Йога Патанджали – подлинна. Этот стиль Хатха-йоги максимально приближен к первоисточнику – «Йога Сутре» великого риши Патанджали, изложившего путь настоящего йогина. «Приобретая популярность, йога теряет свою подлинность», - учит мастер йогатерапии Джитендра Дас. Но только не в случае с данным направлением.
Основной тезис тренировочной системы – умеренность во всем. Йога Патанджали не проповедует аскетизм, под умеренностью здесь имеется в виду эмоциональная уравновешенность, способность контролировать ум и все системы организма, властвование над возникающими желаниями, непритязательность в повседневной жизни – еде, одежде и т.д.
Регулярная практика оказывает выраженное терапевтическое действие, она доступна даже для людей с заболеваниями различных систем организма, поскольку занятия выстраивается с учетом индивидуальных особенностей ученика. Йога Патанджали интересна, прежде всего, своей аутентичностью. Она отличается глубоким погружением в предмет, поэтому не искажает самой сути практики и ее философских аспектов.
Главной целью йоги Патанджали является стремление нести максимально правдивое и неискаженное учение. При этом оно подается постепенно, без спешки и ровно в тот момент, когда ученик приобретает способность его постичь. Джитендра Дас не раз говорил, что следствием популярности йоги стала ее профанация.
Практика включает в себя Сукчам крийю (суставную гимнастику и динамические упражнения), комплекс Сурья Намаскар, Пранаяму (перед практикой асан используется разогревающая или очищающая Пранаяма, после – охлаждающие дыхание), Асаны, Мудры, расслабление и Медитацию (Дхьяну).
Основная задача преподавателя заключается в составлении наиболее оптимальной программы для ученика. Практика начинается с наиболее простых поз, затем применяются усложненные вариации. Йога Патанджали включает в себя как простые, так и довольно сложные асаны. Доктор Джитендра Дас предлагает недельную программу, согласно которой каждый день отводится для поз определенного типа.
На каждом занятии задействуются все энергетические и физические центры тела. При этом используются перевернутые асаны, позы на сохранение равновесия и раскрытие бедер, наклоны вперед, скручивания и прогибы назад.
Практика начинается с динамической пранаямы, затем выполняются асаны и статическая пранаяма с использованием бандх, и в завершение - медитация. Как правило, курс крийи и шаткармы (особые процедуры для очищения тела) проводится отдельно. Последние являются важной частью йоги.
Сбалансированная практика уравновешивает физическое и тонкое тело. Регулярные занятия оказывают благотворное влияние на позвоночник, вытягивают его и формируют правильную осанку, возвращая телу гибкость и подвижность. Йога Патанджали дарует гармонию и внутреннее равновесие, успокаивает бесчисленные стремления и рождает в душе умиротворенность. Практикуя этот стиль, человек приобщается к «настоящей» йоге, какой ее видели древние мудрецы тысячелетия назад.
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
От автора
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.