На определенных стадиях пути, или скорее, паломничества йоги, существует возможность приостановить практику созерцания и предаться удовлетворению тем уровнем сознания, который достигнут к текущему моменту, пребывая при этом достаточно долгое время в бестелесном состоянии, вне воплощений. В этом случае присутствует только наслаждение развитым состоянием осознанности разума, но не происходит его дальнейшего развития, для которого необходим опыт воплощенности.
Считается, что подобное в некоторой степени случается со всеми задумчивыми и добрыми людьми, и в этих случаях разум обеспечивается всем необходимым и интересным для высшего разума, сердца и воли, и эти данные становятся объектами размышления и медитации, происходящих в развоплощенном состоянии без усилий и помех. Эта память включает воспоминания обо всех событиях последней жизни, в которых проявлялись Добро, Истина и Красота.
Это некая форма Небес, обеспечивающая возможность внутреннего созревания разума. Очень старые люди способны в некоторой степени испытывать это состояние; они становятся несколько отстраненными от того, что происходит вокруг, и чрезвычайно внимательны к самым отдаленным воспоминаниям. Отец автора этой книги в старости признал, что извлек из воспоминаний гораздо больший прок, чем во время соответствующих событий в прошлом, и сейчас они означают для него много больше, чем раньше, в молодости.
Случай развитого йога, желающего какое-то время отдохнуть, является предельным вариантом описанного выше. Как считается, он становится видеха на тысячи лет. Такой человек по-прежнему обладает сознанием себя как личности, Я; таким образом наблюдение образов и ощущаемое при этом удовлетворение происходят в полной осознанности.
Иногда понятие "видеха" применяется также к божествам и девам, освобожденным существам, которые в прошлом были людьми. Эти существа не отделены от Божественного бытия, или Брахмана, но исполняют различные его функции и свойства.
Другой класс развоплощенных существ описывается как поглощенный, растворенный в Природе (пракритилайя). Они также пребывают в приостановленном состоянии, но в отличие от видех, заинтересованы в наслаждении стихиями, элементами, природными субстанциями воздуха, воды, и т.д., то есть не ментальной, а материальной стороной Природы. Это может происходить с людьми, развившими значительные способности медитации и созерцания и стремящимися к постоянству стихии земли, текучести стихии воды, расширяемости стихии воздуха, или излучению стихии огня. Их мысли склонны к этим объективным совершенствам; считается, что их склонности и удовольствия, получаемые от их восприятия, на длительное время повергают их в состояние наслаждения стихиями. Учеников обычно призывают избегать видехи и пракритилайи и следовать к конечной цели путем веры в себя и веры в Бога (см.).
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
От автора
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.