Шри Чинмой родился 27 августа 1931 года в небольшой деревушке Шакпура в Восточной Бенгалии, ныне Бангладеш. В семье Шри Чинмой был самым младшим из семи детей. В 13 лет, после ухода из жизни его отца, а затем и матери, Мадал (детское имя Шри Чинмоя по индийской традиции) переехал в ашрам известного йога и основателя интегральной йоги Шри Ауробиндо в Пондишери, где до 1964 года Шри Чинмой учился, работал и практиковал духовную дисциплину. С юных лет Шри Чинмой проявил замечательные способности в сочинении стихов, эссе, музыки и песен, а также достиг значительных успехов в различных видах спорта, особенно в спринте и десятиборье.
В 1964 году Шри Чинмой приехал в Нью-Йорк, чтобы предложить современному западному миру секреты внутреннего мира устремления. С тех пор Шри Чинмой прочитал сотни лекций в университетах всего мира, включая Оксфордский, Кембриджский, Гарвардский университеты, Московский государственный университет, Йельский университет и Сорбонну. В своих лекциях Шри Чинмой раскрывает глубокий смысл многих аспектов человеческого существования. Эти лекции были опубликованы и переведены более чем на двадцать языков.
Жизнь Шри Чинмоя - это выражение безграничного творческого потенциала. Его творческий потенциал на протяжении многих лет щедро проявляется в сфере музыки, поэзии, живописи, литературы, спорта и гуманитарной деятельности. Вклад Шри Чинмоя в каждую из этих областей поразителен. Достижения Шри Чинмоя - это уникальный для современности взгляд на смысл существования человека.
Шри Чинмой рассматривает устремление человека к внутреннему совершенству, осознанию и проявлению божественности как источник, из которого рождаются великие свершения в области искусства, культуры, спорта, науки и совершенствования личности. Живя в сердце и стремясь превосходить свои собственные достижения, человек проявляет лучшее в себе и находит путь к миру и гармонии. Говоря словами Шри Чинмоя, "наша цель - в движении от яркого света к более яркому свету и самому яркому свету, от высокого к более высокому и высочайшему. И даже в высочайшем нет конца нашему прогрессу".
Шри Чинмой регулярно совершал поездки по всему миру, давая концерты и лекции, встречался с руководителями мирового и национального уровня. При этом Шри Чинмой обсуждал с ними вопросы мировой гармонии. Концерты, лекции, выставки живописи и спортивные соревнования Шри Чинмоя всегда проводились бесплатно для всех желающих.
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
От автора
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.