Кундалини Йога — королевская йога. Это система упражнений, призванная заставить энергию кундалини подниматься из основания позвоночника. Она должна поэтапно пройти по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти ее слияние с Шивой, а также и прекращение собственного сознания йогина.
Занятия Кундалини йогой (школы Йоги Бхаджана) в первую очередь влияют на эндокринную систему. Также активно задействована сердечно-сосудистая и нервная системы, но первой в работу обычно включается именно эндокринная система и различные железы.
Во время занятия с помощью тех или иных упражнений мы воздействуем на определенные железы в нашем организме, и в процессе выполнения крии (комплекс упражнений в КЙ) или медитаций, и под этим воздействием они начинают производить гормоны и выбрасывают их в кровь. Каждая железа производит несколько видов гормонов, так же мы знаем, что каждая железа связана с определенной чакрой (например аджна чакре соответствует гипофиз), а следовательно активизируя работу той или иной железы можно так же влиять и на чакры. Но не только на чакры, а и на большинство процессов в нашем организме, потому как они управляются гормонами.
Кроме того, технология Кундалини Йоги позволяет лучше осознавать свои чувства и мысли. В процессе практики более ярко проявляется способность наблюдать за своей внутренней и внешней реальностью, быть честным с самим собой. Йогин сможет получить заряд бодрости, жизненной энергии и прекрасного настроения на первом же занятии.
Элементы практики — это медитации, мантры, динамические и статические упражнения, дыхательные техники и релаксации. В Кундалини Йоге эти элементы сплетены в тонкую и точную технологию и используются на каждом занятии.
В основу практики положены крийи — последовательность динамических, статических упражнений и релаксаций, направленная на достижение конкретного эффекта (например, крийя облегчающая прохождение энергии вдоль позвоночника или крийя для высвобождения накопленной боли.)
Каждый класс начинается с пения инициирующей мантры, которая через вибрацию верхнего нёба активизирует работу гипофиза, что позволяет повысить чувствительность, улучшить концентрацию внимания на внутренних сигналах и ощущениях, а кроме того делает занятие более комфортным, т. к. увеличивается количество эндорфинов (гормона удовольствия). Затем пранаяма, разминка для позвоночника, растяжки, сама крийя и большая релаксация. В зависимости от выполняемого комплекса упражнений медитация либо предшествует релаксации, либо делается после. Завершается занятие пением заключительной мантры.
Кундалини йога – это йога осознанности. Занимаясь кундалини йогой, развивается способность наблюдать свои желания, эмоции, мысли, ощущения. Что позволяет лучше понимать себя.
Кундалини йога это «социальная йога». То есть практика не требует ухода от общества в «пещеры», а скорее наоборот дает силы и энергию, для того чтобы ярко проявляться в повседневной жизни, будь то семья, работа или любимое дело. Новый уровень осознанности, вдохновение и здоровье, черпаемые из практики, позволят соответствовать быстрому ритму современного человека и его задачам.
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
От автора
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.