи, стараясь, насколько это возможно, компенсировать недостаточность их функций и исправлять их ошибки.

Среди лиц с доминирующей функцией Ахам-грантхи — величайшие гении в области литературы, поэзии, великие ученые, философы, меценаты, деятели, отдавшие все силы и помыслы благу человечества, святые и пророки. При нарушении функций Ахам-грантхи в натуре человека проявляются коварство, бессердечность, скрытность, жестокость, хладнокровная агрессивность и воинствующая злонамеренность.

Ахамкара

Термин обозначает эго. Буквально переводиться «Я – Делатель», это та часть нашего существа, которая является активной и самоосознающей.

Аханкара

Буквально: "творец Я". Метафизически это понятие означает выделение в реальности, которая есть Единство, чего-то отдельного, или части. В этом заключается та фундаментальная ошибка разума, которая заставляет его рассматривать все и всех в виде отдельных единиц, личностей, или сущностей. Понятие обычно используется для обозначения привычки разума приписывать некой группе объектов и атрибутов, которые включают в себя человеческое тело и разум, характеристики определенной сущности, а затем называть эту сущность своей личностью, своим Я, хотя это понятие применимо только лишь к атме.

Ахимса

Высшее правило морали, главное из всех Ям. Ахимса буквально означает не убийство, ненасилие, но принцип Ахимса имеет более широкое значение. Это не только не причинение вреда в поступках, словах и мыслях, но еще и Любовь ко всему существующему.

Йогин восстает против зла, которое творят люди, но не против этих людей. Ахимса предписывает любить человека и в то же время бороться со злом, которое в нем есть. Мириться со злом нельзя.

Вместе с тем Йогин обязан выполнять свое социальное предназначение. В Бхагават Гите Шри Кришна разъясняет Арджуне, могущественному стрелку из лука, не пожелавшему сражаться: Что же касается твоего долга воина, то знай, что нет лучшего для тебя занятия, чем сражаться во имя принципов. Поэтому не надо колебаться. Будь уравновешен, о Арджуна, исполняй свой долг, не беспокоясь об успехе или неудаче. Такое самообладание называется йогой.

Йогин знает, что все люди имеют одинаковые права на жизнь и что жизни всех людей связаны друг с другом. Поэтому он с готовностью помогает окружающим, видя в том истинное счастье, и становясь источником радости на своем пути. Ахимса предполагает освобождение от страха. Йогин ничего не боится, потому что знает причины зарождения страха и способы его преодоления, и никто не боится его самого.

Ахимса предписывает и освобождение от гнева. При этом различают два вида гнева. В одном случае это гнев гордыни. Такой гнев ослепляет рассудок, ведет к неправильным суждениям и поступкам. С ним надо бороться. В другом случае йогин гневается на себя, когда его постигает неудача. Это ведет к духовному развитию. Снисхождение к другим и взыскательность к себе истинные черты йога.

Йогин не только не должен сам вредить в мысли, слове и деле кому бы то ни было, но также не должен быть причиной вреда и не должен побуждать кого-либо на произведение вреда. Именно благожелательными и добрыми мыслями, желаниями и действиями человек может помочь другим, а также и себе, и он может поднять и воодушевить себя. Напротив, слабыми, злыми и вредными желаниями, мыслями и действиями человек вредит не только другим, но также и себе.

Ачарья

Называют индивида, который является мастером или учителем. Также так называют проповедников какой-либо доктрины.

Ашваттха

Великое священное дерево в лесу Буддха-гайя в Индии, под которым Гаутама Будда достиг просветления. "Бхагавад-Гита" и другие древние тексты используют образ дерева Ашваттха как символ полной Проявленности; корни этого дерева уходят в "Небеса", в Запредельность, а множество ветвей и отростков погружены в Природу и мир человека. Йог должен срубить это древо проявленности по самый корень топором непривязанности, которая возникает из знания сущности атмы и Брахмана.

Ашрам

Уединенная обитель, жилище людей, посвятивших свою жизнь религиозной жизни (обычно: место, в котором учитель живет вместе со своими учениками).

Кроме того, это понятие означает каждую из четырех стадий, периодов жизни: первая стадия связана с изучением и обучением с целью подготовки к обязанностям взрослой жизни; вторая соответствует жизни домовладельца, хозяина и семьянина; третья является стадией отдыха от активной деятельности, размышления и постижения всего, что связано с внутренней природой человека; четвертая (если она достигается) является стадией отречения (санньяса, см.) от всех мирских желаний и честолюбивых помыслов.

Жизнь в современном мире также обычно представляет собой периоды продолжительностью, условно, в 21 год, в первый из которых преобладает физическое развитие, во втором — эмоциональное, в третьем — умственное, а в четвертом — понимание подлинного значения синтеза трех предыдущих. См. также Стадии Жизни.

Ашрама

Это стадия или период жизни человека. Всего существует четыре ашрамы: брахмачарья, гархастхья, ванапрастха, санньяса. Каждой ашраме из которых соответствует определенный вид деятельности.

Аштанга Виньяса Йога

Учение Паттабхи Джойса, последователя Т. Кришнамачарьи, практика асан, где непрерывные переходы из позы в позу, основанные на цикле Сурья намаскара, сопровождаются произвольной регулировкой дыхания.

Подробно читайте в статье "Аштанга Виньяса Йога".

Аэро Йога

Аэро Йога или Йога на гамаках – это новая методика, которая переносит практику классической йоги на расстояние метра от пола. Уникальность Аэро Йоги заключается в использовании так называемого гамака (специального полотна, надежно прикрепленного к потолку в форме качели), который позволяет приподнять тело частично либо полностью над полом и получить незабываемые ощущения во время практики.

Новое направление обретает необычайную популярность по всему миру, поскольку занятия Аэро Йогой оказывают огромную пользу здоровью и стабилизируют эмоциональное состояние.

    Аэро Йога подходит Вам, если:
  • вы страдаете от хронического напряжения в пояснице;
  • хотите избавиться от сутулости и зажатости в шейном отделе;
  • готовы почувствовать силу гравитации и ощутить новые незабываемые эмоции.

В Аэро Йоге гравитация становится помощником для мягкого вытяжения позвоночника и всего тела. Благодаря гамаку вы сможете выполнять перевернутые позы и безопасные прогибы назад без сдавливания позвонков.

Аюрведа

Наука жизни; название «Аюрведа» происходит от санскритских слов аюр, что означает жизнь, и веда — знание или наука. Веды — это древние духовные писания Индии.

© 2011-2015 YogaTrain.ru все права защищены