Сабиджа
Буквально: "содержащее зерно". Соответствует таким медитации и созерцанию, которые приводят к новым представлениям по отношению к предмету рассмотрения. См. Две Формы Самадхи.
Савикальпа Самадхи
Савикальпа Самадхи – особое духовное состояние сознания. Существует три различных вида духовного состояния самадхи, которые достигаются при медитациях и различных духовных практиках:
Среди низших самадхи савикальпа самадхи есть наивысшая форма. За савикалъпа самадхи идет нирвикальпа самадхи, но между ними огромная пропасть: это две совершенно разные формы самадхи. К тому же, существует состояние и за пределами нирвикальпа самадхи, называемое сахаджа самадхи.
В савикальпа самадхи на короткий период времени вы теряете все человеческое сознание. В этом состоянии понятие времени и пространства совершенно другое. В течение часа или двух вы находитесь в совершенно другом мире. Там вы видите, что почти все сделано. Здесь, в этом мире, в вас и в других есть еще много невыполненных желаний. Миллионы желаний еще не исполнены, и миллионы дел остаются в ожидании осуществления. Но когда вы пребываете в савикальпа самадхи, вы видите, что практически все сделано; вам нечего делать. Вы – только инструмент. Если вы используетесь, прекрасно; если нет, значит все же сделано. Но из савикальпа самадхи каждый должен вернуться к обычному сознанию.
Даже и в савикальпа самадхи существуют различные уровни. Как в одном и том же школьном классе есть блестящие ученики и слабые ученики, так и в савикальпа самадхи некоторые ученики достигают высшей ступени, в то время как менее устремленные ищущие достигают нижней ступени лестницы, где все не так ясно и живо, как на высочайшем уровне.
В савикальпа самадхи есть мысли и идеи, приходящие из различных мест, но они не действуют на вас. Во время медитации вы остаетесь безмятежны, и ваша внутренняя сущность действует динамично и уверенно.
Садхака
Духовно устремленный человек, находящийся в поиске знания и следующий духовной дисциплине своей практики – садхане.
Садхана
Практика, представляющая собой набор средств или методов. В первую очередь: четыре средства, обеспечивающие успех освобождению и обретению знания Брахмана: вивека, вайрагья, шатсампатти и мумукшутва (см.). Понятие садханы применяется также в общем смысле к применению любых методов, ведущих к приобретению психических способностей (сиддхи) и продвижению прочих религиозных достижений.
Салокья
Пребывание в Боге. См. Путь к Богу
Самадхана
Посвящение разума и жизни высшей цели, указанной в доктринах веданты, — противоположность растратам энергии и времени на отвлеченные соблазны и интересы. Самадхана относится к шести достижениям (см. Шатсампатти).
Самадхи
Созерцание. Наиболее широко известно по ощущению того экстаза, когда исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Это объясняется тем, что в любом понимании чего-либо присутствует единство с природой этого объекта, например, мы имеем понимание природы материального мира, ибо наше тело материально; простое знание о чем-то, без ощущения этого и погружения в это, вряд ли способно обеспечить нас пониманием. Эти же рассуждения применимы к эмоциям и мыслям. К примеру, только посредством собственных мыслей (части нашего существа) мы способны понять мысли и идеи других людей. Эти рассуждения можно продолжить далее, к морали, основе личности, части первичной силы, которой обладают все существа, и к духовности, опыте гармоничных взаимоотношений этих моральных основ. Так как любой объект является единственным в своем роде, он способен приносить уникальное знание и передавать свою силу тому, кто приходит с ним в духовный резонанс, связывается с ним, если можно так сказать, на духовном уровне.
Состояние созерцания внезапно возникает из медитации (см. Дхьяна), когда течение мыслей приходит к своему естественному прекращению благодаря истощению запаса мыслей и идей; однако, состояние концентрации при этом продолжается и сопровождается возникновением интуитивной связи или восприятия.
Таким образом, новый опыт приносит созерцание чего бы то ни было, и Патанджали приводит несколько примеров, например, пример слона как силы — никто не может понять, что такое сила, не испытав ее, но ее более совершенное понимание может быть достигнуто при вхождении в самый дух слона. Каждый мельчайший объект Природы делится своим секретом с человеком, пребывающим в состоянии созерцания. При виде прекрасного заката солнца или горной гряды в обычной душе возникает ощущение экстаза, ибо обычная душа требует для этого особого события, внешнего толчка, но даже мельчайший объект вызывает экстатическую радость у человека во время созерцания.
Созерцания нельзя достигнуть ни усилием воли, ни сильным желанием этого ощущения. Оно приходит и развивается только с опытом.
Это состояние отлично от сна. Его можно было бы назвать трансом, но только в том смысле, что человек получает доступ к чему-либо, и это увлекает его прочь от внимания к остальным объектам; на самом деле созерцание есть предельная осознанность, или совершенное бодрствование. Оно может направляться к объективным явлениям внешнего мира, к субъективным явлениям разума, и, наконец, к самому Я.
Созерцание может быть двух видов (см. также Две Формы Самадхи): познавательное (сампраджнята) и непознавательное (асампраджнята). Познавательное созерцание обладает объектом в виде мысли, ощущения или намерения. Оно сопровождается формами (1) проверки, наблюдения и вопросов, обращенных к объекту (витарка); (2) размышления и исследования его природы (вичара); (3) радости (ананда), испытываемой при достижении каких-либо успехов в поисках причин и природы явлений, то есть при обнаружении гармонии явлений, осознанной средствами, описанными выше, и вследствие (4) ощущения собственного совершенствования, или чувством силы (асмита). Любое внимание, направленное на вещи, имеет своей основной целью совершенствование собственного сознания, поэтому обычно сопровождается и завершается ошибкой восприятия собственной индивидуальности, вторым из источников несчастий, или клеша (см.).
Когда целью созерцания является накопление более полного, более точного или более единого знания о чем-либо, на чем человек фокусируется, или получение нового знания об этом объекте, в нем всдгда оказывается скрытым оттенок желания усовершенствования сознания, которое называется чувством силы, или власти. Определенные свойства объекта не позволяют отвлекаться от него, ибо являются привлекательными, приносят удовольствие и пробуждают стремление к обладанию им. Объект используется для достижения внутреннего состояния разума, и человек является до такой степени хозяином ситуации, что может добиться завершенности в своей практике созерцания, которой предшествуют концентрация и медитация.
Само слово "самадхи" (созерцание) подразумевает завершенность и полноту, так как означает в своей основе согласие — координацию полного знания об объекте, содержащегося в разуме, в котором нет ничего упущенного, ничего неясного, и никаких внутренних противоречий. После достижения концентрации и медитации, когда все мысли уже расставлены на свои места и вписаны в единую картину, внимание развивается до своего высшего завершения вдоль одной линии течения мысли, хотя это уже не линия, но, скорее, сфера мысли, поддерживаемая человеком в состоянии ожидания, бодрствования, осознанности, или бдительности — состоянии, полностью противоположном засыпанию. Именно в этом состоянии возникает нечто новое, усовершенствование сознания, которое станет зерном (см. Сабиджа) новой заинтересованности, и она, в свою очередь, приведет к новым вопросам по отношению к объекту, и, возможно, к новым свойствам практики концентрации, медитации и созерцания в будущем. Таково познавательное созерцание, объект которой может быть знакомым или просто чем-то, о чем человек слышал или читал. Для ума индусов последнее означает нечто, о чем говорится в священных писаниях, обычно описание чего-то, относящегося к предвкушаемому Божественному.
Непознавательное созерцание (асампраджнята самадхи), однако, зависит от высшей формы отстраненности (паравайрагья). В этом случае человека не интересуют те объекты, которые обеспечивают (1) стабильность, продолжительность и комфорт, или (2) активность, изменение и деятельность, или (3) гармонию, мир и покой как плоды мастерства созерцания. Разум человека является настолько зрелым, что он становится обителью интуиции, интуитивного понимания подлинной сути человека (пуруша, см.).
Это не объект мышления, не мысль, но непосредственное восприятие, которое не подразумевает управления (см. ниродха) мыслями низшего разума, обращенного наружу, но избавление от желание совершенствования, так как даже оно субъективно является объективным. В западной терминологии, это момент рождения духа, не связанного радостями души. Для достижения этого не существует начальных точек опоры; этого возможно достичь, воспользовавшись рукой помощи его подлинного Я, которое познается пониманием, не связанным со знанием в терминах субъекта и объекта, присущего разуму, или душе. Все, что остается в разуме после такого созерцания, есть его собственный шаблон состояния (см.), наклонность, настроение, или привычка (санскара, см.), которая облегчает и помогает этому процессу в будущей практике созерцания. См. также Препятствия Созерцания.
Самана
Вайю (см.), жизненный ветер, приписываемый пупочному центру, или солнечному сплетению (см. Манипурака чакра) и связанный с надчревным сплетением, и следовательно, с процессами пищеварения. Иногда он наблюдается имеющим зеленый или молочно-туманный цвет.
Саматва
Уравновешенность разума. В "Бхагавад-Гите" говорится: "Саматва называется йогой." Это соответствует учению о том, что мудрый человек с одинаково ровным настроением воспринимает все разнообразие оыпыта, который ему приносит карма. Это предполагает полное отсутствие любых враждебных или недовольных ощущений и состояние разума, при котором человек способен увидеть доброе и полезное во всем и обрести лучшее, что возможно извлечь из любого опыт. Конечно, это дополняется спокойствием разума, необходимым в йоге.
Самипья
Близость к Богу. См. Путь к Богу.
Самоизучение
Самоизучение. Слово происходит от "сва" ("собственный, само-") и "адхьяя" ("изучение"). Обычно оно считается размышлением на собственными сочинениями и записями, но в широком смысле означает постижение всего, что связано с подлинной сутью человека.
Самоосознание
Самоосознание; то же что пурушаджняна. Никакой опыт "не-Я" не способен обеспечить знание Я, так как первое существует "во имя второго" (парартха), будучи создаваемым и разрушаемым, тогда как Я существует само по себе. Вот почему мы не способны видеть Я других людей, но только их тела, принадлежащие им предметы и их действия. Таким образом, йог, стремящийся к самоосознанию, или самопознанию, должен искать его вне разума.
Самскары
«Отпечатки, следы», свойства психики, зависящие от поступков, совершенных в прошлых жизнях и определяющих характер жизни данной. Узы семейных и мирских забот в виде привязанностей; представления, склонности, привычные реакции, закрепленные в прошлых жизнях, порождаются прошлыми впечатлениями ума и многократно повторяемыми действиями в прошлых существованиях, более ясные, нежели васаны (глубинные склонности или тенденции ума). Служат очищению, совершенствованию индивидуальных душ (джив).
Сан Дао Йога
Сан Дао Йога – древняя даосская практика развития ума, энергии и тела. Это уникальная практика самоисцеления, тренировка тела, ума и духа. Куда идет наш ум, наши мысли, наше внимание, туда же идет энергия. Это система, позволяющая обратить силу нашего ума внутрь тела, начать ощущать наше тело и снимать в нем блоки.
Сан Дао Йога сочетает в себе методы восточной медицины, медитации, асаны, дыхательные техники и особые структурно-дыхательные позы.
Практика Сан Дао Йоги - это последовательность упражнений, основанных на совершенной координации поз, дыхания и полного осознания происходящего. Данная техника сочетает замедленное нижнее брюшное дыхание вместе со специальными структурно-напряженными позами. Такое сочетание позволяет, так называемой, внутренней энергии свободно двигаться по энергетическим каналам (меридианам). Таким образом, активизируются естественные процессы гармонизации и восстановления тела.
Упражнения Сан Дао Йоги очень просты и лаконичны и направлены на открытие меридианных каналов и энергетических потоков. Но, несмотря на простоту, являются самым эффективным способом освобождения от блоков, потому что позволяют процессу исцеления проходить естественным образом. Простые потягивания и растяжки позволяют на глубинном уровне прочувствовать все энергетические связи и насытить мышцы, сухожилия, суставы и органы необходимым кислородом. А осознанность действий и присутствие внимания позволяют направить энергию в нужное место.
Основное внимание в практике Сан Дао Йоги сосредоточено на нижнем энергетическом центре нашего тела, нижнем дань-тяне. Это топливный бак нашего тела. У нас есть система меридианов, по которым жизненная энергия из дань-тяня распространяется по всему телу к жизненно важным органам. И мы можем сохранять эту энергию в случае, если мы сильно ментально сфокусированы на этом, либо если мы работаем через энергию сердца, используем много энергии сердца, либо если мы физически активны и выполняем определенные практики. Один из важных элементов этого учения, который потом стал также основным принципом цигун, звучит так: «Куда идет наш ум, наши мысли, туда же идет энергия». Если мы сосредоточены на чем-то вне себя, то энергия рассеивается, мы ее теряем. И вот была разработана система, позволяющая обратить силу нашего ума внутрь тела, начать ощущать меридианы и снимать блоки в нашем теле.
Главное преимущество Сан Дао Йоги над другими системами – безопасность данной практики, развивающей как физический, так и духовный уровни человека. Это идеальный способ
Главным принципом Сан Дао Йоги является естественность всего происходящего. Выполняя практику, важно найти ту самую, заветную для Вас, Золотую Середину, прочувствовать естественное для себя состояние. Получать от практики удовольствие и быть в гармонии с самим собой - вот цель практики Сан Дао Йоги.
Санкхья
Одна из шести известных философских систем Индии, включающая классифицированное описание 25 составляющих, принципов, или истин (таттва) нашего мира восприятия, истинным знанием которых человек способен достичь Освобождения (см.). Эта философия особо примечательна в связи с раджа-йогой, описываемой Патанджали, терминология которой в большой степени базируется на понятиях санкхьи. Слово "санкхьи" означает перечисление и классификацию, поэтому эта система считается научной, и представляется в этом виде начальной частью учения Шри Кришны в "Бхагавад-Гите", в которой он объясняет отношения между телом и душой и говорит о своих описаниях как о "согласных с санкхьей", только после этого дополняя их своим собственным учением (Глава II, стих 39 и далее).
В двадцать пять категорий, таттва (см.), входят две основных — дух (пуруша) и материя (пракрити), последняя из которых далее подразделяется на (3) интеллект (махат, или буддхи); (4) индивидуальность, или персональность (аханкара); (5) разум как координатор и логический интерпретатор чувственного опыта; (6-10) пять органов восприятия (джнянендрийя); (11-15) пять органов действия (кармендрийя); (16-20) пять грубых элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля); (21-25) пять тонких чувств (см. Танматра).
Санньясин
Человек, который отрекся от мирской жизни и семейных обязанностей для того, чтобы следовать духовному пути или учению.
Санняса
Отречение от обладания материальными ценностями и деятельности. Санньяси называется тот, кто отвергает плоды действий или действует вне желаний; при этом, однако, осторожно объясняется, что он должен действовать в соответствии с другим мотивом, а именно, согласно мудрости, с тем чтобы его деяния полностью входили в сферы даны (свободного даяния), яджны (жертования, то есть действия во благо других) и тапаса (сохранения правильного состояния собственного тела, речи и мышления).
В "Бхагавад-Гите" и других религиозных тесктах путь отречения описывается и рекомендуется как высочайший. Он являет собой отречение от любых желаний, наград и возмещений добра, которое творит человек. Это не означает прекращение активной деятельности во внешнем мире; наоборот, дары (дана), жертвы (яджня, см.) и тапас (см.) чрезвычайно необходимы.
Сансара
Течение человеческого существования в цепи перерождений.
Санскара
Санскара представляет собой привычку, или влияние прошлого на настоящее, проявляющееся как рефлекс, автоматизм, а также шаблон состояния (см.). Она рассматривается как психический центр части всеобщей инерции, который функционирует как основной инстинкт, управляющий телом, или склонность, управляющая потоком мыслей в данный момент.
Когда воля это допускает, в низшем уме (читта) происходит перемена к состоянию расслабленности, в котором в нем свободно, "от центра" (ассоциативно сменяя друг друга) текут мысли, либо когда воля того требует, низший ум переходит в управляемое состояние, течению мыслей "к центру" (к выбранному предмету), что называется концентрацией (дхарана, см.). Такое состояние является привычкой; другими словами, воля устанавливает склонность разума к контролированию (ниродха).
Человек, познавший ощущения при концентрации, способен вновь устанавливать это состояние, или привычку, благодаря своим "воспоминаниям", или "возвращению" этих ощущений, и затем это состояние остается в силе без специального внимания, ему уделяемого (ибо оно стало привычным) в течение определенного периода времени. Таким образом, человек может обладать либо привычкой концентрации, либо склонностью к распылению внимания. Общим, обычным состоянием разума является разрешение свободного ассоциативного течения мыслей (дрейфа, распыления), но йога предусматривает практику концентрации, что устанавливает новую санскару, обращающую течение мыслей к центру. В ней каждое мгновение внимание возвращается и оживляет один и тот же объект. Когда исчезающие и возникающие друг за другом образы становятся схожими, наступает сфокусированное состояние разума. Привычная склонность превращает этот процесс в спокойное течение концентрации, которое вскоре начинает происходить без усилий внимания и становится основой медитации (см. Дхьяна) и созерцания (см. Самадхи), то есть полной саньямы (см.).
Удовлетворение. Оно требуется от практикующего йогу как один из пяти обрядов ниямы (см.), предписываемых повседневной мирской жизни.
Санскрит
Древний литературный язык Индии со сложной синтетической грамматикой. Само слово санскрит означает обработанный, совершенный.
Также в буквальном переводе слово санскрит означает культура, а также освящённость, благородность. Это литературный вариант одного из древнеиндийских языков, относящийся к индоевропейской языковой семье. В русский язык слово санскрит пришло из хинди, на котором оно звучит так же, как и на русском.
Санскрит является языком ведических наук, внёсших и продолжающих вносить огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации. На нём написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие неоценимое влияние на культуру Юго-Восточной и Центральной Азии, а также и Европы. Санскрит используется в Индии до сих пор как язык гуманитарных наук и культа, а в узком кругу – как разговорный язык. На санскрите издаются газеты и журналы, ведутся радиопередачи.
Невообразимо получение хороших знаний по индийской филологии и философии, разделам ведических наук без знания санскрита.
Считается, что санскритские звуки находятся в естественной гармонии с космическими вибрациями, поэтому даже простое прослушивание санскритских текстов и их чтение оказывают благотворное воздействие на организм и психику человека, а также способствуют духовным поискам. Поэтому рекомендуется общение на санскрите в бытовом обиходе, изучение санскрита супружескими парами, обучение санскриту детей.
Cанскрит – уникальный язык, многие интеллектуально-духовные возможности которого раскрываются только во время его изучения.
Сант Кирпал Сингх
Сант Кирпал Сингх Джи Махарадж (д.р. 6 февраля 1894 года) йогин, философ, писатель, общественный деятель Индии, духовный лидер Сант Мат. Экс-президент Мирового Содружества Религий.
Сант Кирпал Сингх учил единству всех религий и неотъемлемому праву человека достигать самопознания и знания Бога. Кирпал Сингх не исповедовал новую веру. Кирпал Сингх много лет уделил сравнительному изучению религий. Получив теоретические и практические знания в духовных занятиях, он дал ключ к пониманию верной трактовки святых писаний, часто сокрытых под старинными терминами. В своих книгах он провел сравнительное изучение и продемонстрировал общую суть всех религий, приводя цитаты мудрецов и пророков, святых и мастеров всех эпох. Он сумел разъяснить сущность учения на Западе представив духовность, как науку, как эксперимент, производимый в лаборатории человеческого тела.
Сант Кирпал Сингх написал большое количество книг, посвященных духовности. Его работа была высоко оценена религиозными, гражданскими и политическими лидерами. Его книги были переведены на хинди, урду, французский, немецкий, испанский, греческий, русский и др.
В Индии, а также во время заграничных путешествий Сант Кирпал Сингху были присвоены многочисленные почетные звания в знак признания его заслуг в области духовного возрождения человечества. Кирпал Сингх стал первым не христианином, удостоившимся чести быть награжденным древним рыцарским орденом Св. Иоанна Иерусалимского (Рыцарей Мальтийского ордена).
Сантоша
Удовлетворение. Оно требуется от практикующего йогу как один из пяти обрядов ниямы, предписываемых повседневной мирской жизни.
Сантоша - это удовлетворенность, другими словами,- поддержание постоянного положительного эмоционального фона. Для йогина это естественное состояние, поскольку он не ощущает ни в чем недостатка. Сантоша не допускает конфликтов, точнее, предписывает исключить саму возможность их зарождения. В конфликтной ситуации йогин всегда ищет собственные промахи и если не в силах изменить положение вещей, изменяет свое отношение к нему. На определенной стадии конфликты становятся просто невозможными.
Санчита
Определение, применяемое к скрытой части кармы (см.) человека, которая пребывает в состоянии "сохранения" до тех пор, пока для нее не возникнет возможность проявиться в окружении человека. Такой кармы, как считается, можно избежать путем искупляющих ее противоположных по характеру действий в настоящем. Например, жестокость, имевшая место в прошлом, может быть нейтрализована добротой в настоящем.
Саньйога
Буквально: "воссоединение". Мысленное объединение наблюдателя с наблюдаемым объектом (см. Аханкара).
Саньяма
Фиксация разума на одной мысли или предмете средствами сочетания концентрации, медитации и созерцания (см. соответственно Дхарана, Дхьяна и Самадхи), непрерывно следующих друг за другом. См. также Плоды Медитации; Высшая Самьяма.
Сарасвати
Сарасвати («богатый водами») – имя гения, хранителя небесных вод; имя почитаемой священной реки. «Сарасвати» – богиня мудрости и красноречия, покровительница искусств и наук.
Сарупья
Богоподобность, сходство с Богом. См. Путь к Богу.
Сат
Реальность, Истина, Брахман, или Бог (см. также Чит; Ананда; Сат-Чит-Ананда).
Сат-Чит-Ананда
Три характеристики, присущие Реальности, или Брахману — бытие (сат), знание, или сознание (чит) и неомраченное счастье, радость, или блаженство (ананда). Они рассматриваются не как три свойства, или качества, так как каждое из них тождественно с двумя другими, и Реальность обладает одной единой сущностью, хотя человеческий разум, наблюдая их сквозь покров майи, ошибочно считает их тремя в одном. См. также Саччидананда.
Саттва
Упорядоченность, порядок; качество, или сила Природы (гуна, см.), заставляющая предметы сохранять их взаимные отношения и реакции после того, как они установлены. Означает также закон природы, порядок в ней. То же понятие используется иногда применительно к разуму, так как его деятельность направлена на установление порядка в природе, как например, при изготовлении часов, в которых разные части механизма пребывают в согласованных отношениях, или при развитии физических тел человека и животных. В человеке этот порядок проявляется в незаметных и согласованных функциях дыхания, кровообращения, пищеварения — непрерывных обыденных процессах, хорошо скоординированных и помогающих друг другу. Более широким примером может быть явление наследственности.
Сатья
Сатья - дословно правдивость. Сатья предполагает абсолютную правдивость в мыслях, словах и делах. Любая неискренность препятствует достижению гармонии.
Ложь, клевета, оскорбления и ругань, а также высмеивание того, что другие почитают священным, несовместимы со следованием Йоге, наносят прямой вред окружающим и самому человеку, вслух или мысленно изливающему яд.
Контроль над речью ведет к освобождению от злобы. Свободный от злобы исполняется милосердием ко всем. Разумеется, следование Сатье не должно противоречить Ахимсе.
Сатьянанда Йога
Основателем Сатьянанда Йоги является Свами Сатьянанда Сарасвати. Это направление Йоги еще называют Йогой Бихарской Школы. К особенностям методики можно отнести статическое выполнение небольшого количества достаточно простых асан. Акцент — на пробуждение кундалини — основной творческой силы, спящей в основании позвоночника. Большое внимание уделяется очистительным процедурам и пранаяме.
Одна из основных особенностей Сатьянанда Йоги — уникальная техника Йога Нидры, или йоги психического сна. Это вид медитации (сродни аутотерапии), осуществляемой лежа под диктовку наставника, когда тело расслабляется и сознание становится восприимчивым к внутренним переживаниям.
Занятия Сатьянанда Йогой направлены в основном на получение терапевтического эффекта — обретение здорового духа в здоровом теле. Уникальная техника Йога Нидры помогает встретиться со своими комплексами, старыми страхами, переживаниями, осознать их и отпустить раз и навсегда. По словам Сатьянанды, получая доступ к бессознательному, разум может использовать йога нидру для достижения совершенства в любой области.
Сатьянанда Свами Сарасвати
Сатьянанда Свами Сарасвати – род. в 1923, с 1942 по 1954 был учеником Шивананды в его ашраме (Ришикеш). Затем – девятилетнее странствие по Индии, Афганистану, Непалу, Бирме и Цейлону. В 1963 Сатьянанда Свами Сарасвати основал движение Международного общества йоги, вскоре была открыта Бихарская школа, существующая до сего дня. В 1968, пропагандируя йогу, ССС провел мировое турне. Сегодня он – всемирно известный гуру и специалист по тантрической садхане, именуемой Крийя-йога. Множество центров Бихарской школы функционирует в Австралии, Новой Зеландии и Европе. В течение многих лет Школа выпускала уникального качества литературу по йоге, в том числе был опубликован фундаментальный труд «Крия и Тантра», а также «Учение» – ответы Сатьянанда Свами Сарасвати на вопросы по йоге, заданные ему тысячами людей в разных частях света. В настоящее время вышло 6 томов «Учения», а возглавляет Бихарскую школу йоги преемник Сатьянанда Свами Сарасвати и его ученик Свами Ниранджанананда.
Сахаджа йога
Сахаджа Йога создана в 1970-ом году, когда Шри Матаджи Нирмала Деви открыла уникальный и простой метод пробуждения Кундалини, который мы также называем самореализацией. Сахаджа Йога - это метод получения и углубления самореализации.
Само слово Сахаджа в переводе с санскрита означает спонтанно, а Йога — союз с самим собой, т.е. достижение Самореализации, которая является целью всех духовных традиций. Знание о самореализации очень древнее, однако оно было доступно лишь очень немногим, существовало в разрозненном состоянии и, как правило, передавалось непосредственно от гуру к ученику. В прошлом было крайне сложно получить Самореализацию. В современное время Шри Матаджи сделала это знание доступным всем, спонтанная массовая Самореализация стала реальным опытом сотен тысяч людей.
Через медитацию Сахаджа Йоги наше сознание получает новое измерение, где абсолютная Истина может ощущаться непосредственно нашей центральной нервной системой. И, как результат, наше духовное восхождение совершается без усилий, как процесс роста семени в большое дерево. Физический, психический и эмоциональный баланс достигается как один из эффектов восхождения.
Необходимым начальным условием для занятий Сахаджа Йогой является получение самореализации. Ведь без пробужденной Кундалини мы не сможем узнать о состоянии наших чакр, не сможем медитировать, потому что без Кундалини у нас есть только два основных инструмента – наш разум (сознание) и наше бессознательное. С помощью нашего собственного разума мы не можем решить проблем, которые этот разум и создал. Точнее, за одной решенной проблемой всегда будет скрываться другая, нерешенная, разум всегда нацелен на борьбу с самим собой, с создаваемыми разумом же проблемами. Бессознательное же мы использовать не можем в силу того, что оно просто за пределами сознания, мы можем воздействовать на него лишь косвенно, а это опасно для психики. Кундалини же – это третий инструмент, инструмент духовной эволюции.
Второе условие – это готовность изменить себя, готовность честно посмотреть на все свои достоинства и недостатки, и не бояться признать плохое – плохим, а хорошее – хорошем. При этом вам придется положиться на строгого судью – на самого себя. Пробуждаясь, Кундалини освещает своим присутствием наши чакры и лишь после этого мы можем самостоятельно видеть, что в нас неправильно, а что правильно.
Ну и, наконец, третье – это медитации, желательно ежедневные. Будет лучше, если вы сможете медитировать вместе с кем-нибудь, это всегда эффективнее.
Сахаджа Йога – простой и понятный метод духовного самосовершенствования. Для того, чтобы заниматься этой йогой, не нужно стоять на голове, слепо следовать каким-то указаниям знающих людей или радикально менять свой образ жизни. Главное – ощутить на собственном опыте работу Кундалини. Пробудив эту энергию, вы получите собственный духовный опыт и сможете лучше многое понимать. Задача Сахаджа Йоги - рассказать вам, как пробудить Кундалини т.е. получить самореализацию.
Сахаджа Самадхи
Сахаджа Самадхи – особое духовное состояние сознания. Существует три различных вида духовного состояния самадхи, которые достигаются при медитациях и различных духовных практиках:
Среди низших самадхи савикальпа самадхи есть наивысшая форма. За савикалъпа самадхи идет нирвикальпа самадхи, но между ними огромная пропасть: это две совершенно разные формы самадхи. К тому же, существует состояние и за пределами нирвикальпа самадхи, называемое сахаджа самадхи.
Сахаджа самадхи – это наивысший тип самадхи. В этом самадхи человек пребывает в высочайшем состоянии сознания, но в то же самое время он способен работать в грубом физическом мире. Он удерживает опыт нирвакалъпа самадхи и одновременно входит в земную деятельность. Он стал душой и в то же время использует тело как совершенный инструмент.
В сахаджа самадхи делают привычные вещи, которые делают обычные люди. Но в сокровенной глубине сердца человек переполнен божественным озарением. Когда кто-то достиг сахаджа самадхи, он становится Господином и Мастером Реальности. Можно, когда пожелаешь, отправиться к Высшему, а затем спуститься в земное сознание, чтобы появиться.
Даже после достижения высочайшего типа реализации благословение сахаджа самадхи происходит очень редко. Очень мало духовных Учителей достигло этого состояния. Для сахаджа самадхи нужна бесконечная Милость Всевышнего. Сахаджа самадхи приходит только тогда, когда достигается неразделимое единство со Всевышним, или, когда кто-то хочет показать, в редких случаях, что он и есть Всевышний. Тот, кто достиг сахаджа самадхи и остается в этом состоянии самадхи, сознательно и в совершенстве утверждает Бога каждую секунду, и, поэтому, является величайшей гордостью Трансцендентального Всевышнего.
Сахаджа-Йога
Вишнуитская секта, возникшая в 10-м веке в Бенгалии. Различает два религиозных пути: видхи-марга – наставлений, обязанностей и запретов и рага-марга – путь спонтанной любви. Сегодняшние адепты секты следуют второму пути, утверждая, что духовное посвящение и освобождение возможны только благодаря духовной и физической любви. Обряды сахаджи допускают ритуальный секс. Та разновидность сахаджа-йоги, которая пришла в Россию, прагматична и отличается крайним лицемерием.
Сахасрара Падма
"Тысячелепестковый лотос" — название центра сознания, расположенного на вершине позвоночного столба, на макушке головы каждого человеческого существа. Каждой букве алфавита соответствует по двадцать его лепестков, которые покрывают весь спектр цветов. Он соответствует самой атме (и Параматме). Помимо божеств шести чакр, он является обителью непроявленного Шивы, поэтому когда кундалини достигает его, а затем возвращается вниз, к основанию позвоночника, пронизывая на своем пути все чакры, она не только восстанавливает их силы, ставшие латентными, когда она проходила через них вверх, но и придает им новые качества, происшедшие от ее единения с Шивой.
Саччитананда
Суть Того (Тат) как отличная от Этого (идам). "Это" означает все, пребывающее в области проявленного, как объективное, так и субъективное. Понятие саччидананда составлено из слов сат, чит и ананда (см.). См. также Сат-Чит-Ананда.
Саюджья
Воссоединение с Богом. См. Путь к Богу.
Свадхиштхана Чакра
Колесо, или лотос, расположенный на уровне гениталий. У него шесть лепестков оранжево-красного цвета, которым соответствуют буквы "б", "бх", "м", "н", "р" и "л". В ее неокрашенном центре может размещаться образ макара (крупного водного животного, совмещающего образы крокодила и кита, или дельфина; в литературе он рассматривается также как символ бога любви), который считается указанием на жидкую, текучую, водную энергию, или силу. Божества, которым следует поклоняться в связи с этим центром, относятся к группе проявлений Вишну, то есть ответственны за силы мудрости и любви; однако на низших уровнях это означает внешнее чувственное искушение, низшую форму любви под названием кама (страсть), подобно случаю с проявлениями муладхары (см.).
Свадхьяя
Самоизучение. Слово происходит от сва - собственный, и адхьяя - изучение. Обычно оно считается размышлением на собственными сочинениями и записями, но в широком смысле означает постижение всего, что связано с подлинной сутью человека.
Свадхиайя также означает самообразование. Это философские размышления, беседы, чтения, способствующие осознанию смысла жизни и пути к самосовершенствованию.
Интересно, что Свадхиайя предполагает изучение всех доступных знаний о различных философских системах, религиях, воззрениях. Это необходимо для твердого определения своей жизненной позиции. Утвердившись в Свадхиайе, йогин получает неисчерпаемое поле деятельности.
Свами
Человек, становящийся на путь духовного поиска и нравственного совершенствования посредством практики йоги, получает духовное имя, которое, как правило, является трехчастным. Первый элемент – слово «свами», третий – «сарасвати», эти части содержатся в имени каждого посвященного. «Свами» означает «человек, овладевший собой» с помощью йоги, тот, кто полностью контролирует свои чувства. Второе, центральное имя дается посвященному в соответствии с наиболее выраженными его качествами. Например, в имени Свами Сатьянанда Сарасвати. «Сатьянанда» означает «радость обретения истины».
Свами Вишну Дэв
Свами Вишну Дэв - русскоязычный дипломированный Мастер йоги, с более чем 20-летним стажем духовной практики, обучавшийся в молодости более чем у десяти учителей.
Свами Вишну Дэв родился в 1967 году. В 9 лет он спонтанно интуитивно имел несколько раз переживание Нирвикальпа Cамадхи. После этого его жизнь полностью изменилась. Он стал искать учителей и практиковать различные восточные учения. На протяжении последующих лет обучения он получает посвящения и инициации в различные садханы: Бхакти-, Джняна-, Кундалини-, Раджа-йоги и Йога-Нидры, а также высшей Кашмирской йоги – Адвайта-Лайи.
Он является автором более 90 книг, множества статей, очерков по философии теории и практике йоги и тантры в традиции «Сахаджаяны». Свами Вишну Дэв является инициированным приемником йогической традиции сиддхов естественного пути «Сахаджаяны», держателем нескольких линий преемственности учения Лайя-йоги и духовным наставником для многих последователей России и Украины.
Его деятельность по распространению Дхармы и поддержке Адвайта-веданты в России получила одобрение и признание многих выдающихся учителей и святых.
Свами Праджнянпад
Индийский мудрец Свами Праджнянпад (1891-1974) при жизни был малоизвестен не только на Западе, но и в Индии. Это объясняется тем, что он никогда не стремился к распространению своего учения и никогда не искал общественного признания. Он не читал лекций, не писал книг и не создавал никакого центра.
Признание духовных искателей пришло к нему уже после смерти. Этому способствовали многочисленные публикации французских учеников, вызвавшие интерес к его учению. Интерес этот можно объяснить новым, оригинальным, а порой и вызывающим подходом Свами Праджнянпада к духовности и духовной традиции Индии.
Он не принимал на веру никакие традиционные наставления, какова бы ни была их общепринятая святость. Он заимствовал из них только то, что соответствовало его разуму и его собственному опыту. Таким был его подход ко всем духовным ценностям религиозно-философских учений Индии.
Свами Рама
Шри Свами Рама – наследник величественной традиции гималайских мудрецов. Он является ученым, философом, йогом, филантропом и духовным руководителем для многих людей. Знаменитый индийский йог и духовный мастер, ученик еще более знаменитого в Индии и во всем мире Бабаджи.
Круг лиц, глубоко почитающих Свамиджи, простирается от простых деревенских жителей до лиц, занимающих ведущие посты в индийском обществе. Духовные истории Свамиджи, в которых он рассказывает о различных случаях из своей жизни, кажутся нам удивительными.
Согласно нашей традиции мы твердо верим в то, что "йога" в общем смысле этого слова обозначает все те пути философии и которыми когда-либо следовали великие мудрецы, не только мудрецы Гималаев, но и иудаизма, христианства, буддизма, дзена и суфизма. Слово "йога" включает в себя все те виды практики и лежащие в их основе системы философии, которые обогащают человека внутренне и внешне.
Свами Рама в Индии считали наиболее совершенным среди Гималайских мудрецов и йогов. Он владел этой наукой на столь высоком уровне, что его паранормальные способности изучали целые научные институты Запада.
Свами Сватмарама
Свами Сватмарама (XV — XVI век, Индия) — йогический мудрец, основатель Хатха Йоги. Автор труда Хатха Йога Прадипика. Свами Сватмарама был последователем традиции Натхов, основным учителем которых является Ади Натх или Бог Шива. Известные реализованные мастера данной традиции — Горакчанатх и Матсьендранатх, именем которых названы серии асан Хатха Йоги.
Хатха Йога Прадипика написана в рамках индуистской философской школы йоги и посвящена Шиве, который, согласно традиции индуизма, передал тайные знания о Хатха Йоге своей божественной супруге Парвати. В целом текст состоит из 10 глав.
Свами Шивананда
Свами Шивананда (08.09.1887 - 14.07.1963) - индуистский духовный учитель, широко известный сторонник Йоги и Веданты. Шивананда родился в городе Куппусвами, он изучал медицину и служил в Малайе в качестве врача за несколько лет до того, как обратился в монашество. Свами прожил большую часть своей жизни рядом с Муни Ки Рети, Ришикеш.
Свами Шивананда является основателем общества The Divine Life (Божественная жизнь) и автором более 200 книг по йоге, Веданте и множеству других предметов. Он создал Шивананда Ашрам, местонахождение штаб-квартиры общества The Divine Life на берегу реки Ганг в Шивананданагар, на расстоянии 3 километров от города Ришикеш.
Свами был паломником и осуществлял путешествия по всей Индии, медитировал на святых местах и изучал работы духовных учителей. В 1945 году Свами Шивананда создал Аюрведическую фармацию Шивананды и организовал Всемирную федерацию мировых религий. Он создал Всемирную федерацию Садхуса в 1947 году и Академию Йоги-Веданты в 1948 году. Свами называл свою йогу йогой синтеза.
Свапна
Состояние сновидения. См. Авастха.
Свара Йога
Свара Йога - древнейшая наука о пране и биоритмах физического тела. Эта наука разъясняет, как можно управлять праной, если научиться разумно, манипулировать дыханием. Современная наука с интересом исследует электромагнитные поля, и уже сформировала науку биоэнергетику, которая изучает энергетическую природу человеческого тела. В связи с интенсивным развитием в таких областях, как биоэнергетика, психотроника и фотография Кирлиана, в последнее время к Свара Йоге стали проявлять повышенный интерес.
Хотя Свара Йога практикуется в Индии с давних пор, о ней все еще мало знают как на Западе, так и на Востоке. Это, возможно, объясняется тем, что ее всегда рассматривали как таинственную эзотерическую науку, которая может нанести человеку вред, если он будет неправильно ее культивировать. Поэтому эта древняя традиция сохранялась в строжайшем секрете опытными йогинами, которые донесли до наших дней все ее практики.
Свара Йогу оберегали даже больше, чем большинство тантрических традиций. Инициация (посвящение) давалась непосредственно только из уст учителя в ухо ученика. По этой причине о теории и практике этой тайной науки было написано очень мало - мы порой находим лишь скупые сноски и примечания даже в йогических и тантрических текстах и, соответственно, в английских переводах.
Свара этимологически означает звук собственного дыхания, а йога - единство. Поэтому Свара Йога обеспечивает состояние единства, которое достигается посредством дыхания. Практикуя Свара Йогу, можно понять дыхание, как промежуточное звено в общей цепи жизненных космических сил. Роль дыхания в человеческой жизни невозможно переоценить. Древние риши (или провидцы) еще в глубочайшей древности были знакомы с наукой дыхания и использовали могучие методы воздействия дыхания на психофизическую деятельность человека.
Свара Йогу однако, нельзя отождествлять с пранаямой, которая также использует различные аспекты дыхания. Свара Йога опирается на анализ дыхания и значение различных пранических ритмов, в то время как пранаяма акцентирует техники накопления, контроля и перераспределения праны. Отсюда следует, что Свара Йога вовлекает практику пранаямы, но является наиболее расширенной, интенсивной и точной наукой.
Свастха Йога
Основателем Свастха Йоги является один из трех последних учеников знаменитого гуру Шри Тирумалая Кришнамачарьи.
Данное направление, по сути, представляет собой терапевтическую йогу (Йога Чикитса). Эта практика, направленная на коррекцию здоровья и осознанного пробуждения сил организма, характеризуется щадящим и мягким подходом к занятиям. В основе ее – статическое выполнение асан с детальной отстройкой, динамический вход и выход из них (Виньяса-крама). Особое внимание здесь уделяется Пратикрийя-асане (компенсирующим позам).
Свастха Йога идеально подходит людям, страдающим от самых различных физических недугов, специфика которых определяет направленность практики. При этом классы доступны как опытным ученикам, так и новичкам.
Школа Свастха Йоги - это безупречная система, в которой все составляющие логичны, взаимосвязаны и просты для понимания современного человека. Именно поэтому она считается одним из самых выдающихся учений Индии, вобравшим в себя ценнейшие знания из области практики йоги и Аюрведы.
Характеризуется наиболее приемлемым сочетанием асан, дыхательных упражнений и виньяс, при этом принципы, на которых строится данная методика, успешно используются и в других стилях. Однако она представляет собой тот редкий случай, когда техники пригодны для использования в своем первоначальном виде. Они универсальны и самодостаточны.
Занятие Свастха Йоги, представляющее собой размеренную и неторопливую практику, делится на несколько десятков блоков. Каждый из них состоит из чередования силовых и растягивающих асан, динамических подходов со статической фиксацией и возвратно-поступательных упражнений на растягивание. При этом выполняется два вида Пранаям: Прана-въяяма (базовые дыхательные техники, в частности Уджайи и Капалабхати) и Прана-кумхака (усложненные дыхательные техники с задержкой дыхания).
Воздействие Свастха Йоги на организм: Она дарит каждому человеку ценную возможность вернуться к здоровому состоянию тела, забыть о мучающих заболеваниях и полученных травмах. Благодаря эффективному сочетанию силового тренинга и упражнений на увеличение гибкости, она развивает мышечный корсет, формирует правильную осанку, увеличивает выносливость, подвижность суставов и связок.
Свастха Йога формирует правильную осанку, оздоравливает и подтягивает все тело Регулярная практика позволяет сбалансировать не только тело, но и психику, сделать ее более устойчивой в стрессовых ситуациях и позволить человеку быть счастливым «здесь и сейчас».
Сверх-Я
Введенный доктором Полом Брантоном термин, указывающий, что святой источник нашего существа и корень нашего сознания находится в нас, является нашим подлинным Я. В санскрите эквивалентом является понятие "адхиатма", встречающееся в главе 7, стихах 28-29, и в главе 8, стихе 3 "Бхагавад-Гиты". См. также Высшее Я.
Священная Нить
Священная тройная нить, которую носят брахмины (см.) — посвященные Брахману). Когда ее одевают впервые, над ней произносят слова: "Одень яджнопавиту, высшую, святую, сотворенную вместе с Праджапати (отец всех живых существ), дарующую долголетие, являющую само совершенство. Да пребудет с тобой и Сила и Свет." Эта тройная нить является символом и напоминанием о тройственности Брахмана. Однако йог отвергает ее значение, ибо он знает, что сам по себе является неразрушимым Верховным Брахманом. Он носит это внутреннее знание.
Священные Писания
В первую очередь, это "Веды", которые, как считается, содержат откровения о подлинных истинах и знании. В качестве практического руководства для их верного понимания рассматривается "Тройственное вспомоществование" (Прастхана-трайя), которое включает "Брахма Сутру" ("Веданта Сутру"), десять больших "Упанишад" и "Бхагавад-Гита".
Семейная Йога
Семейная Йога авторская программа занятий состоящая из практик дыхания, асан йоги, медитаций. Занятия йогой вдвоем повышают способности и возможности каждого, также они обладают целительными свойствами, максимально сближают семью на духовном уровне и укрепляют семейные отношения открывая новые возможности.
Семейная йога это парная практика, которая поможет вам улучшить самочувствие и наладить контакт со своим ребенком. Занятия такой йогой детям не покажутся скучными: ведь это динамическая практика.
Кроме того, детям йога поможет развить моторику, гибкость и координацию. У взрослых практика улучшит подвижность суставов, укрепит мышцы спины и корпуса. В программе занятий много упражнений на баланс, которые как раз и тренируют все эти группы мышц.
Сет
Короткая тренировочная программа в Йоге. Обычно сет строят таким образом, чтобы он сам по себе представлял полноценную завершенную тренировочную программу. Выполнение большинства сетов занимает от десяти минут до одного часа. Поэтому сетовый тренинг - весьма удобный вид практики для тех, кто из-за высокой плотности рабочего графика не располагает большими промежутками свободного времени, которые могли бы быть выделены для тренировки.
В подавляющем большинстве случаев сет начинается с расслабления и мягкой дыхательной практики, и заканчивается расслаблением и практикой созерцания. Поэтому асаны, в которых начинают и заканчивают практику сета, это, как правило, - либо позы, специально предназначенные для расслабления, либо позы, специально предназначенные для дыхания и созерцания.
Сиддхи
Представляют собой набор из восьми оккультных сил — достижений, совершенств, или приобретений, — сил разума, проявляющихся в отношении мира. Патанджали не рекомендует йогу намеренно преследовать эти силы; в противоположность, интерес к ним рассматривается как отклонение от высших целей, на которые должен ориентироваться йог, и как несомненное препятствие на пути к самадхи (созерцанию, см.). Эти силы естественным образом вырабатываются, когда йог достигает определенных уровней в движении к своей основной цели, и адепт способен тогда использовать их при необходимости.
Конкретно, эти силы включают способности по собственной воле становиться очень маленьким (анима), большим (махима), легким (лагхима) или тяжелым (гарима); добираться и дотягиваться до любого предмета (прапти); удовлетворять любое желание (пракамья); обладать и контролировать все, что угодно (ишатва); и власть направления любых событий в нужном направлении (вашитва). Последняя способность является наиболее важной, поскольку все, с чем приходится иметь дело, пребывает в области личности, и будучи хозяином всех процессов в этой области, йог или адепт может не сомневаться в своей неподверженности внешним воздействиям и обладании только внутреннего источника побуждений.
Свойства, подобные уменьшению и увеличению, связаны с относительностью и способностью изменять свои собственные пропорции так, чтобы видеть и оперировать большим и малым, вплоть до бескрайних пространств мельчайшего, атомного, и величайшего, астрономического уровня.
Хотя Патанджади описывает сиддхи как благоприобретения саньямы и предоставляет множество соответствующих указаний, он упоминает, что психические силы (необязательно входящие в перечисленные восемь) могут быть выработаны, начиная с рожденья, посредством наркотических веществ, заклинаний (мантр), или аскетизма (тапас). Здесь понятие тапас имеет гораздо более строгий характер, чем тапас, являющийся частью йоги в повседневной жизни, начальной йоги, входящий в пять обрядов ниямы (см.). Без практики восьми аспектов йоги (анга, см.), однако, любая психическая сила, хотя и может быть достигнута, будет функционировать только на низших уровнях. Например, в отсутствие отказа от желаний причинить вред, лгать, воровать, быть чувственным или алчным, требуемого первым аспектом (яма, см.) йоги, психические силы способны вовлечь человека в практики черной магии. Что касается крайнего аскетизма, он способен значительно утончить характер физического тела, но это еще не подразумевает развития разума.
Силы
Это понятие используется в йоге и оккультизме в четырех различных значениях.
Символические Образы
См. Изображения и Образы Божеств; Актер; Аллигатор; Змея и Веревка; Приснившаяся Змея; Художник; Облака и Солнце; Олень, Слон, Мотылек, Рыба и Пчела; Рогатый Заяц; Скрытое Сокровище; Неугасимая Лампа; Город Девяти Врат.
Синдо
Синдо – мягкий и ритмичный стиль практики, созданный Темпу Накамура, японским учителем и врачом. Полное название этой практики Оздоровительная система Син Син Тоитсу До. На Западе эта дисциплина также известна как японская или динамическая йога. Синдо органично сочетает в себе древнюю восточную мудрость и современные научные знания о физиологии, анатомии и психологии.
Синдо – система занятий ориентирована на обычных людей, которым не обязательно обладать хорошей физической подготовкой. Она хорошо сочетается как с размеренным, так и с суматошным темпом жизни. Простые упражнения гимнастики, вибрационные техники, дыхательные упражнения позволяют сконцентрироваться на позитивном восприятии своего тела и сознания, достигая гармонии тела и ума. Комплекс упражнений, основанный на гимнастике Синдо, используется как разминка в различных видах боевых искусств.
Во время практики Синдо следует естественно использовать тело, мыслить позитивно мыслить, концентрировать внимание на выполнении упражнений и стараться постепенно достигать совершенства в их выполнении. Наряду с гимнастикой для гибкости в практику входит контроль дыхания, психологическая релаксация, работа с деревянным мечем, японских массаж. Основой достижения позитивных результатов является регулярная самостоятельная практика. Главная цель Синдо — с помощью простых упражнений и глубокое самопознание очистить свой разум и постичь в себе истинную чистую природу.
Скрытое Сокровище
Урок образа Скрытого Сокровища заключается в том, что оно не возникает из-под земли, если его только лишь желать. Необходимо обладать точными данными о его местоположении, разобрать на этом месте камни и выкопать Сокровище. См. Символические Образы.
Слим Йога
Слим Йога — результат совмещения самых эффективных практик йоги, направленных на избавление от лишнего веса. В ходе занятий используются крийи и пранаямы для разжигания внутреннего огня, т. е. ускорение обмена веществ, и оздоровление пищеварительной системы, а также асаны и динамические комплексы, прорабатывающие проблемные зоны тела, в том числе лицо и шею.
Вся практика выполняется на задержках дыхания после выдоха с использованием бандх (энергетических замков). В ходе занятий оздоравливается гормональная система, происходит омоложение. Каждое занятие мы заканчиваем медитацией для открытия сердечного центра и сакральным пением звука ОМ с чувством любви к себе на создание нового тела.
Регулярно практикующие, Слим Йогу становятся стройнее в среднем на 2 размера в течение 2-х месяцев и отмечают мощный прилив сил. Практика показана и мужчинам, и женщинам особенно в случаях, когда другие способы (диеты, фитнес, психологическое консультирование) не привели к желаемому результату.
Смерть
С мистической точки зрения, смертью является наше телесное условие воплощенной жизни, ибо оно в огромной степени омрачает и погребает подлинную суть человека. Он пребывает в тесных рамках ограничений, хотя с другой точки зрения, благодаря им он один за другим получает множество полезных уроков. Даже смерть тела идет ему на пользу, ибо позволяет душе войти в новый и иной урок следующего воплощения. Таким образом развивающееся существо постепенно восполняет недостатки своих способностей. Йога представляет собой изучение этих уроков и осознанное, волевое заполнение этих пробелов силы, в противоположность пассивному восприятию медленному процессу обучения, обеспечиваемого Природой.
Смрити
Память (см.). Это понятие применяется к большому количеству древних книг, которые, как считается, содержат воспоминания, записи о лично пережитом и испытанном. Термин также используется для тех мыслей (вритти, см.) разума, которые воспроизводят прошлые мысли или образы прошлого опыта.
Сновидение
Это очень широкая тема, но она занимает немного места в практике йогов, ибо сновидения представляют собой в большинстве случаев автоматическую работу низшего ума и тела эмоций (или набора привычек), тогда как рассудочное свойство позитивного, или высшего разума при этом пребывает в неопределенном, неактивном состоянии. В целом, сновидения оказывают целительное воздействие на разум, пребывающий в свободном течении мыслей; фантастичность сновидений позволяет непоследовательным и несогласованным эмоциям прийти в относительное равновесие. Сновидения подобны шторму, неукротимым силам природы, которые, жестоко бушуя, пытаются достичь насильственного равновесия, покоя, хотя сами по себе они не являются жестокими и насильственными.
В сновидения человека могут входить также мысли других людей, а также идеи, нанесенные и оставшиеся привязанными к предметам ближайшей обстановки, например, находящихся в комнате спящего. Сновидения могут, кроме того, обеспечить определенный опыт, получаемый во время "путешествий в астрал" во время сна; многие люди вполне осознанно осуществляют их, хотя обычно не помнят об этом в бодрствующем состоянии. Известно и записано довольно много подобных случаев, когда в сновидении человек встречается и беседует с другими людьми и видит множество удивительных вещей. Решение проблем и открытия, совершенные во сне, осуществляются не пассивностью подсознательного умом, но действиями, происшедших в описанных выше условиях.
Эти путешествия, или проекции в астрал не должны, однако, занимать все время сна человека, ибо умственный и эмоциональный аппарат нуждаются в расслаблении, во время которого они достигают внутренней координации. Помимо прочего, ментальной триаде, по крайней мере, разуму (манасу) необходимо время на размышления наедине с самим собой.
Совершенство Тела
Совершенство тела описывается в различных книгах, посвященных йоге. Патанджали определяет его как правильную форму, красоту, силу, и очень крепкую сложенность. "Упанишады" дают следующие признаки: легкость, хороший цвет кожи, правильное функционирование органов, стройность и невозмутимость. Ни одно из описаний не предполагает изнуряющего тело аскетизма. Некоторые люди проповедуют умерщвление плоти (см.) и пренебрежение им, однако для здравомыслящего человека этот подход неприемлем; единственное, что можно сказать в его пользу: он приводит к развитию силы воли, которое, впрочем, достигается при следовании старому совету: в качестве упражнения человек каждый день должен совершать нечто такое, чего ему не хочется делать. См. также Тело.
Созерцание
Самадхи, последняя, высшая стадия из трех внутренних аспектов (антаранга) раджа-йоги. Полное согласование, или координация всего содержимого разума по отношению к объекту созерцания, в котором невозможно возникновение новых мыслей об объекте, то есть сознание проявлено в своем максимуме, предельном состоянии сознания без ожидания, ведущей к восприятию осознанных ощущений, ранее не испытанных.
Сознание
Нечто внутри нас, или скорее, то, чем мы действительно являемся, то, что осознает и разум, и тело. Мы осознаем наше тело и на самом деле способны чувствовать и видеть его предельно четко и ясно. Также, мы осознаем свой разум и его деятельность. Таким образом, наше сознание нельзя путать ни с разумом, ни с телом. В действительности, сознание есть просто знание, которое не подразумевает и не требует чего-то или кого-то, кто знает. Мы осознаем разум и тело, не сами по себе тело и ум являются бессознательными. См. Чит.
Состояние единства
Состояние единства – это состояние соединенности, это состояние любви, это состояние связанности со всем. Вы испытываете чувство родства со всем, что вас окружает, и на самом деле у вас улучшаются отношения с самим собой. Вы чувствуете Единство с самим собой, вы чувствуете Единство со всеми людьми, вы чувствуете себя единым со всей Жизнью и той Высшей энергией, которая пронизывает абсолютно все.
Состояние Единства проявляется как состояние восстанавливающее здоровье. Человеческое тело имеет невероятную способность исцелять себя. Каждый раз когда ваш ум, тело и сознание сонастроены друг с другом, всегда, когда разные личности в уме, функционируют синхронно друг с другом, Тогда устанавливается внутренний покой. И когда ваше сознание способно воспринимать гармонию, а не разделение, тогда ваше тело работает совсем по-другому. Различные гормоны и энзимы взаимодействуют в вашем теле друг с другом как следует. Различные клетки в вашем теле находятся в лучших отношениях друг с другом. И благодаря состоянию Единства тело начинает исцеляться и восстанавливаться быстрее.
Состояние конфликта
Состояние конфликта - это состояние тревоги, это состояние беспокойства, это состояние в котором многие аспекты в вас правильные или неправильные, которые вы считаете не правильными, или общество, в котором вы живете, или ваше образование сделало их неправильными. И эти различные фрагменты вашего Я спорят друг с другом, они борятся друг с другом. В результате вы слышыте постоянную болтовню в голове, которая мешает вам, это также можно назвать конфликтным внутренним диалогом. Когда люди живут в состоянии конфликтае они теряют много энергии, качество переживание жизни очень низкое, но есть другое состояние сознания, которое называется состоянием единства.
Состояние Стены
Метод медитации, распространенный среди дзен-буддистов, при котором йог становится "подобным стене" (а не смотрит в стену, как иногда полагают), то есть отрешается от желаний, интересов или склонностей.
Спокойствие
Состояние разума, в котором не возникает внутренних конфликтов и противоречий, а внешние предметы воспринимаются одинаково уравновешенно. Во время своей деятельности, йог способен пребывать в мире с окружающим миром, независимо от того, как относится к нему внешний мир. См. также Шанти.
Спонтанная Йога
Почти все первоначальные занятия йогой являются волевой йогой и направлены на подготовку к следующему важному шагу — спонтанной йоге. О ней нет никаких письменных источников, потому что она передаётся от учителя к ученику, но к ней можно придти самому, в результате регулярной практики йоги и стремлению познать себя. Метод получения её от учителя является наилучшим, так как более точный и быстрый. Однако найти настоящего учителя не просто.
Обычная волевая Йога является только подготовительным этапом к Спонтанной Йоге. Инициация в Спонтанную Йогу происходит непосредственно от учителя к ученику. Как это происходит? Авторитетный Гуру пробуждает спящую в ученике силу. В результате чего ученик и выходит на уровень спонтанной Йоги. Спонтанная Йога ведет его к суперсознанию, где душа освобождается от пут физического тела и страданий. Это указывает на начало реальной практики Йоги.
Когда искатель вступает на путь спонтанной Йоги, все волевые усилия отбрасываются. Теперь ключевым словом должно быть сдаюсь. Нужно тотально, полностью сдаться проснувшейся жизненной силе. Это можно сделать через расслабление и отбрасывание всех волевых усилий, исходящих от эго, ума, интеллекта. Волевые усилия удерживают человека на поверхности бытия, на уровне физического тела. В то время как следование за Праной ведет вглубь самого себя, в глубь бытия, вглубь тонкого тела к спонтанности. Это дает опыт других измерений бытия. Искатель должен следовать путем волевой Йоги до тех пор пока не встретит реального Гуру и не получит посвящение в спонтанную Йогу.
Волевая Йога нужна для укрепления тела и подготовки его к пробуждению Праны. Волевая Йога нужна для начинающих, поддержания здоровья и спортивной формы. Как для укрепления жизненной силы, так и для практики спонтанной Йоги необходим целибат, умеренность в еде, практика волевой Йоги и минимальное время для сна.
Стадии Жизни
Существуют четыре стадии жизни:
Таким образом, жизнь высшего Я и ради высшего Я считается обычно наступающей в четвертом периоде — на Западе это приблизительно соответствует 63-му году жизни. Однако йог объединяет все три направления в гораздо более раннем возрасте, и в некоторых случаях, если его предыдущая жизнь была сознательно посвящена йоге, он может начать эту практику с самого детства нового воплощения. См. также Ашрама.
Стихии
Пять великих материальных элементов или состояний материи, махабхуты (см.): эфир, воздух, огонь, вода и земля. Но те элементы, которые известны нам, являются по грубому и видимому миру, не являются чистыми состояниями этих пяти стихий, но их комбинациями, панчикаранами, которые описываются следующим образом:
Страдание
Страдание. В системе раджа-йоги говорится, что страдание причиняется объединением сознания с тем, что оно рассматривает. В ней также подчеркивается, что доля страдания присутствует в каждом подобном объединении. Избавление, однако, заключается не в разрыве такой связи, а путем достижения внутреннего знания, укрепления и направленности, то есть практикой восьми аспектов йоги (анга, см.). Большая часть страданий приходит согласно закону кармы (см.), в связи с чем объясняется, что вред, возвращающийся к нам из-за неверных поступков в прошлом, может быть прекращен добрыми делами в настоящем.
Страсть
Та часть низшего ума (см.), которая связана с нашими чувствами об объектах мира и приводит нас к мнениям о них, к ранее полученным наслаждениям и страданиям, вызванным ими. Такая естественная страсть, кама (см.), приносит возбуждение и придает силу отношениям между разумом и объектами внешнего мира, что приводит внутренне к знанию, а внешне — к действию; это взаимодействие возникает и усиливается до той степени, когда накапливается достаточно много материала для оодключения интеллекта, который обрабатывает и организует полученную информацию. См. также Вайрагья; Васана; Двеша; Желание; Кама; Рага.
Стремление к обладанию
Последнее из пяти клеша, источников несчастья. См. Абхинивеша.
Стретчинг Йога
Стретчинг Йога - это комплексы упражнений для всего тела, заимствованные из практик Хатха Йоги. Подобраны специально для тех, кто занимается танцами, для улучшения гибкости движений, красоты тела, для создания грациозных линий в танце.
Растягивание доставляет удовольствие, если делать его правильно. Ваши линии в танце будут длинными, изящными, а амплитуда движений более широкая. Ключом успеха тут является регулярность и расслабление. Цель упражнений - в уменьшении мышечного напряжения и, следовательно, в обеспечении большей свободы движения.
При правильном подходе к занятиям обрести хорошую физическую форму может каждый. Дайте своему телу и уму время приспособиться к стрессам вызванным физической активностью.
Стхира
Одно из двух важных свойств асаны. Стхира характеризуется бдительностью и постоянством. Второе свойство Сукха - несет в себе понятие комфорта.
Если выполняя Падмасану (позу лотоса) со скрещенными ногами, мы выходим в это положение, делая чрезмерные усилия и преодолевая выраженные болезненные ощущения, то здесь нет ни стихры, ни сукхи. В будущем такой подход может принести только ощутимые проблемы для здоровья. Даже если мы достигаем устойчивость и бдительность (стхиру), но в данной позе отсутствует удобство и легкость (сукха), то этого также недостаточно.
Для совершенства в практике асаны необходимо наличие обоих этих свойств, которые удерживаются на протяжении определенного временного периода. Если же не хватает хотя бы одного элемента, то данную позу нельзя называть асаной. Таким образом, принцип йоги реализуется в том случае, если при выполнении каждой асаны мы ощущаем сосредоточенность и спокойствие.
Стхула
См. Упадхи; Физическое Тело.
Стхула Шарира
Так называют грубое тело человека. Материальное, смертное тело, соответствующее анатомической оболочке, разрушающейся после смерти; одно из трех тел, вместе с тонким и казуальным телами следствием поступков в прошлом (судьбы).
Субьект и Объект
Эти категории представляют собой две стороны сотворенного: объект — материальный, а субъект — умственный, жизненный аспект Природы. Оба они рассматриваются как эманации единой Божественной и верховной Реальности, беспричинной причины всякого бытия и всего сущего; таким образом, они являются теми силами, которые в современных понятиях могут быть описаны как сила, претворяющая прошлое в настоящее (что, по нашему мнению, может служить наиболее точным определением материи), и сила, привносящая в настоящее будущее (что, очевидно, является свойством позитивного разума). Объект и субъект соответствуют функциям Брахмы и Вишну. Третий член Божественной троицы, Шива, пребывает вне категорий объекта и субъекта, и йогу необходимо воспитать свой разум как можно более открытым и незамутненным с целью приближения к этому третьему проявлению Божественного.
Сукха
Одно из двух важных свойств асаны. Сукха характеризуется понятием комфорта. Второе свойство Стхира отражает суть бдительности и постоянства.
Если выполняя Падмасану (позу лотоса) со скрещенными ногами, мы выходим в это положение, делая чрезмерные усилия и преодолевая выраженные болезненные ощущения, то здесь нет ни стихры, ни сукхи. В будущем такой подход может принести только ощутимые проблемы для здоровья. Даже если мы достигаем устойчивость и бдительность (стхиру), но в данной позе отсутствует удобство и легкость (сукха), то этого также недостаточно.
Для совершенства в практике асаны необходимо наличие обоих этих свойств, которые удерживаются на протяжении определенного временного периода. Если же не хватает хотя бы одного элемента, то данную позу нельзя называть асаной. Таким образом, принцип йоги реализуется в том случае, если при выполнении каждой асаны мы ощущаем сосредоточенность и спокойствие.
Сукха-Духкха
"Удовольствие и страдание". В начале своего развития человек вял (пребывает во власти тамаса) и даже не заботится о заблаговременном поиске пищи до тех пор, пока его не начинает подталкивать к этому страдание от голода. Затем он открывает для себя удовольствие процесса питания и другие наслаждения, и с этого момента становится очень энергичным и даже беспокойным (переходит во власть раджаса) в преследовании удовольствий, так что в результате пресыщается ими. Это вновь приносит страдания, благодаря которым он становится разумным и учится управлять своими действиями и желаниями и приводить их в надлежащую упорядоченность (саттва), в соответствии с умеренностью и гармонией, требуемыми законами Природы.
Сукшма
Тонкое тело. См. Упадхи.
Сукшма-вьяяма
Вьяяма - это система упражнений йоги, самостоятельный богатый раздел йогической практики. Основное значение слова вьяяма (санскр. vyayama) – упражнение, но его часто переводят вторым и третьим значением – вращение, разминание. Это не совсем корректно с точки зрения методики вьяямы, которая содержит динамические и статические упражнения в сочетании с дыхательными.
Вьяямы могут практиковаться как начинающими разного возраста и с разной начальной подготовкой, с целью постепенного развития культуры движения, качественной подготовки к практике асан и виньяс, проработки суставов и связок, снятия блоков и зажимов, так и продолжающими и опытными практиками йоги с целью улучшения координации, развития равновесия, проработки моментов, не задействуемых в статике, увеличения жизненной емкости легких и т.д. По тем же причинам практика вьяям может быть полезна в тренировке танцоров, практиков боевых систем, что подтверждает мой опыт как инструктора Традиционного японского фехтования Школы Катори.
При необходимости вьяяма может быть разминкой к практике асан или к другой тренировке, а может быть и самостоятельной практикой на 1,5-2 часа, полностью прорабатывающей всё тело. Кроме основной схемы движения сверху вниз – от головы к стопам последовательно по всем частям тела могут применяться и другие методы – например проработки от периферии к центру.
Важным элементом практики вьяям являются задержки дыхания, на которых выполняются те или иные движения, что усиливает тренировочный эффект. Также активно используется дыхание бхастрика (санскр. bhastrika – кузнечные мехи), которое относится к категории прана-вьяям – подготовительных практик к пранаяме (санскр. prana – жизненная сила, дыхание) и является очень полезным как на уровне физиологии, так и энергетической составляющей.
Сутра
Буквально «нить», религиозный или мистический текст в сжатом виде, в котором зачастую опущены смысловые сказуемые и подлежащие, абсолютно не понятный без соответствующего комментария.
Суфизм
Мистическая исламская доктрина, почти полностью идентичная по технологии мистическому христианству и Бхакти-йоге. Последователи суфизма стремятся обрести божественную любовь и знание посредством особой психотехники. Арабское слово «суфий» происходит от «суф» – «шерсть», поскольку ранние исламские аскеты носили одежду из самой грубой и непритязательной шерстяной ткани. Основная часть суфиев признает необходимость шариата. В наше время существует множество суфийских орденов и подорденов.
Сушумна
Канал (нади) в тонком теле, пролегающий вдоль позвоночника, в позвоночном столбе, начинаясь от чакры в его основании (муладхара, см.) и завершаясь в черепе. В нем пролегает более тонкий канал, ваджрини-нади, а в том — еще один, читрини. Толщина последнего считается сравнимой с тысячной долей толщины волоса; на него нанизаны остальные чакры (см.) и по нему поднимается кундалини (см.). Отверстие этого канала в его основании, перекрытое головой кундалини, называется брахма-двара ("дверь Брахмана"). Рядом с сушумной расположены два других канала: справа пингала (см.), а слева — ида (см.), которые обвиваются вокруг сушумны и соединяются в аджня чакре (см.).
Эти три канала часто рассматриваются как олицетворенные в жезле Меркурия (Гермеса), но этот символ используется также для обозначения многих других троиц.
Сушупти
Состояние глубокого сна. См. Авастха.