Катхак является одним из шести основных классических танцев Индии и одним из самых динамичных видов театрального искусства в мире. Зародился танец в северных провинциях как производное от танцевальных драм древней Индии. Исторически катхак долгое время существовал при храмах. Слово Катхак происходит от «катхой», что означает «искусство рассказывать историй».
Красота танца Катхак заключена в совершенстве пластичных движений рук, изгибов тела и ритмичного движения ног. Причем, в отличие от других индийских танцев, танцор катхак не сгибает колени, выставляя их вперед или в стороны. На щиколотках у танцоров катхак множество колокольчиков. Основными мерилами искусства танца катхак являются умение танцор отбивать ногами целого ряда ритмичных звуков и комбинаций, а также прекрасное исполнение пируэтов.
Нритта - чистый танец занимает в Катхаке основное место. Цель его - демонстрация красоты и грации движения, сложных ритмических рисунков. В отличие от других индийских классических танцев, исполнитель не выставляет согнутые в коленях ноги вперед и в стороны и не совершает глубоких наклонов тела. Жесты (хасты) выстраиваются так, как это естественно получилось бы у любого человека. Поэтому даже неподготовленные зрители могут понять, что хочет выразить танцор стиля Катхак. Танцор должен в быстром темпе совершать многократные движения вокруг вертикальной оси - пируэты. Пируэтов может быть очень много, начинаясь на одном месте, они продолжаются по всему сценическому кругу.
Нритья - состоит из танца, песни и пантомимы. Песня, исполняемая в составе оркестра, находит свой пластический вариант в жестах, позах, мимике танцовщика. В вокальный репертуар входят религиозные песни индийцев - дхурупад и киртон, лирические - газель, стота, тхумри, вандана, дадра и др.
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
От автора
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.