Ида
Канал, расположенный слева от сушумны. Он описывается как закручивающийся вокруг сушумны и заканчивающийся в левой ноздре или в аджня чакре. См. также Пингала.
Изображения и образы Божеств
Изображения и образы божеств очень распространены в храмах, жилищах, и в специальных ритуальных комнатах и помещениях для медитации. Это не есть идолопоклоничество, если помнить, что обычно эти божества считаются не являющимися первичными источниками силы и благ, но проводниками Божественного промысла. В поклонении им часто наблюдается определенный оттенок ожидания божественной помощи и милости, но это не противоречит логике, ибо разве мы не склоняемся над цветком и не благодарим его за его аромат и красоту, которые вселяют в нас подобные же ощущения божественного присутствия? Использование образов и изображений божеств способно усилить разум, а их символика — расширить глубину нашего понимания Божественного.
Иллюзия
Под иллюзией понимается представление о чем-либо, существующем само по себе, на собственных правах, вне Бога; но если не виден Бог, ничто не может быть видимо в подлинном виде. Нельзя рассматривать палец отдельно от руки или хвост независимо от всего животного. Отрезанный палец уже не палец. Подобным образом каждый, кто думает о человеке вне Бога, "придатком" которого человек является, пребывает под влиянием иллюзии (см. Майя).
Индивидуальность
Единица, атом жизни, или джива (см.). См. также Асмита; Я.
Индра Дэви
Индра Дэви (Евгения Васильевна Петерсон-Лабунская) - ученица Шри Кришнамачарьи, популяризатор йоги на Западе. Родилась в Риге 12 мая 1899 г. Ее мать принадлежала к русскому дворянству, а отец был шведского происхождения. Последние 17 лет Индра Дэви жила в Аргентине. Автор многих книг по йоге: Вечная молодость (Forever Young), Вечное здоровье (Forever Healthy), Йога для американцев (Yoga for Americans). Последняя книга издавалась в СССР под названием Йога для всех. Индра Дэви ушла из жизни 25 апреля 2002 г., прожив почти 103 года.
Индрийя
Так называются десять органов тела, с помощью которых внутреннее Я получает знания об окружающем мире и использует их во внешнем мире. Они включают в себя: (1) Пять органов чувств, восприятия (джнянендрийя): органы слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния; (2) Пять органов действия, моторики (кармендрийя): органы передвижения, удержания предметов, речи, воспроизводства и испражнения. Этими десятью органами человек обычно пользуется подавляющую часть времени своей телесной жизни. Основой работы этих органов являются симпатические функции (см. Вайю).
Индрия
Орган, включающий пять органов действия и пять органов восприятия.
К ним относятся: дхармендрия - орган добродетели или совесть, орган восприятия; джнянендрия - один из пяти органов слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния, кармендрия - орган действия; пять кармендрий: руки, ноги, органы выделения, половые органы и органы речи.
Индуизм
Индуизм общее духовное наследие народов Индии, источником которого является санскритская культура, представляющая собой совокупность научных, философских, религиозно-мифологических, эстетических, социологических, правовых и этических знаний и норм. Индуизму как к религии придерживается большая часть населения Индии, признающая авторитет Вед, Шастр, Агам, Тантр, Итихас и Пуран. Индуизм имеет статус национальной религии в некоторых странах. Индуизм одна из самых распространенных мировых религий имеющая многочисленных последователей в Шри-Ланке, Пакистане, Бангладеш, Индонезии (о-в Бали), Юго-Восточной Азии, на о-вах Фиджи, Маврикий, в Гайане, ЮАР, Европе и Америке.
Инкарнация
Воплощение в теле. Они происходят по причине стрмелений к разным формам удовольствия. В процессе жизни друг друга сменяют три следующих явления: (1) восприятие; (2) удовлетворение; (3) пресыщение. Последнее из них обычно проходит незамеченным, ибо люди стремятся к удовлетворению. Но когда удовольствие в полной мере наступило, возникает чувство достаточности по отношению к цели прошлого стремления, поскольку разум уже достиг пресыщения эти объектом, как например, старая игрушка надоедает ребенку, или избитой становится часто повторяемая шутка.
Однако условия воплощения находятся под управлением закона кармы (см.) и определяются деяниями человека в его предшествующих жизнях. На самом деле они представляют собой условия и состояние разума человека, его эмоций и мыслей, которые есть причина действий, которые, в свою очередь, обеспечивают человеку определенную форму тела, определенное социальное окружение, материальное благосостояние и так далее. Это можно сравнить с действиями крестьянина, который направляет воду в одни оросительные каналы и перекрывает ее течение в других, открывая и закрывая их входные отверстия; карма, как и течение воды, является естественным процессом, но ее направление указывается самим человеком.
Считается, что многие развитые йоги способны иметь сразу несколько тел, каждое из которых обладает собственным искусственным низшим умом (читта), создаваемым в процессе медитации; такие множественные умы управляются, однако, единственным высшим разумом йога, и таким образом, это не приводит к существованию отдельных карм для каждого тела. Эти воплощения ведут себя, скорее, механически, и йог по своей воле может выбрать любое из них, перенестись в него и в полной мере управлять им. Посредством нескольких тел он способен отрабатывать гораздо больший объем кармы в течение одного воплощения. Разумеется, это требует очень развитой силы разума; обычный человек едва справляется с управлением одного единственного тела и ума. См. также Реинкарнация.
Инстинкт
Первой или низшей из трех частей ума является то, что мы называем инстинктивным. Эту часть своего ума человек разделяет с животным миром. Это — первое начало ума, и оно является первым на пути эволюции. В его низших фазах в нём едва заметно сознание, и кажется, что оно состоит из простых ощущений. На своих более высоких ступенях оно уже почти достигает плоскости разума или интеллекта. Инстинктивный ум иногда резко, иногда незаметно переходит в интеллект, как бы сливаясь с ним. Инстинктивный ум совершает очень ценную работу, направляя и поддерживая животную жизнь наших тел, и также неся на себе обязанность поддерживать внешние стороны нашего существования. Он заведует постоянной работой починки и переделки наших тел, обменом веществ, пищеварением, усвоением и прочим — всем тем, что совершается ниже плоскости сознания.
Но это — только небольшая часть работы инстинктивного ума. В этой части ум представляется как бы складом всех наших жизненных опытов, и не только наших, но и опытов всех наших предков по пути эволюции. Всё, что осталось в сознании от первобытных форм животной жизни, до привычек, унаследованных нами от наших родителей — всё находится в заведывании инстинктивного ума. Все стороны животных инстинктов (которые в своё время и на своём месте были необходимы для поддержания жизни) оставили следы на нашем инстинктивном уме, и эти следы иногда заявляют о своём существовании под давлением каких-нибудь необычайных обстоятельств, даже тогда, когда нам кажется, что мы уже давно переросли какую бы то ни было возможность их проявления.
В инстинктивном уме сохраняются следы старых боевых инстинктов животного, все желания, страсти, ненависть, зависть, ревность и прочее, — словом, всё то что мы наследовали от прошлого. Затем, инстинктивный ум есть ум привычек, которые все складываются в нём — большие и малые. Вообще, инстинктивный ум обладает странным содержимым: в нём так много всего, и так разнообразно всё, что в нём находится. Есть многие вещи, которые кажутся совсем ненужными и которые на самом деле очень полезны, и есть вещи, кажущиеся нужными, и которые на самом деле давно следовало бы отбросить.
Инстинктивный ум также является центром, откуда исходят все вожделения, страсти, желания, инстинкты, чувства, ощущения и эмоции. У животных и у первобытного человека инстинктивный ум не имеет над собой никакого контроля, но у развивающегося человека нашего времени инстинктивный ум уже в значительной степени подчинён высшим началам ума, а у человека, достигающего известной степени развития, уже появляются высшие желания — стремления, которые идут от высших частей ума. Инстинктивному уму принадлежат слепые чувства, а также все желания тела. Стремление к физическому обладанию, страсти также принадлежат этой области ума.
Заметьте, что совсем не осуждается деятельность инстинктивного ума и говорится, что его влияние в каком бы то ни было отношении вредно. Всё, что в нём заключается, имеет своё место, многое было необходимо в прошлом, а многое необходимо до сих пор для поддержания физической жизни. Всё правильно на своём месте, есть чувства и эмоции, которые совершенно естественны у существа на известной степени развития, но они же совсем неправильны, когда владеют существом, уже переросшим их. К сожалению, очень часто случается, что личность не может отделаться от атрибутов, которые ей уже давно не нужны. В настоящий момент не идет речь о моральной стороне вопроса и говорится об этом только для того, чтобы вы ясно видели различные стороны ума и понимали их значение. Необходимо, чтобы вы совершенно ясно запомнили, что инстинктивный ум, принадлежа человеку, ни в каком отношении не есть Я человека.
Интегральная Йога
Интегральная Йога — один из современных видов йоги, основанный на учении Шри Ауробиндо и Матери Мирры Альфассы. Интегральной йогой называют комплексный подход к духовному совершенствованию духа и тела. В настоящее время существуют несколько направлений интегральной йоги и разных направлений йоги, использующих это наименование.
Впервые интегральной йогой в современной истории назвал свою систему Шри Ауробиндо (1872—1950), подчеркнув этим всеобъемлющий подход к системе совершенствования своего сознания, духа и тела. Это направление использует бхакти, карма, шакти йоги, для изменения своего сознания и преобразования всех частей и составляющих человека, для осуществления преобразования и трансформации тела и приближения жизни божественной в этом материальном мире.
Принципом интегральной йоги является преобразование человеческого сознания в божественное, Шри Ауробиндо утверждал, что эта йога идет от Божественного и направлена на преобразование самой материи и материального мира в божественное творение. Именно поэтому эта йога называется интегральной, то есть полной, всеобъемлющей, так как для достижения конечного результата этой йоги недостаточно достичь нирваны, йогического транса или самадхи, или же каких-нибудь сиддхи, необходима полная трансформация сознания и тела, чтобы само человеческое воплощение в этом мире могло вместить Божественный дух, силу и знание.
Занятия по интегральной йоге включают практику асан и пранаям в сочетании с мудрами, бандхами, мантрами концентрацией и медитацией. Регулярная практика очищает физическую и энергетические структуры человека. При этом ведется осознанная работа в каждом упражнении. Практикующий принимает позу и путем правильного дыхания и визуализации продвигает энергию по системе меридианов, добиваясь идеальной работы всех компонентов своего существа.
Интуиция
Любое проявление силы одного из уровней человека, проявляющееся в осознании самого себя или в подчинении высшему уровню, который, образно говоря, в этот момент просыпается, является проявлением интуиции. Очень упрощенно, можно сказать, что водитель является интуицией автомобиля и в нужное время безошибочно направляет его к заправочной станции для перезаправки бензина. В человеке, эмоции направляют действия тела; знания низшего ума управляют (по крайней мере, должны управлять) эмоциями; высший, мыслящий разум, контролирует низший ум; любовь, или этическая природа мудрости направляет мышление в нужное русло; а незамутненная воля, обладающая собственной интуицией подлинного Я, в один прекрасный день озарит своим сиянием и направит любовь. Интуиция может время от времени проявляться в любом звене этой цепи до тех пор, пока сознание не становится твердым, ясным и не начинает непрерывно использоваться высшей силой, то есть пока оно не просветляется и не сливается в полной мере с носителями интуиции. Восприятие информации во время сновидений, телепатию и прочие явления нельзя, строго говоря, называть интуицией, хотя они достаточно близки. См. также Прабибха.
Инь Йога
Инь Йога делает акцент на растяжение соединительной ткани и, вследствие этого, увеличение диапазона движения суставов и развитие гибкости. Изначально предназначалась для подготовки суставов к длительному сидению в медитации и последующего их восстановления.
Для Инь Йоги характерно длительное, пассивное выдерживание поз (от 2 до 10 минут) на полном расслаблении. Воздействует на соединительную ткань, суставы разрабатываются на полную амплитуду. Однако не бывает чистой инь-практики (как и чистой янь практики), поэтому в зависимости от настроения группы занятие иногда разбавляется янь упражнениями - виньясами.
Инь Йога развивает гибкость, глубоко воздействуя на соединительную ткань суставов. Успокаивает, охлаждает. Готовит суставы к длительному сидению в медитации. Инь Йога оказывает терапевтическое воздействие на суставы и учит глубокой релаксации.
Иччхашакхи
Сила воли, распространяющаяся не просто на мысли и ощущения разума, что довольно обычно, но и простирающаяся гораздо шире, способная вызывать желаемые события и происшествия, которые многим могут казаться совпадениями. Она включает силу управления и укрепления тела необычными способами, а также является основой силы концентрации, используемой в крийяшакти (см.).
Ишвара
Божество, обладающее свободной волей. Это верховное существо, одаряющее тем, чем оно обладает и чем является, — свободой; таким образом, это та божественнная жизнь, частицы которой заключены в каждом живом существе (дживе, см.), то есть "сокровенный бессмертный владыка". Представление о том, что Бог извне управляет и устанавливает свои законы над человеком, противоречит принципам и цели йоги, ибо подобное управление (которое может быть желательным лишь в некоторых незначительных вопросах) подразумевает ограничение выбора и силы индивидуальности. Любви всегда присуще нарушение Гармонии (см.), поскольку она принимает на себя ограничение свободы; но это нарушение поглощается в окончательной Гармонии, когда йог достигает и пребывает во власти Единства, превозмогая человеческое бытие и перерождения.
Ишвара Йога
Авторская методика предложенная Анатолием Зенченко. Ишвара - одно из имен бога, оно отражает наше внутреннее духовное начало, это проявление Бога не имеющее внешней формы. И в каждом человеке оно есть. И Ишвара Йога это методика, рассматривающая йогу как способ почувствовать это внутри себя и дать этому проявиться. В основе методики лежат уникальные методы, позволяющие человеку научиться управлять своим телом, быть в состоянии максимальной внутренней гармонии и целостности.
Название Ишвара Йоги в переводе с санскрита означает Внутренний Учитель или Дух. Это соответствует истории появления Ишвара Йоги — Анатолия Зенченко говорит, что у него нет и не было учителя в Хатха Йоге. Было много людей, с которых он брал пример, но учитель всегда был внутри. Стиль практики, который он предлагает, помогает практикующему объединиться со своим духовным началом, самому найти своего Внутреннего Учителя.
И в этом нет ничего уникального и удивительного, просто нужно внимательно относиться к тому, что происходит внутри себя. На самом деле это знают и умеют все, и чтобы это осознать, нужно развернуться лицом к самим себе, начать чувствовать себя и понимать. Это просто некая степень внимания и понимания, путь к самому себе. И вот это и есть самое важное!
Практикуя Ишвара Йогу, лучше отталкиваться не от внешней формы, а от внутренних ощущений, т.к. только ваш личный внутренний опыт никто не сможет отнять, это ваш настрой чувствовать себя, понимать себя, который останется с вами везде и во всем. И только если вы научитесь понимать себя, вы сможете научиться понимать остальных. Занимаясь Ишвара Йогой, мы идем к внутреннему состоянию свободы, осознанности и ответственности/
Ключевой момент в Ишвара Йоге – это целостность. Когда есть целостность, вся структура, понимая себя, изнутри может менять больные, слабые, пустые части. Это принципиально новый уровень, чем когда мы просто нашли какую-то слабую часть и занимаемся ею отдельно от системы. Другой принцип – надо собраться в одно целое, и тогда появляется возможность увидить слабую часть как сегментик целостной структуры. Тогда сама структура, осознавая себя, меняет качественные характеристики тех частей, которые не дотягивают до общего уровня.
Ишвара-Пранидхана
Внимательность к Богу, постоянные мысли о Нем. Это одна из трех практик повседневной жизни и начальной стадии йоги, предписываемая Патанджали. Кроме того, он описывает это понятие как замечательное средство для достижения уровня высшего созерцания. Ишвара-пранидхана представляет собой радостное приятие полноты присутствия Бога во всех предметах и явлениях.
Под Ишвара-Пранидханой понимают посвящение йогином всех своих действий и воли той Высшей Цели, которую он осознал, практику Свадхиайи. Для разных людей эта цель будет неодинаковой, но дорога к ней всегда учит любви и мудрости и ведет к совершенству. Учителем при этом выступает сама жизнь.