Танец Шивы – динамическая йоговская практика. Название танцем этой практики достаточно условно, скорее по внешней похожести движений рук и ног. Танец Шивы - древняя сакральная система контроля и освобождения сознания, искусство Йоги, развивающее сознательный контроль, координацию и потенциальные возможности тела и ума. Основная цель - освобождения от любых привычек, автоматизмов, паттернов и различных ограничений в нашем сознании. Когда Танец Шивы выполняет мастер – это действительно похоже на танец и выглядит впечатляюще, но значимой целью этой практики является уменьшение внутреннего диалога, развитие многовекторности мышления и достижения состояния внутреннего покоя.
В процессе этой практики выполняются плавные спиральные движения руками и ногами в разной последовательности и комбинациях (так что ладонь постоянно направлена вверх, когда рука движется в горизонтальной плоскости или вбок, когда рука движется в вертикальной плоскости). Такие спиральные движения широко использовались в ранних буддийских практиках, на основании который были разработаны боевые техники работы с оружием и собственным телом.
В Танце Шивы существует несколько уровней сложности. Чем выше уровень, тем сложней движение, но заметный эффект достигается даже на начальных стадиях, доступных начинающим, например, при движениях одной руки. Эффект здесь заключается в значительном уменьшении внутреннего диалога, и достижении состояния внутреннего молчания, состояния глубокого покоя. На практике Танец Шивы не требует таких растяжек, как в хатха-йоге. Физически движения достаточно просты, но комбинации движений сложно осознать умом, поэтому, чтобы успешно выполнять практику – нужно постоянно находиться в теле. Довериться телу и дать отдохнуть уму. Это и есть состояние медитации.
Состояние внутреннего покоя достигается и после других медитативных практик, собственно, цель во всех медитациях одна, только достигается различными методами.
Отличительной особенностью Танца Шивы есть тренировка многовекторного мышления. Т.е. расфокусировать внимание настолько, чтобы следить сразу за многими процессами – одна рука делает одно движение, другая – другое, нога – третье. С первых занятий, конечно, такие сложности не делаются, достаточно и более простых комбинаций. При этом не надо специально расслаблять внимание или отключать голову. Это произойдет само собой, если движения выполняются правильно, а именно – плавно и по спирали.
Спиральные и плавные движения сами по себе соответствуют состоянию внутреннего покоя и сбалансированности. Если человек в жизни двигается резко, «механически», это признак того, что внутри у него много беспокойства. Если человек спокоен – его движения плавны и размеренны. В результате спиральных движений руками и/или ногами создается вертикальный энергетический поток.
Во время выполнения Танца Шивы очень хорошо отслеживать свое внутреннее нетерпение, если оно есть, и развивать терпение. Если есть много нетерпения, то будет появляться желание выполнить все движения быстрее.
Еще один важный аспект практики – концентрация внимания на дыхании. За один цикл движения рук или ног делается вдох и выдох. Концентрация внимания на дыхании позволяет еще глубже входить в контакт с телом.
Словарь Йоги
Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги.
Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.
На портале YOGATRAIN.RU этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.
От автора
Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи — в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" — в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" — как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.
На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.
Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.
Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я, воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.
Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.